/ Профиль недели / 10.09.2001
Нетоскоп
Профиль недели

Новости
АВГУСТ СЕНТЯБРЬ ОКТЯБРЬ
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
2000 год 2001 2002 год

Форум
Клиенты подали в суд на PayPal за закрытие счетов (17)
Корейцы завалили сервер Олимпийского комитета США (6)
На "Газете.ру" решают судьбу российской олимпийской сборной (10)
"Коммерсант" опубликовал Топ-100 IT-менеджеров (11)
Новый сайт "За стеклом" сделал Павел Черкашин (13)
К 2020 году роботы получат гражданские права (10)
Физматшкола 239 компьютеризирована на пиратские деньги (22)
Японцы пытались сорвать сахалинский референдум (219)
Сергей Покровский: "Первые русские хакеры были работниками НИИ" (101)


Разделы

     Дмитрий Старенко - романтичный брокер
Наталья Хайтина
nataly@netoscope.ru


10.09.2001

версия для печати

Дмитрий Старенко - один самых талантливых менеджеров, работающих в сфере финансовых услуг, неоднократно был удостоен звания лучшего трейдера на российском фондовом рынке. Успешную офлайновую карьеру полтора года назад променял на Интернет. Ныне - генеральный директор проекта NetTrader.ru.

- Занявшись вплотную интернет-проектом, Вы пожертвовали карьерой, стабильностью, большими заработками. Ради чего Вы бросили все то, о чем другие могут только мечтать?

- Этот вопрос последние полтора года мне задают буквально все. И бывшие коллеги, и друзья, и враги, и, конечно, журналисты. Давайте посмотрим на мое решение "бросить все" с точки зрения настоящего карьериста, амбиции которого заставляют двигаться только вперед. В моем случае вперед было уже нельзя. Движение вверх возможно было только за счет создания собственного дела. Только вот, когда ваш бизнес офлайновый, никто особо не удивляется. А если вы устремляетесь в Интернет, за вами тянется шлейф романтизма. Это издержки нашего времени, когда истории успеха интернет-проектов пока немногочислены. Я думаю, что через несколько лет грань офлайн- и онлайн-бизнеса будет сглажена, так как и для того, и для другого есть одна формула успеха – это наличие прибыли.

Да, я изначально понимал рискованность и долгосрочную природу такой инвестиции. Но уверенность в том, что я действительно готов "бросить все" пришла после того, как бизнес-идея выкристаллизовалась до уровня концепции проекта, и нашлись другие инвесторы, согласившиеся поддержать эту идею. Это, прежде всего, Юрий Лопатинский, глава инвестиционного банка First Mercantile Capital Group (FMCG). Сейчас эта компания не только является основным акционером NetTrader.ru, но и управляет фондом, цель которого – инвестиции в российский технологичный сектор. В активе FMCG – интернет-портал и сеть интернет-кафе Netcity, консалтинговая фирма Branan, и совсем недавнее приобретение – 42 процента акций интернет-холдинга "Рамблер". Убедить Юрия Лопатинского, прожившего в США немало лет, вкладывать деньги в создание онлайн-брокера западного образца было достаточно легко. Я пришел со своей идеей как раз в тот момент, когда они ее искали.

Теперь о концепции. В последний год работы в инвестиционных компаниях я всегда ловил себя на мысли, что инвестировать от своего имени, то есть как частный инвестор – неблагодарное дело. То, что можно заработать и как это делать – я знал непонаслышке (я много зарабатывал для компании), но как у частного лица мои опции были очень скудны. Я просто восхищался тем, как индустрия частного инвестирования продвинулась в США благодаря Интернету. И как было бы здорово, если бы в России были хорошие и дешевые интернет-брокеры. Рынок просто задыхается от отсутствия новых денег, а деньги частных инвесторов представляют собой силу, способную вывести российский фондовый рынок из состояния спячки и постоянного ожидания прихода дяди Сэма из западного фонда. Дядя Сэм - не дурак, и он не пойдет туда, где люди не инвестируют в собственную экономику. Но самое интересное, что наши граждане в принципе уже готовы вкладывать в российские компании, особенно сейчас, когда мы потихонечку набираем обороты и видны очертания желанной стабильности. Все, что таким людям требуется, это чтобы им дали такую возможность и правильно сориентировали. Чтобы научили. Чтобы были гарантии, что не обманут. Чтобы это было выгодно. И еще, чтобы не отнимало много времени и сил. Вот тут и приходят дисконтные брокеры, как в Америке, и наступает мода на интернет-трейдинг. Но тогда, в конце 1999 - начале 2000 года, это были действительно мечты. В этих мечтах и родилась стратегия создания рынка массового мелкого инвестора. Я четко понял, кому надо предлагать услуги, какое должно быть рыночное предложение и что нужно для того, чтобы этот самый инвестор пришел к тебе за сервисом.

- Вы сами – профессиональный трейдер. Но ведь начатый Вами проект предполагал также владение тонкостями именно технологиями интернет-брокериджа, умение поставить задачу на техническом уровне. Расскажите, как все это было.

- В одиночку я бы никогда не смог поставить задачу на уровне технических спецификаций, так как в то время я очень мало знал о проектировании и разработке информационных систем. Все что у меня было - это бизнес-идея, которую мне удалось преобразовать во внятную концепцию, и то только в моей голове. Я довольно четко представлял себе, как должно все работать, какая должна быть структура у компании и как примерно должен выглядеть конечный продукт глазами потребителей. Все это я мог на словах объяснить людям, смыслящим в брокерском бизнесе, но в то же время, разбирающимся в технологии разработки таких проектов. И мне очень повезло, что такие люди нашлись. Это были системные аналитики из "Российской торговой системы" (РТС) Сергей Лебедев и Надя Александрова, настоящие профессионалы, которым не нужно было объяснять, что такое биржа, что такое фронт-офис и бэк-офис и с чем их едят. Зато ребятам было что рассказать мне. С их помощью моя концепция стала приобретать функциональные очертания, необходимой для получения уже технической спецификации. По прошествии какого-то времени мы стали говорить на одном языке, и тогда уже стало совсем легко ставить задачи на техническом уровне. Параллельно с помощью компании Actis Systems велась разработка дизайна сайта. Далее мы прошли очень долгий путь построения программных модулей и бесконечного тестирования, в результате чего на выходе имели прототип системы.

При разработке интерфейса и всего функционала мы опирались на конечного потребителя наших услуг. А именно исходя из нашей ориентации на массового мелкого инвестора, была выбрана технология "тонкого клиента". Данная технология очень универсальна, она удобна пользователю и в то же время не так затратна для разработчика, как "толстый клиент", или так называемое удаленное рабочее место. Создание и поддержка систем удаленного доступа требует огромных ресурсов. Это значительные затраты на создание самого продукта, и еще более серьезные затраты на содержание армии программистов и специалистов службы поддержки. А для пользователя это означает привязку к конкретному компьютеру, на котором будет установлена программа. Причем каждое обновление версии будет стоить пользователю головной боли и времени на переустановку. Очень часто возникают ситуации, когда установленные у пользователя версии операционных систем несовместимы с программой удаленного рабочего места, и требуются дополнительные настройки, которые может выполнить только специалист службы поддержки. А если ваш клиент где-нибудь во Владивостоке, кто будет к нему выезжать? Есть еще одна тонкость, особенно если клиент работает из офиса и в его компании установлены усиленные системы информационной безопасности (сейчас это актуально для крупных компаний). Здесь понадобятся настройки firewall. Я не хочу сказать, что "толстый клиент" – это одни неприятности, есть, конечно, свои объективные преимущества, но все опять же упирается в то, кто он, ваш конечный пользователь, и нужен ли ему сверхзагруженный интерфейс, копирующий рабочую станцию РТС или ММВБ?

В случае с "тонким клиентом" пользователь чувствует себя комфортно. Он мобилен, так как не привязан к конкретному компьютеру и может запросто отдать поручение брокеру откуда-нибудь из интернет-кафе. Все? что нужно – это наличие Internet Explorer версии 5.0 и выше. Любое обновление версии системы никак не отражается на пользователе. Брокеру это дает возможность постоянно совершенствовать свой сервис, добавляя новые функции и улучшая имеющиеся.

Браузерная технология позволила десятке крупнейших американских брокеров взаимодействовать с более чем десятью миллионами онлайн-инвесторов. Ключом успеха дисконтного брокера является высокая степень автоматизации бизнес-процесса на всех его уровнях, что в конечном итоге позволяет предложить клиентам недорогой, но качественный сервис.

- Сколько денег было потрачено на создание проекта? И в какое время планировалось и планируется теперь окупить эти затраты?

- Начнем с того, что мы не считаем наш проект очень дорогим. Мы делали его экономно. Первичные инвестиции не превысили миллиона долларов. Рыночная ситуация очень быстро меняется. А то, что связано с Интернетом, меняется в 4 раза быстрее, чем в обычном бизнесе. Когда мы начинали разработку бизнес-плана и запускали проект, конкуренции на этом рынке практически не существовало: было 3-4 компании, нераскрученная услуга и большие ожидания. Когда же мы стали запускаться, ситуация кардинальным образом изменилась: это уже более 100 компаний, это повсеместная доступность услуги, это массовый маркетинг со стороны конкурентов. Соответственно, нам пришлось менять свои ориентиры в бизнес-плане. Инвесторы в этом проекте – люди понимающие, они с этим согласились. Сейчас идет речь не о том, чтобы быть первым, то есть сделать что-то и на гребне интереса получить определенную выгоду. Речь уже идет о том, чтобы сделав что-то, придти на более-менее сложившийся рынок и доказать, что ты лучший, что твои условия лучшие, что сервис – высшего качества, что гарантии, которые ты предлагаешь, стоят того и так далее. И соответственно, запланированные сроки тоже растягиваются. Но при этом мы стараемся следить за издержками, чтобы они не росли пропорционально этим срокам. Изначально мы планировали окупиться за 2 года. Теперь может получиться больше. Потому что высокая степень конкуренции влечет за собой дополнительные вложения, больше усилий с точки зрения маркетинга и PR. Плюс конкуренция подхлестывает и заставляет держать более высокие стандарты во всем, а это в свою очередь тоже требует определенных денег.

- Это не вызывает пессимизма у инвесторов?

- В данный момент нет. Когда мы начинали, было уже понятно, что звездная эра Интернета прошла. Вернее, нет. В России эта эра еще не наступила. И того мыльного пузыря, который получился в Америке, мы не ждали. Хотя, конечно, было бы приятно, если бы в спину дул попутный ветер. Но чего не произошло, того не произошло. Так что все понимали, на что мы идем, какими деньгами рискуем. Мы долго очень оценивали – мы проводили исследования, пытались понять, какова наша аудитория, какой у нее финансовое положение, какого она возраста, какое у нее семейное положение, кто наш таргет, наша целевая группа. Мы проводили фокус-группы, приглашали людей с улицы, тех людей, которые вообще ничего не представляют об акциях, об инвестициях, об Интернете, с ними разговаривали. И мы поняли, что ситуация, которая складывается в России, сильно нам может помочь. Первое – это очень оптимистичные темпы роста интернет-аудитории. Далее. В России при неразвитой инфраструктуре Интернет помимо удобства пользования заменяет еще очень многие инфраструктурные провалы, которые сложились исторически. Как то отсутствие хороших дорог, развитых финансовых центров, хороших магазинов возле вашего дома. В России – огромная территория. У нас есть клиенты, которые присылают свои анкеты с таких точек, что я из школьного курса географии не помню, где это находится. Но у людей есть Интернет. Например, в нефтяных и газоносных районах у людей прекрасная связь. И люди пользуются этим. Там люди зажиточные, у них есть на это деньги. Это объективные причины, которые помогают нам в создании нашего бизнеса.

- Из чего складывается доходная часть проекта?

- Это, естественно, комиссионные, которые мы зарабатываем на работе с клиентами. У нас очень хитрая система, мы ее долго разрабатывали, взяли по аналогии с дисконтными американскими брокерами. Мы не считаем комиссию, как процент с оборота. Мы ставим трехступенчатую комиссию, когда за любой ваш приказ, не за сделку, а именно за приказ, потому что по одним приказом может быть две, три сделки, мы берем фиксированное количество комиссионных. Шкала такова. До тысячи долларов мы берем 2,95 доллара. Потом идет от 1 тысячи до 10 тысяч. Там бы берем 14,95. И за приказ от 10 до 50 тысяч, что является единовременным максимумом, мы берем 24,95 доллара. Больше мы не берем ничего. Ни комиссии биржи, ни комиссии депозитариев, ни абонентской платы – ничего. Эта система называется у нас "все включено". Она предельно проста для понимания. Клиентам нравится. Это немножечко, кажется, подороже, с первого взгляда, хотя довольно удобно, потому что вы сами величиной приказа можете регулировать тот процент, который получится в конце концов за исполнение вашей сделки. Если вы ставите приказ больше, то процент уменьшается.

И второй источников зарабатывания – это кредитование деньгами и ценными бумагами. Это называется маржинальная торговля. Регулируется все это очень жестко Федеральной комиссией по ценным бумагам. И есть определенные нормативы, которые мы не имеем права нарушать. Сами ставки у нас невысокие. Это 30 процентов годовых - по рублям и по ценным бумагам. Имеются в виду акции в данный момент.

- Что такое система NetTrader.ru? Чем она хороша и чем отличается от других подобных сервисов?

- В самом названии кроется уже много информации. По крайней мере, можно догадаться, чем мы занимаемся и где нас найти. Мы четко говорим о том, что мы именно интернет-брокерская компания, тем самым отстраняясь от других многочисленных компаний, также имеющих отношение к брокерским услугам. NetTrader.ru - это брокер нового типа (для российского рынка), но во многом копирующий формат американских онлайн-брокеров, работающих с массовым мелким инвестором. Такая проамериканская модель предполагает высокие стандарты в технологии и особенно высокие стандарты в работе с клиентами (не путать с услугами персональных консультантов или VIP-обслуживанием). Наш мелкий инвестор или спекулянт привык к тому, что в брокерских компаниях к нему всегда относились как к второсортному клиенту. Это глубоко засело в сознании самих работников финансовых компаний, и какие бы технические новшества не внедрялись, всегда будет тяготеть атмосфера привычного им бардака. Поэтому отсутствие "совка" искренне изумляет людей, пришедших к нам. И особенно тех, кто уже имел опыт общения с российскими брокерами.

Под высокими стандартами мы понимаем обеспечение максимального комфорта и удобства при работе с брокером. Это и простота в открытии счета, и возможность получения всей необходимой информации и оперативной помощи в любое время (для этого существует круглосуточная служба клиентской поддержки в онлайне и по телефону). Это удобная система обслуживания "все включено". Это современная технология электронной безопасности, предполагающая использование электронно-цифровой подписи. Это особый подход и внимание к нуждам начинающих инвесторов.

А что касается конкуренции, то здесь, как это ни странно, мы не представляем угрозу остальным игрокам, и многие игроки не представляют угрозу для нас.

Конкуренция среди брокеров привела к дифференциации услуг не только в традиционном брокерском обслуживании, но и на рынке интернет-трейдинга. Профессиональные спекулянты, клиенты - юридические лица, начинающие инвесторы, клиенты в регионах, - для каждой из этих групп найдется интернет-брокер, который будет учитывать интересы и запросы именно своей клиентуры. За последние год-полтора количество профучастников рынка ценных бумаг, предлагающих обслуживание через Интернет, выросло до порядка сотни компаний. Установка системы интернет-трейдинга стало своеобразной модой у банков и инвестиционных компаний. Однако лишь немногие компании всерьез занимаются развитием и совершенствованием комплекса услуг, предоставляемых своим клиентам через Интернет. Появился даже специальный термин "провайдеры биржи", носящий негативную окраску, а именно указывающий на то, что компании ограничиваются лишь предоставлением доступа на биржу, забывая о важных составляющих, необходимых для качественного обслуживания клиентов – информационно-аналитической поддержке, оперативной отчетности, технологии электронной безопасности, контроле онлайновых рисков и многом другом. Такие брокеры пытаются поделить уже давно присутствующих на рынке спекулянтов. Там идет нешуточная ценовая борьба, и не особо стойкие в финансовом плане компании вынуждены идти на существенное снижение издержек. Откуда там деньги на улучшение качества обслуживания, на внедрение новых сервисов, на оплату высококвалифицированных специалистов, на маркетинг в конце концов? Такое могут позволить себе только очень крупные компании. Но интернет-брокеридж для крупняка – не основной бизнес, и они в состоянии содержать данную структуру для престижа.

Настоящая угроза конкуренции исходит из новых требований, предъявляемых рынком. Клиенты ведь становятся разборчивей, особенно сейчас, когда с услугами интернет-брокера вышли многие известные традиционные компании, не пожалевшие денег на создание качественного продукта и его продвижение.

- Вы говорите о своей ориентации на начинающих инвесторов. В принципе, в любой компании заявляют, что учат новичков. Чем ваш подход особеннее?

- Как я уже говорил ранее, наша стратегия долгосрочная и подразумевает освоение рынка массового инвестора. Совершенно очевидно, что многие люди, желающие попробовать для себя этот новый вид вложения свободных средств, не обладают необходимыми знаниями и навыками. Поэтому ориентация на массового инвестора подразумевает приоритетное обеспечение комплекса удобных и доступных инструментов обучения потенциальных и существующих клиентов.

Прежде всего, у инвестора есть главный информационный ресурс - это наш сайт. Там находятся такие важные компоненты, как справочная система, позволяющая очень глубоко разобраться в устройстве сайта, торговой системы и всех сопутствующих практических аспектах торговли. Там же - вся необходимая информация о рынке, компаниях, чьи ценные бумаги торгуются на биржах, аналитика.

Для тех, кто совершает самые первые шаги в инвестировании, мы специально разработали руководство по инвестированию. Это моя книга "Один клик – и Вы капиталист". Не буду заострять внимание на книге, о ней и так уже много писали, но скажу, что книга, наверное, самая удачная наша попытка донести знания о российском фондовом рынке и интернет-трейдинге. По крайней мере, человек, прочитавший книгу, сможет грамотно ответить на вопрос, можно и нужно ли ему инвестировать, интересно ли это именно ему, какая стратегия ему подойдет и так далее. Каждую пятницу у нас в офисе проводятся экскурсии, и любой желающий может получить книгу в подарок. Даже если вы пока не готовы стать клиентом. Просто можно прийти, посмотреть на нас. Недовольным еще никто не уходил.

Если человек уже прочитал книгу, для него предусмотрена следующая ступень обучения – семинары и мастер-классы. Раз в месяц мы проводим такие семинары в помещении интернет-кафе Netcity, где у каждого участника есть свое рабочее место. Семинары нацелены на то, чтобы человек буквально за час-два освоился в системе и почувствовал уверенность в том, что сможет начинать торговлю (замечу, что участники семинара уже подкованы в теории). Мастер-класс подразумевает выступление профессионалов. В основном, делюсь опытом с инвесторами непосредственно я сам, но в будущем, наверное, буду приглашать и других известных трейдеров.

Однако стоит иметь ввиду то, что не все клиенты располагаются в Москве и могут физически посещать семинары, мастер-классы и экскурсии, проводимые в NetTrader.ru. В этом плане мы также верны концепции "все не выходя из дома или офиса", так как для тех кто не хочет или не может присутствовать на всевозможных мероприятиях есть возможность получить руководство по инвестированию вместе с пакетом документов для открытия счета. Мы доставляем их курьером в любую точку мира бесплатно.

- Дмитрий, NetTrader.ru очень прочно ассоциируется с Вашим именем. Не исключено, что клиенты готовы доверять свои деньги именно Дмитрию Старенко, а не какой-то безликой интернет-компании. Инвесторы приходят в Вам учиться, читают Вашу книгу. А сколько будет стоить NetTrader.ru без Дмитрия Старенко?

- Небольшая компания, только вышедшая на рынок, не может похвастаться историей и репутацией. Поэтому в конкурентной борьбе она находится в неравном положении с другими игроками. Однако эти составляющие могут быть компенсированы другими. А именно репутацией и историей людей, возглавляющих компанию и стоящих за ней. То есть это своеобразная фора, а дальнейшие очки компания зарабатывает сама. Да, сейчас, когда мы только вышли и нас никто не знает, эксплуатация моего имени позволяет успешно продвигать NetTrader.ru. Но я больше чем уверен, что уже через год компания заработает необходимые очки, чтобы выигрывать в конкурентной борьбе и без имени Старенко. Дело в том, что за год с лишним существования NetTrader.ru под этой вывеской сплотилась сильнейшая команда. Высокая квалификация и эффективность каждого из нас в сочетании с созданным уникальным высокотехнологичным продуктом – вот настоящая ценность компании. Кстати, мы не прячем наших сотрудников, информацию о каждом можно найти на нашем сайте, гордиться ведь есть чем. Люди бросили хлебную и стабильную работу в РТС, МДМ-банке, "Никойле", чтобы сплотиться вокруг романтика-Старенко и выстраивать бизнес с нуля. Значит, это кому-нибудь нужно.

- О каких результатах работы проекта можно уже говорить?

- Сейчас еще рано говорить о результатах, ведь компания запустила свою систему в конце марта, да и то только в тестовом режиме. В полном боевом режиме NetTrader.ru стартовал в июне этого года. Тем не менее, за это время очень много людей проявили интерес к компании и ее услугам (и это фактически при отсутствии рекламы), а порядка двухсот человек открыли счета. Я считаю это неплохим результатом. Для сравнения: некоторые крупные брокеры, вышедшие с услугой интернет-трейдинга гораздо раньше нас и потратившие приличные деньги на рекламу, привлекли не более 300-400 онлайн-инвесторов.

Также нашей заслугой является то, что мы правильно оценили наш целевой рынок, как следует его изучив. Охарактеризовать его можно следующим образом. По большей части, примерно 70 процентов - это люди, не имеющие опыта торговли ценными бумагами, то есть начинающие инвесторы. Практически все имеют высшее или незаконченное высшее образование. Их возраст составляет от 19 до 55 лет, но основной костяк – мужчины 22-30 лет. Если говорить о географии, то мы имеем дело со многими городами и даже поселками. Род занятий наших клиентов очень разнообразен, но вырисовывается тенденция к преобладанию доли представителей IT-cектора.

Такие компании, как мы (интернет-брокеры), в первую очередь вызывают интерес у той прослойки населения, которую принято именовать "средним классом". Многие люди сейчас готовы прийти на фондовый рынок, но не хотят рисковать, поэтому долго присматриваются, внимательно изучают аспекты инвестирования и особенности того или иного брокера. Специфика выбранного нами сегмента заключается в том, что он инертен. Требуется много усилий, чтобы расшевелить этот самый средний класс и заставить его поверить в надежность брокера, в перспективность вложений в российский рынок, в его собственные способности эффективно управлять деньгами. Наиболее осторожные клиенты созревают месяцами. Например, те, кто обратился к нам еще в апреле, только сейчас начали что-то делать на рынке. В принципе, в этом нет ничего плохого. Нашим достижением является то, что мы заполучаем в качестве клиентов нормальных образованных людей. В этом мне, наверное, завидуют конкуренты.

Сейчас интернет-брокерские услуги – это единственное направление нашего бизнеса. Поэтому от его развития будет зависеть и будущее компании. Мы понимаем, что выбранный нами рынок – долгосрочный, здесь не получится быстро снять сливки. Те люди, которые обращаются в компанию, точно воссоздают целевой рынок NetTrader.ru. То есть был произведен своеобразный тест-маркетинг, результаты которого дают основание разворачивать более масштабные маркетинговые кампании. Вот тогда мы увидим эффект снежного кома.

- У вас на сайте есть рейтинги онлайн-трейдеров. И в этих рейтингах Nettrader занимает первое место. Как к этим рейтингам относятся другие трейдеры?

- Страшно не любят. Хвалить себя, конечно, нехорошо. Но мы не претендуем на объективность. Мы пытаемся выработать определенные критерии в этом бизнесе, которые считаем ключевыми. А потом по этим критериям начинаем отслеживать всех других, в том числе, и себя. Получается так, что мы этим критериям, так как мы для себя их выстроили, естественно, соответствуем на 100 процентов, а другие компании меньше. Но мы не говорим, что мы – лучшая компания. Мы говорим, что мы соответствуем на 100 процентов тем критериям, которые мы используем в оценках. Если кто-то не согласен с критериями, он может построить своей рейтинг. Это не рейтинг. Это попытка дать людям начинающим дать возможность соориентироваться. Что им нужно? Нужна ли им как начинающим бесплатная какая-то помощь в обучении, бесплатные руководства. Или это люди, уже профессионально владеющие предметом, они знают, о чем идет речь, им нужен 24-часовой рабочий день, им нужно маржинальное кредитование, им нужен доступ на многие биржи и так далее. Вот эти вот критерии мы и попытались собрать воедино.

- ММВБ сейчас делает свои рейтинги интернет-брокеров, которые оперируют оборотами участников этого рынка. Когда вы планируете войти в первую десятку этого рейтинга?

- Честно говоря, мы этого не планируем. Потому что вся наша работа, в том числе и комиссионная схема, построены таким образом, что мы не приветствуем тысячекратный оборот капитала клиента в течение дня. Мы не занимаемся тем, что даем возможность людям построить такие отношения с биржей, как в казино. Мы пытаемся заставить людей, в том числе экономическими методами, не делать сделок каждые пять минут. Зачем платить лишнее? Хотя нам, в принципе, это не очень выгодно. Каждый клиент, если посчитать, обходится нам довольно дорого. Но мы очень дорожим своими клиентами. Поэтому если мы будем давать возможность нашим клиентам совершать миллион ошибок в день, да еще комиссионной схемой их к этому подталкивать, в конце концов процент людей, теряющих деньги, у нас станет выше, чем у других. Вот этого мы как раз пытались избежать. Поэтому нас на данный момент торговый оборот как критерий сравнения с другими брокерами не интересует. Нас больше интересует доходность операций клиентов, и в этой связи доходность сервиса, который мы им оказываем. Не хочу никого обвинять, но многие прекрасно знают, за счет чего эти рейтинги строятся. Когда сидят просто "молотилки" – людям дают несколько тысяч долларов и говорят: вот сиди, нажимай кнопки. Все только не потеряй. А твоя задача – сделать как можно больший оборот. А потом этот элемент используется в маркетинге. Вот разница в подходах. Нас данный подход не интересует.

- Осень – традиционное время для активных маркетинговых акций. Планируете ли вы что-нибудь для своего широкого продвижения?

- Понимаете, те услуги, которые мы предоставляем, очень зависимы от состояния рынка вообще. Если рынок растет, то любой сервис, который мы предлагаем, уходит на ура. Если же рынок падает, то можно потратить сотни миллионов долларов, все равно нельзя заставить никого ничего делать. Частные инвесторы, как говорят, ходят косяками. Видимо, работает принцип сарафанного радио. И основная масса людей приходит, когда рынок очень горячий, то есть ближе к концу затяжного периода роста. Так было в 97-м году, когда первые люди стали стучаться в двери брокерских компаний и говорить, что они тоже хотят попробовать. А им оттуда отвечали, что вы еще нас не интересуете, потому что у вас очень мало денег и с вами очень много мороки. И маркетинговые усилия, которые компании должны предпринимать по продвижению своих услуг, должны быть жестко привязаны к состоянию рынка. И если рынок находится в состоянии стагнации или падения, то нет смысла тратить большие деньги. Мы как и все остальные сейчас, в состоянии низкого старта. Все ждут, что ситуация изменится глобально и на всех рынках, включая американский, а может быть, и в первую очередь. И судя по тому, что на российском рынке ничего плохого не происходит, российский рынок может показать очень хорошие результаты. Если это произойдет, в этот момент будет очень удобно выйти со своими какими-то маркетинговыми ходами, с массированной рекламой, с какими-нибудь акциями. Сейчас рынок не очень горячий, и мы не торопимся его подогревать, призывая людей к активному участию.

- Как бы вы сравнили ситуацию с интернет-трейдингом в России и США?

- У нас есть очень много преимуществ. По скорости доступа, например. В России используется на 99 процентов прямой доступ, когда ордера клиентов пробрасываются сразу на биржу, не проходя институт маркет-мейкера, не проходя какие-то фронт-офисные департаменты, которые распределяют эти приказы. Конечно, время отклика и исполнения заявки намного быстрее, чем в Америке. У них большим преимуществом у онлайн-брокеров считается время исполнения приказа в 60 секунд. У нас такой сервис доминирует.

У нас другого сервиса пока нет. Крупнейшие американские онлайн-брокеры предоставляют сервис по бумагам, которые торгуются на внебиржевом рынке. Что это такое. Это когда два человека по телефону торгуют между собой. Созваниваются, назначают цены. При этом они могут даже назначать котировки в какой-то электронной таблице. Вот этого сервиса, завязанного на онлайн-брокеров, пока в России не существует. А в Америке он развит очень хорошо. Какие преимущества у этого сервиса. Минус, конечно, это скорость отклика, потому что все приказы проходят через людей. В России особенность построения рынка такова, что все бумаги, которые торгуются на внебиржевом рынке, котируются и торгуются, в принципе, за валюту. А так-как интернет-трейдинг интересен сейчас в основном частным инвесторам, то эти люди не имеют доступа ко всей инфраструктуре валютного рынка. Они не могут по закону рассчитываться за эти бумаги. Череда офшорных компаний, очень сложные схемы, которые заточены годами. И все это заточено под институциональных инвесторов, то есть под западные фонды, западные банки, а никак не под частного инвестора, тем более из России. И если такой сервис появится, рублевый, я думаю, это будет хорошо. Но такой сервис дисконтные брокеры, как правило, предоставлять не смогут. Для этого нужно иметь очень широкий спектр бумаг, покрываемый компанией. Для этого надо иметь очень большие рыночные лимиты на своих контрагентов, большие возможности нести большие риски. Это может делать пятерка крупнейших инвестиционных компаний России, может быть, десятка, максимум. Но они как раз почему-то оказались незаинтересованы в такого рода бизнесе.

- Как Вы себе представляете будущее российского рынка онлайновых финансовых услуг?

- Что касается перспектив развития финансовых услуг в России, мы настроены весьма оптимистично. Здесь достаточно взглянуть на динамику роста российской аудитории Интернета за проследние несколько лет, рост доходов населения, стабилизацию политической и экономической ситуации. Это дает позитивный фон для дальнейшей популяризации интернет-трейдинга, интернет-банкинга и интернет-страхования как эффективного способа управления личными финансами.

Развитие интернет-трейдинга во многом зависит от поведения фондового рынка как такового. Ведь клиенты интернет-брокеров - это в основном частные инвесторы, а они очень чувствительны к позитивным сдвигам и благоприятной конъюнктуре на рынке. В период роста рынка с начала этого года наблюдался резкий рост числа онлайн-инвесторов.

Рост числа инвесторов обязан также широкой пропаганде интернет-трейдинга в целом и агрессивному продвижению своих услуг самими участниками. По моим подсчетам, при дальнейшей повышательной тенденции РТС, число онлайн-инвесторов в России к концу 2001 года будет в три раза превышать уровень начала года. Этот рост в основном происходит и будет происходить за счет начинающих инвесторов. Именно они сейчас пополняют ряды клиентов онлайн-брокеров, и эта тенденция будет только усиливаться.

На мой взгляд, на рынке брокерских услуг через Интернет последует укрепление позиций за несколькими брокерами. Скорее всего, это будут пять-шесть компаний из числа уже действующих в этом бизнесе. Остальные будут менять приоритеты, и интернет-брокеридж будет становится для них не прибылеобразующим подразделением.

Что же касается NetTrader.ru , то я думаю, что через год-два компания сильно вырастет и наш романтизм превратится в скучные рабочие будни.

Обсудить в форуме (Сообщений : 3)

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
40 процентов российских банков уже предлагают интернет-банкинг - 25.07.01
В Москве под Манежем обнаружена Биржевая площадь - 18.07.01
ММВБ назвала 10 лучших интернет-брокеров - 05.07.01
Наталья Хайтина Генеральный директор ММВБ Александр Захаров о новом сайте биржи - 02.07.01
Rambler тренирует игроков на бирже - 24.01.01
Фондовый рынок ММВБ увеличивает интернет-обороты - 03.11.00
Торговать на ММВБ сможет любой интернетчик - 06.09.00




ПРЕСС-РЕЛИЗЫ
Yellow NewsPillow
Возрождение легендарной NewsPillow

АИСТ
Стартует дилерская программа ASP-сервиса SiteManager для веб-студий

Caravan
Караван отменяет все регистрационные платежи на виртуальном хостинге и на размещение физических серверов (Colocation)

Экспресс-Интернет
Система управления сайтом для Веб-студий, а не для Владельцев сайтов. Экспресс-Интернет.

"Логика Бизнеса"
Мария Каменнова вошла в TOP-100 отечественной ИТ-индустрии

Copyright © 2000-2002 Нетоскоп
Информация о сайте

Hosted by uCoz