В субботу 24 ноября, на закрытии XI Московского международного фестиваля рекламы состоялось награждение победителей конкурсов "Телевизионная реклама", "Радиореклама" и "Интернет", проходивших в рамках фестиваля.
Конкурс интернет-рекламы появился на фестивале в 1999-м году. Тогда в нем было только шесть номинаций: корпоративная информация, услуги, СМИ, культура и искусство, некоммерческие организации, баннеры. В первый же год интернетчикам не удалось избежать скандала - выяснилось, что восемь из девяти работ, получивших призы на конкурсе, выполнены компаниями, из представителей которых состояло жюри конкурса.
В 2000 году интернет-работы были представлены в двух конкурсах: в конкурсе "Интернет" остались все номинации, касающиеся сайтов, а в "Рекламе в Интернете" помимо "Простых баннеров" появились еще "Медийные баннеры" (имеется ввиду rich media), "Beyong the banners" и "Байрики".
В этом году конкурсы "Интернет" и "Реклама в Интернете" вновь воссоединились, зато "баннерные" номинации обрели вторые и третьи места, коих они были лишены год назад.
Генеральный директор агентства "Промо.ру" Тимофей Бокарев, который два предыдущих года возглавлял жюри конкурса, в этом году даже не вошел в его состав. Возможно, это произошло потому, что работы "Промо.ру" в этом году также выставлялись на конкурс, и Тимофей решил остаться в стороне, дабы избежать обвинений в предвзятости жюри.
Председателем жюри в этом году был выбран Андрей Себрант, генеральный продюсер, директор по стратегии и PR компании Lycos Eastern Europe. Кроме него в состав жюри вошли: Алексей Амилющенко (главный аналитик "Яндекса"), Роман Воронежский (дизайнер "Студии Артемия Лебедева"), Олег Данилов (веб-дизайнер РА "Идалго Имидж"), Валерий Бардин (зам. генерального директора "Национальной электронной библиотеки"), Дмитрий Бредихин (со-директор агенства Proximity Russia), Алексей Антонов (креативный директор Actis Systems).
"Нетоскоп" попросил прокомментировать качество работ, заявленных на конкурс, и его результаты председателя жюри Андрея Себранта, который на днях вернулся из Новосибирска, где на фестивале "Интернить" также "жюрил" конкурс "Бизнес-сайт 2001".
- Андрей, ты участвовал в жюри на конкурсе "Бизнес-сайт 2001" и на ММФР. На твой взгляд, чем отличались работы, заявленные на "Бизнес-сайт" и на Московский фестиваль рекламы в категории "Интернет"?
- К сожалению, хотя сам по себе ММФР, безусловно, является более престижным мероприятием (и, что важнее, в большей степени способен воздействовать на умы и медиапланы рекламодателей), в среднем уровень поданных на "Бизнес-сайт" работ и их количество выше. Выше и разнообразие.
Малопонятная номинация "Информационный сайт" на ММФР была практически пуста. В итоге
первые места не присуждались, третье место получил питерский журнал "Собака". Понятно, что это ни с какой стороны не характеризует состояние информационного Рунета. На "Бизнес-сайте" в этой категории лидировали сайты РИА "Новости" и "Известий". Понятно, что серьезно сравнивать их с очаровательной, но вполне самодеятельной "Собакой" просто некорректно. Увы, профи от рекламы на церемонии награждения лауреатов ММФР увидели именно "Собаку" и только ее.
- Где было представлено больше различных студий?
- Опять же на "Бизнес-сайте", в основном за счет регионалов. Но вот здесь, пожалуй, на ММФР сайты были интереснее. Сайт студии Граф де Сайн Креатив Бутик ( http://www.gdscb.com/ ) не был известен жюри до фестиваля, но взял первое место в корпоративных сайтах ММФР. Не за крутость и список заказчиков - а за изюминку, которая на рекламном фестивале ценится особенно высоко, во всех номинациях, не только интернетовских.
- Где было представлено больше сильных и профессиональных работ?
- Это зависит от категории. В корпоративных сайтах ММФР немного уступал, в промо-сайтах - явно опережал, в информационных и некоммерческих был намного слабее. Я говорю сейчас только о сайтах, попавших в шорт-листы конкурсов (сравните списки на www.internit.ru/2001/business/results/ и 212.114.12.185/catalog1.php3), потому что общее число поданных работ на "Бизнес-сайт" намного выше и, соответственно, выше был процент мусора. На ММФР подача платная, и поэтому даже самовлюбленные дилетанты вдруг начинают трезво оценивать свои возможности и воздерживаются от подачи заявок. А шорт-листы позволяют до некоторой степени сравнивать мероприятия в целом.
- Почему некоторые места на ММФР вообще не присуждались, неужели не нашлось достойных работ? Например, в номинации "Информационные проекты" присуждено только третье место, в номинации "Простые баннеры" нет первого места.
- Да, именно так, не нашлось работ. Про информационные сайты я уже сказал - в этой категории не был подан ни один серьезный проект, и третье место - это до некоторой степени уступка со стороны жюри, мы в этой категории не ориентировались на "международно признанные критерии качества", как старались в других. Просто очень не хотелось снимать эту категорию вообще,
это был бы совсем уж неправильный сигнал рекламодателям.
Аналогично с баннерами. Конечно, в целом уровень баннеров, которые мы видим ежедневно на сайтах, невысок - мягко говоря. Но поданные были совсем уж унылы и непрофессиональны.
- Как отличались результаты конкурса и критерии оценки, по которым лидеров выбирало жюри на двух конкурсах?
- Они были очень схожи с точки зрения профессионализма при выполнении сайта. Однако специфика ММФР требует рассматривать сайт, в первую очередь, с точки зрения выполнения им рекламной функции, а не ЛЮБОЙ бизнес-функции. Снова вернемся к провальной на ММФР категории "Информационный сайт". Если бы даже "Рубрикон" (победитель на "Интернити") был представлен, жюри оказалось бы в сложном положении - к рекламе этот ресурс не приспособлен, да это и не входит в его задачу. Как тогда его судить на рекламном фестивале? Хотя сам по себе он действительно сильнее знаменитой "Британники".
- Как ты считаешь, результаты конкурса отражают реальную расстановку сил среди дизайнерских студий в Рунете или победители конкурса (ММФР) и самые известные и популярные дизайн-студии - это две большие разницы?
- На конкурсах всегда есть некое давление со стороны агрессивных новичков, и это правильно и хорошо. Конкурс - не ежегодная аттестация, это средство (среди прочего) агрессивного маркетинга. Поэтому не удивительно, что часть студий, имеющих устоявшийся авторитет и заваленных заказами безо всяких конкурсов, не участвуют в них. В то же время новички подают помногу работ. Поэтому на каждом конкурсе, к нашему счастью, мы всегда видим какие-то открытия. Но на основе результатов конкурса ни в коем случае нельзя строить какие-то рейтинги.
Здесь, кстати, очень хорошо очередной раз видна незрелость нашего Интернета. В телевизионной, например, номинации ММФР крупнейшие агентства просто не могут не принимать участие.
- Как ты считаешь, почему ни в одном из конкурсов не участвовали такие монстры российского интернет-дизайна как "Студия Лебедева"?
- А зачем? Самоутверждаться им давно не надо, цену они себе знают, и цена эта подтверждена толстой стопкой контрактов от весьма разборчивых заказчиков. Им интереснее, я полагаю, играть уже в другой лиге, и свое право в ней пребывать они доказали, среди прочего, Львом.
- Победы в подобных конкурсах что-то реально приносят студиям интернет-дизайна?
- Зависит от умения использовать эту победу. Некоторым - безусловно, приносят, потому что даже на уровне начала разговора с требовательным заказчиком любая премия помогает: с ее помощью можно оказаться среди участников тендера, куда просто безвестного новичка не пускают. Скажем так - премия есть прекрасное дополнение к портфолио. Но не его заменитель и уж тем более не заменитель хорошей службы продаж, а лишь подспорье в ее работе.