Почти месяц работает в Рунете система статистики HotLog. На рынок она вышла под знаменем борьбы со SpyLOG. Насколько серьезную конкуренцию сможет составить новый сервис, созданный петербургской компанией ANK, большому "Спайлогу", пока можно только гадать.
Система статистики HotLog, вышедшая на рынок 10 октября и с места в карьер объявившая себя конкурентом SpyLOG, обслуживает уже первую тысячу клиентов. Сможет ли она составить реальную конкуренцию SpyLOG? На эту тему пока можно только порассуждать.
Заявление малоизвестной петербургской компании ANK о выходе в свет продукта, который поборется со SpyLOG, мало кто воспринял всерьез. Что же это за компания и что же это за продукт.
ANK создана 2 года назад интернет-деятелем Андреем Кузьминым. Специализируется на офшорном программировании, на Западе работает под другой торговой маркой. Кузьмин занимался в свое время популярным сайтом Mafia.ru, который достаточно выгодно продал в начале 2000 года. В России с конечными клиентами компания не работает. Зато создает публичные сервисы. Среди них - рейтинг Supertop.ru, сервис бесплатных гостевых книг Myguestbook.ru, онлайн-органайзер Daybook.ru, служба регистрации в поисковых системах Submit.ru.
Над системой HotLog работает сейчас 3 разработчика. И один переводчик - скоро будет представлена англоязычная версия HotLog.
HotLog вышел на рынок бороться со SpyLOG не на хапок. Он сразу внятно всем рассказал, чем именно он лучше SpyLOG. Моментов три. Первый: HotLog не требует установки своей кнопки. Второй: все сервисы - бесплатные, и будут оставаться таковыми и дальше. Третий: время хранения данных о вашем сайте - неограничено. Во всем остальном HotLog старается копировать SpyLOG. Здесь можно посмотреть пример обработанной статистики. Конечно, такого количества отчетов, как у SpyLOG, вы не увидите, но все основные необходимые цифры получите. Система, конечно, еще причесывается, поэтому кое-где можно заметить недочеты в выведении отчетов, но они уже не критичны и исправляются.
Если говорить о минусах, то большой только один. Система работает пока под небольшими нагрузками, и крупные сайты ANK обсчитывать на данный момент не берется. К Андрею Кузьмину уже обращался "РосБизнесКонсалтинг", который, как известно, не пользуется услугами SpyLOG. Пока сайты такого масштабы HotLog к себе не берет, но активно к этому готовится. Уже после Нового года, по заверению Андрея Кузьмина, HotLog сможет выдержать и "Яндекс", и "Рамблер". Андрей Кузьмин говорит: "Мы изначально создавали масштабируемую систему, которая при увеличении нагрузки допускает подключение необходимых аппаратных ресурсов. Мы готовы к наращиванию наших мощностей, готовясь к увеличивающейся нагрузке. Мы опережаем, и будем опережать возрастающую нагрузку расширением возможностей системы".
Сейчас количество запросов, обрабатываемых в день HotLog, лишь перевалило за миллион. У HotLog на сегодняшний день всего тысяча клиентов и чуть более тысячи сайтов (один пользователь системы может обсчитывать более одного сайта). В SpyLOG зарегистрировано более 200 тысяч ресурсов. Однако догнать SpyLOG по количеству клиентов HotLog рассчитывает примерно за год. Делая ставку, в первую очередь, на привлекательность бесплатного сервиса по сравнению с все более платным SpyLOG и все более усекаемой его бесплатной версией.
Зачем все это компании ANK? SpyLOG в течение не одного года строил свою систему и лишь недавно начал плавно вводить платные сервисы. И это для SpyLOG путь окупаемости. Планы у ANK - иные. HotLog в России для Андрея Кузьмина - тестовая площадка. Он не рассчитывает зарабатывать на российском рынке, его устремления гораздо амбициознее - конкуренция с американским сервисом Hitbox.com. Hitbox.com предоставляет примерно те же сервисы на Западе, что и SpyLOG в России, предлагая как платные, так и бесплатные статистические пакеты.
У SpyLOG есть англоязычная версия сервиса - Mytrix.com. Но сказать, что она активно развивается - сильно преувеличить. У HotLog, как сообщил "Нетоскопу" Андрей Кузьмин, есть иностранный партнер, заинтересованный в продвижении сервиса вне России. И первый выход системы статистики от ANK за рубежом состоится вскоре во Франции.
Сам SpyLOG хоть и наблюдает пристально за петербургским конкурентом, но воспринимать его всерьез не спешит. Появление на рынке новой системы статистики прокомментировал для "Нетоскопа" директор по маркетингу SpyLOG Алексей Басов.
- HotLog вышел на рынок под знаменем конкуренции с вами. Вы
воспринимаете его как конкурента?
- Счетчиков в Рунете много. В секторе профессиональных статистических
сервисов мы считаем себя монополистами. Конкуренция начинается тогда,
когда кто-то начинает отъедать твои доходы. В пресс-релизе компания
HotLog, если я не ошибаюсь, заявила, что не видит для себя денежных
перспектив на российском рынке. Мы же на нем неплохо зарабатываем. Так
что мы не считаем HotLog конкурентом.
- Как вы оцениваете систему HotLog с технической точки зрения? С точки
зрения функциональности?
- Для старта - оставляет вполне приятное впечатление, хотя ее появление
для нас ознаменовалось забавным случаем. У нас по офису гулял скриншот
отчета HotLog "География", где существовала страна "SpyLOG". Впрочем,
ребята все быстро исправили. (На самом деле, такая фишка в HotLog до сих пор существует. Таким образом ANK отслеживает интерес SpyLOG к своей персоне. 1,5 процента посетителей сайта Hotlog.ru - это посетители из SpyLOG. - Ред.
Если серьезно, оценивать работу ребят трудно, поскольку система
молодая, по технологическому уровню и нагрузкам, отличающимся от наших
на два порядка, мало сопоставима со SpyLOG. Ей предстоит пережить еще
немало болезней роста. Например, HotLog использует тип кода, от
которого мы отказались полтора года назад - когда страница содержит не
скрипт, а ссылку на скрипт. Это значительно увеличивает трафик на
сервер (два запроса вместо одного), и в некоторых браузерах делает сайт
зависимым от состояния сервера системы.
Ребята используют достаточно тяжелый веб-сервер Apache, от которого
когда-то пришлось отказаться, если я ничего не путаю, "Рамблеру", когда
он только достиг 10% нашей теперешней загрузки. Это потребовало от них
серьезной модернизации системы. Мы используем собственный веб-сервер.
В общем, хочется сказать, что объем имеет значение. Алгоритмы
обработки информации и архитектура системы, которые подходят для
небольших сайтов, не подходят для проектов, отличающихся от них по
посещаемости в 100 000 раз. На мой взгляд, HotLog'у предстоит еще
долгий и сложный путь, который когда-то прошел SpyLOG, который
проходит любая компания, занятая в сфере разработки высоких технологий
- путь от экспериментов к продукту.
- HotLog - сервис бесплатный. Вы переходите на платные рельсы. Сможете ли вы вообще конкурировать с аналогичным, но бесплатным сервисом?
- Нам нет необходимости конкурировать с бесплатным сервисом HotLog, так
же, как мы не конкурируем с One.ru, TopList, Top100 и значительным
количеством других систем, предоставляющих неплохую статистику,
которая вполне достаточна для начинающего веб-мастера. Однако если
компания стремится работать со статистикой серьезно, бесплатного
сервиса не может быть достаточно. Необходима телефонная техническая
поддержка, сеть региональных серверов, ускоряющих обмен данными с
удаленными регионами и Европой, непрерывное обновление географической
базы на основе информации непосредственно от провайдеров, сопутствующие
услуги, постоянное технологическое развитие и оперативная реакция на
новые продукты и стандарты (вроде ограничений использования кук в IE
6.0). Такой уровень работы бесплатный сервис, по понятным причинам,
обеспечить не может. Это уже наш рынок, наша специализация, наши
клиенты.
- SpyLOG в последнее время не отличается стабильной работой. В том
числе присутствуют сбои и в платных сервисах. С чем связаны
технические проблемы? Что вы делаете для их решения?
- Технические проблемы прекратились, как и было обещано, по окончанию
внедрения новой технологии обработки данных. Она ускорила обработку и
вывод отчетов в два-три раза. В тот период статистика собиралась, но
не обсчитывалась, и стала доступна после завершения работ.
Ощущения сбоя вызывало, возможно, наше не очень удачное решение, когда
в случае невозможности сгенерировать динамическую кнопку-индикатор
(ту, что с циферками) мы выводили прозрачную кнопку. Как только мы
стали вместо прозрачной выводить статическую (без циферек),
негодование пользователей сразу исчезло, потому что в интерфейсе
статистики они неудобств не испытывали. С платными сервисами
происходила та же история, так как технология, в принципе, писалась
специально под них, и лишь потом мы решили подарить ее и
"бесплатникам". В период работ мы остановили списание средств, в
случае обращений за срочно нужными цифрами запускали принудительный
обсчет, так что ситуация была вполне контролируемой и прозрачной.
- Какие сейчас серверные мощности у SpyLOG?
- Технологический центр у нас расположен в Москве, мы держим у Golden
Telecom порядка 50 серверов. Несколько площадок разбросаны по
регионам, наиболее значительные - это Украина (Киев), Чехия (Прага),
Германия (Франкфурт). Система работает на разных версиях Linux.
Постоянный объем главной базы данных - около 1,5 Тб. В сутки система
фиксирует 75 миллионов загрузок, соответственно, получает около 50 Гб
первичных данных.
- Как изменилось число клиентов SpyLOG с момента введения платных
сервисов? Можете ли вы дать какие-то цифры по количеству платных клиентов? Когда "Спайлог" планирует выйти на операционную самоокупаемость?
- После введения коммерческого сервиса рост числа бесплатных
пользователей не изменился, в сутки у нас по-прежнему идет около 500
регистраций. Видимо, это сейчас почти потолок ежедневного роста для
Рунета. Число платных клиентов я могу впервые анонсировать - это около
4000 компаний и частных лиц. Через несколько дней мы запускаем целую
линейку новых пакетов услуг, ориентированных на задачи крупного и
среднего бизнеса, электронного бизнеса, небольших сайтов и начинающих
веб-мастеров. Мы рассчитываем, что соответствие требованиям и задачам
конкурентных групп клиентов позволит нам расширить нашу клиентскую
базу, и большую помощь в этом нам окажет специальная программа для
дистрибуторов. Что касается окупаемости, то SpyLOG достиг прибыльности
еще в сентябре. Одна из наиболее прибыльных статей доходов - наш
статистический сервис и консалтинг сайтов.