Компания "Рамблер" может начать использовать поисковую систему компании Google вместо собственного поисковика. О переговорах на эту тему рассказал "Нетоскопу" исполнительный директор "Рамблера" Игорь Ашманов. Тестирование американского поисковика на "Рамблере" проходит в настоящее время. Возможно, если решение перейти на Google все-таки будет принято, пользователи получат возможность искать одновременно двумя поисковыми системами.
Свое внимание на Google "Рамблер" обратил по достаточно простой и традиционной уже для российского Интернета причине. Как и многие другие интернет-компании, "Рамблер" стоит перед необходимостью оптимизации бизнеса. Возможно, лицензирование чужого поиска будет для "Рамблера" дешевле, чем продолжать собственные разработки.
Предложение о сотрудничестве такого рода поступило к "Рамблеру" от президента Google Сергея Брина еще в декабре прошлого года во время проведения рамблеровской "Олимпиады" - конкурса бизнес-планов для интернет-бизнеса. Сергей Брин входил в жюри "Олимпиады". По мнению Игоря Ашманова, хотя Google.com и является одним из крупнейших поисковиков в мире, бизнес-модель компании заключается именно в продаже технологий. "Работающих с ними так, как, может быть, будем работать мы, - десятки", - отметил он. Именно поэтому Google, запустивший недавно поиск на русском языке, вряд ли склонен рассматривать "Рамблер" как конкурента. Скорее же - как возможного клиента.
За время переговоров Google снизила расценки, так что теперь у "Рамблера" появилась возможность говорить о реальности такой сделки. Окончательное решение по аренде Google будет принято в течение как максимум двух ближайших месяцев. В принципе, условие простое - нужно, чтобы стоимость аренды была меньше стоимости дальнейшей поддержки собственного ПО. В стоимость поддержки собственного "движка" входит, в частности, оплата работы программистов и закупка новой техники. "Рамблера" использует сейчас 12 серверов, в то время как "Яндекс" - 35, а "Апорт" - больше 40 серверов. "В принципе, в этом году мы прикупим еще 8 серверов, и этого нам должно хватить, - сообщил Игорь Ашманов, - а потом уже будем смотреть, что выгодней".
Снижение расходов - практически единственный плюс и единственная причина для того, чтобы поставить крест на многолетнем развитии "Рамблером" своего поисковика. Не нужно будет наращивать "железо" и не надо будет содержать разработчиков. Минусы же этого решения состоят в том, что, во-первых, зарубежный трафик стоит денег, а все запросы будут уходить на сервера Google, которые, естественно, находятся за рубежом. Во-вторых, Google не понимает русской морфологии, хотя, по словам Игоря Ашманова, это исправимо на стадии отправки запросов. Но как это все будет работать - пока неизвестно. Выяснит это только тестирование.
В любом случае, вряд ли удастся на основе Google сделать поиск по русским новостям, вряд ли российские пользователи смогут самостоятельно регистрироваться, вряд ли получится заниматься подробной статистикой и делать "RUметрику". В общем, невозможно будет осуществить те "фишки", которые можно осуществить при работе с собственным ПО на собственных серверах. Игорь Ашманов уверен, что в этом случае "Рамблер" как поисковик обязательно уступит "Яндексу", который постоянно занимается усовершенствованием своей системы.
Таким образом, в течение этого года "Рамблер" должен будет сделать выбор - развиваться ли как сервисный портал, где поиск - только один из сервисов, или все-таки оставлять поиск одним из центральных моментов. Первое решение поможет "Рамблеру" сократить расходы и проиграть конкурентную борьбу с "Яндексом" в области поиска. Второе - продолжить эту борьбу и сохранить тех пользователей, которые привыкли работать с поисковой машиной "Рамблер".
Отказ "Рамблера" от развития поисковой системы, стоит отметить, может сделать более реальными переговоры "Рамблера" и "Яндекса" о возможном объединении.