Компания Microsoft объявила во вторник, что в ее продуктах для цифрового телевидения Microsoft TV будут использоваться технологии компании Predictive Networks, позволяющие отслеживать предпочтения зрителей и предсказывать более удачные схемы персональной рекламы.
Microsoft TV представляет собой программную платформу для сервисов на основе интерактивного телевидения и позволяет оперировать такими устройствами, как телевизоры, видеомагнитофоны и игровые приставки. Добавление к этой системе "программы персонализации" от Predictive Networks позволит не только вычислять, какие программы пользователь смотрит чаще всего, но и определять его демографические характеристики (возраст, семейное положение, доход) и даже его восприимчивость к отдельным видам рекламы.
Все эти данные используются для создания "цифрового профиля" (Digital Silhouette) на каждого зрителя. В дальнейшем "цифровые профили" будут продаваться рекламным агентствам, которые смогут предлагать пользователям рекламу, подобранную в соответствии с их привычками и интересами.
Очевидно, что сообщение о сотрудничестве Microsoft и Predictive Networks уже вызвало озабоченность многих борцов за тайну частной жизни. Они полагают, что данные такого телешпионажа легко могут быть использованы против самих зрителей, если попадут не в те руки.
Между тем представители Predictive Networks считают, что никаких нарушений частной жизни не будет, так как "цифровые силуэты" в базе данных компании связаны не с собственными именами и координатами зрителей, а с некими цифровыми идентификаторами, которые генерируются случайным образом.
"В той модели, которую мы использовали в Интернете, фактический адрес клиента есть только у провайдера, а у нас есть только его анонимный идентификационный номер. И нет никакой возможности сопоставить их, - полагает Скотт Оддо, директор исследовательской группы Predictive Networks. - Та же схема будет использована в случае кабельного ТВ. Если ФБР придет к нам и спросит: "Что смотрел Джон Смит в прошлый вторник?", мы не сможем им ничего сказать, поскольку мы даже не знаем, кто такой Джон Смит. И даже если ФБР вломится в дом к Джону Смиту, взломает его телевизор и выяснит, что его идентификационный номер 254238, мы все равно не узнаем, что именно он смотрел в прошлый вторник. Мы лишь сможем сказать, что он часто смотрит бейсбол и хорошо относится к юмористическим рекламным роликам".
Однако, как отмечает The Register, установить связь между личностью и его "цифровым силуэтом" можно будет и без ФБР: достаточно получить доступ к базе данных Predictive Networks и сравнить ее с какой-нибудь другой базой (например, с базой подписчиков определенного канала).
Остается добавить, что подобные сетевые технологии уже давно описывались фантастами, которые, правда, любят рассматривать крайний случай - когда технология слежки для составления "цифровых профилей" становится буквально вездесущей, что позволяет предсказывать чуть ли не всю жизнь человека. В счастью, в случае с Predictive Networks такой прогноз сбудется не скоро: ее партнер по телешпионажу не очень-то процветает на рынке цифрового телевидения. Единственным серьезным клиентом, использующем программное обеспечение Microsoft TV, является португальская компания Cabo TV, которая в последнее время не очень-то жаловала этот софт. Другой партнер Microsoft, компания UPС, также отказалась недавно от использования программ Microsoft для цифрового телевидения.
С другой стороны, Predictive Networks продолжает разработки в области составления "цифровых профилей". В частности, компания запатентовала биометрическую систему слежения, которая идентифицирует различных пользователей одного и того же оборудования (например, разных членов одной семьи) на основе индивидуальных паттернов при работе с клавиатурой, мышью или пультом для телевизора.