Компания PricewaterhouseCoopers в понедельник объявила о результатах второго ежегодного исследования европейских интернет-фирм. Полученные данные позволили компании сделать вывод, что "культура интернет-компаний" умирает, а ей на смену приходит более традиционный подход к бизнесу.
В ходе исследования были повторно опрошены 400 высших руководителей европейских чисто интернетовских компаний. Цель опроса состояла в выяснении основных проблем и вопросов, стоящих перед ними в настоящее время.
Судя по опросу прошлого года, приоритеты высших руководителей интернет-компаний включали исключительно вопросы подбора персонала, создание бренда и расширение географии деятельности в рамках всей Европы. Значительно меньшее внимание уделялось рентабельности и работе с клиентами. Кроме того, при ответе на вопрос о наиболее важных чертах менеджера руководители компаний подчеркивали важность творческого подхода и гибкость, а вовсе не наличие соответствующего опыта работы в сфере организации и управления бизнесом.
Однако отчет об исследовании 2001 года свидетельствует о кардинальном изменении в установках, что стало результатом критической переоценки руководителями деятельности своих компаний и осознания новых реалий все более жесткой экономической ситуации.
Как сообщается в пресс-релизе PricewaterhouseCoopers, в 2000 каждый третий менеджер интернет-компаний указывал на сложности, связанные с подбором персонала компании, который бы отвечал соответствующим требованиям. Однако в 2001 году эта цифра снизилась: только один из каждых двадцати опрошенных руководителей назвал эту проблему в числе первостепенных. Основное внимание остальных руководителей направлено на привлечение новых клиентов и снижение затрат.
В качестве одной из основных проблем, стоящих перед интернет-компаниями в 2001 году, было названо обеспечение прибыльности и ликвидности компаний. При этом тактика, используемая руководителями в разных странах, имеет индивидуальные особенности. В Великобритании и Германии компании уделяют наибольшее внимание снижению затрат и общехозяйственных расходов. Во Франции интернет-фирмы стремятся увеличить размер прибыли за счет повышения качества продукции (22 процента), а в Нидерландах наибольшее внимание уделяется маркетингу (32 процента) как способу решения проблемы укрепления бизнеса.
Отмечается явный сдвиг в пользу опыта и навыков управления. Опыт управления и администрирования бизнесом стал самым ценным качеством в глазах руководителей интернет-компаний, хотя еще год назад эти качества находились в самом конце списка ценных качеств сотрудника.
Ник Друитт, представитель британского отделения PricewaterhouseCoopers, отмечает: "Некоторые интернет-компании считали себя "особой породой", к которой не применимы обычные правила ведения бизнеса. Результаты данного исследования свидетельствуют о фундаментальных изменениях в отношении руководителей европейских интернет-компаний к оценке своих приоритетов: сегодня перечень основных задач включает сокращение затрат, достижение прибыльности, приобретение и сохранение клиентов, в отличие от творческого подхода и способности идти на риск, как в прошлом году".
В соответствии с результатами проведенного исследования, основная проблема, стоящая перед европейскими интернет-компаниями сегодня, заключается в осуществлении перехода от статуса венчурной новой компании к прочному бизнесу, не утратив при этом лучших черт присущей этим компаниям культуры.
Интересно отметить, что 72 процента руководителей утверждают, что по-прежнему получают удовольствие от работы. Это свидетельствует об их преданности своей компании, наличии энтузиазма и мотивации.
PwC составил контрольный перечень факторов выживания европейских интернет-компаний 2001 года:
Реалистично оценивайте перспективы привлечения финансирования и не выходите за рамки имеющихся средств.
Сосредоточьте внимание на доступных темпах роста.
Разработайте запасные варианты на случай неудачи с привлечением финансирования в соответствии с первоначальным планом.
Пересмотрите свою стратегию еще раз оцените вероятность успеха вашего начинания.
Направьте усилия на сохранение своих основных активов и разработайте четкую систему внутреннего контроля.
Стройте реалистичные прогнозы, основанные на подлинном понимании клиентской базы и затрат.
Не забывайте про основополагающие задачи бизнес модель, прогнозы движения денежных средств и управленческая отчетность все это является жизненно важными компонентами.
Не теряйте из виду основную цель.
Сдвиг в отношении к бизнесу, продемонстрированный в ходе исследования 2001 года, не сможет прекратить вал банкротств среди интернет-компаний. PricewaterhouseCoopers предупреждает, что ни талант, ни здравое отношение к организации и ведению бизнеса не помогут, если бизнес-модель изначально неверна. Парадоксально, но лишь немногие компании, участвовавшие в опросе, подвергли официальному пересмотру стратегию своего бизнеса.
Борис Краснянский, руководитель консалтинговой практики PricewaterhouseCoopers в России и Украине, считает: "Такое изменение приоритетов руководителей- свидетельство того, что чистые интернет компании теперь оцениваются инвесторами по тем же критериям, что и компании традиционной экономики, а может быть и жестче, учитывая, возрастающие требования к ликвидности вложений в условиях спада. Что же касается пересмотра стратегий интернет-компаний, на мой взгляд в ближайшее время у менеджеров просто не будет выбора, так как таковыми будут ожидание большинства крупных акционеров".