20 июня открылся сайт Kontramarka.ru, на котором можно заказать билеты на спектакли, концерты и фильмы. Но компания РИАТеК не просто создала новый сайт в Сети по продаже билетов. Под этот проект компания eTopS Consulting разработала единую информационную систему, аналогичную единой системе продажи железнодорожных билетов, позволяющую организаторам и распространителям отслеживать продажу билетов в режиме реального времени.
Культурная жизнь в Москве многообразна каждый вечер у желающего отдохнуть есть выбор из более чем 300 культурно-зрелищных мероприятий, билеты на которые можно купить заранее (клубно-ресторанная жизнь тема отдельного разговора). Только в еженедельнике "Афиша" указаны репертуары и адреса около 150 театрально-концертных площадок и 15 спортивных комплексов; до перестройки в Москве было более 100 кинотеатров, сейчас работает не менее 60. Нетрудно оценить рынок билетов на культурно-зрелищных мероприятия по самым скромным оценкам, это порядка 4,5 миллионов билетов в год на сумму от порядка 70-100 миллионов долларов.
Рынок предложений огромен, поэтому организаторы культурно-зрелищных мероприятий заинтересованы в том, чтобы билеты на их мероприятия можно было легко купить.
Схема продажи билетов работает в неизменном виде уже несколько десятилетий. С продажей в кассах театрально-концертно-спортивных площадок все понятно. Что касается компаний, распространяющих билеты на любые культурно-зрелищные мероприятия, несомненно, старейшей является компания "Московская дирекция театрально-зрелищных касс" (МДТЗК), начинавшая свою деятельность как государственная организация. У МДТЗК около 80 театральных касс, размещенных по всей Москве, и распространяет она билеты практически на все культурно-спортивные мероприятия, проходящие в столице. Театрально-концертное бюро "Арба", образованное в 1988 году, стало первой частной структурой по реализации театральных билетов. Весной 1999 по инициативе метрополитена был создан фонд "Содружество - театр-метро". Эта организация занимается торгово-коммерческой деятельностью по распространению театральных билетов и имеет 30 торговых точек в переходах всех станций метро.
Эти три компании в данное время делят большую часть рынка продажи билетов. Есть ряд более мелких игроков (ассоциация "Мостуротель", распространяющая билеты в качестве дополнительной услуги, театральное агентство "Омега", распространяющая билеты по дисконтным картам почетного гостя, и ряд других). Не касаясь финансовых вопросов (наценки на распространяемые билеты, способы взаиморасчетов с организаторами мероприятий) и подходов к организации пунктов продаж, можно сказать, что все они работают с бумажными оригиналами билетов по старинке.
Оригиналы билетов предоставляются организаторами мероприятий (театров, стадионов и т.п.) и распределяются по пунктам продаж каждой из компаний. Дорога получается длинная - из типографии в кассу театра, из кассы к распространителю, от офиса распространителя в пункты продаж, а если билет оказался не продан то снова в обратном порядке. К примеру, в МДТЗК на получение билетов от театров и распределение их по пунктам продаж затрачивается около 3 дней. Соответственно, за 3 дня до мероприятия большую часть билетов необходимо вернуть в кассу театра. Нередка ситуация, когда в одном пункте продаж билеты закончились, а в другом так и остались не проданы и возвращаются организатору мероприятия, несмотря на существующий на них спрос.
Что и говорить - работать с бумажными оригиналами не слишком удобно. Не будем оглядываться на высокотехнологичный западный мир, где все автоматизировано и компьютеризировано. Даже для России такой подход к бизнесу выглядит несколько архаичным. Ведь уже четверть века продажа железнодорожных билетов полностью автоматизирована все пункты продаж подключены к единой базе данных, которая содержит информацию о наличии билетов на любые поезда из любого пункта отправления и пункта назначения. Так же работает система продажи авиабилетов "Аэрофлота", ведется работа по автоматизации продажи билетов от всех авиакомпаний. Вывод напрашивается сам сделать процесс продаж билетов более эффективным для продавца и значительно более удобным для покупателя технологически возможно. А уровень конкуренции среди игроков данного рынка делает это и необходимым.
Именно с идеей построения единой информационной базы билетов на культурно-зрелищные мероприятия, объединения всех пунктов продаж в единую сеть и вышла на этот рынок компания РИАТеК ("Региональное интернет-агентство театрально-зрелищных касс"). Разработанная eTopS Consulting система Kontramarka.ru реализует принципиально новую для России бизнес-модель распространения билетов на культурно-зрелищные мероприятия. В данное время система работает в тестовом режиме, информационная база билетов активно наполняется, автоматизируются билетные кассы партнеров РИАТеКа организаторов культурно-зрелищных мероприятий. Тем не менее уже сейчас работает 6 пунктов продаж билетов, call-центр, около 20 театров распространяют свои билеты через Kontramarka.ru. К концу года РИАТеК планирует увеличить количество пунктов продаж до 20. При полнофункциональной работе Kontramarka.ru должна решительно изменить культурную жизнь Москвы.
Система Kontramarka.ru представляет собой сложно организованную, динамическую информационную систему на базе веб-технологий. Использование веб-технологий позволяет удаленным пользователям (клиентам и партнерам системы) пользоваться информацией и сервисами безопасно и в соответствии с правами доступа. Информация о наличии мест на мероприятия хранится в базе данных главного информационного центра, доступ к которой осуществляется в режиме реального времени из всех пунктов продаж, а также через веб-сайт торговой интернет-системы компании РИАТеК www.kontramarka.ru.
Так же, как и в системе продажи авиационных и железнодорожных билетов, все пункты продаж билетов системы Kontramarka.ru связаны с единой информационной базой данных. Это облегчает распространение билетов (одни и те же билеты могут продавать множество пунктов продаж), и в то же время использование одной и той же базы данных, обновляемой в режиме реального времени, позволяет исключить возможность операционных ошибок в процессе оформления заказа.
Система Kontramarka.ru дает возможность в будущем вообще исключить работу с оригиналами билетов (бумажными билетами), издержки на печать билетов в типографиях, перевозку их от организатора мероприятия к распространителям и возврат назад, если билеты оказались нереализованными. Билеты будут печататься на стандартных бланках по мере продажи так же, как и в случае с авиационными и железнодорожными билетами.
В системе Kontramarka.ru предусмотрена возможность возврата билетов покупателем в любом пункте продаж компании. Как только покупатель возвращает билет, он сразу же вновь заносится в базу билетов и поступает в продажу.
Если у покупателя билетов есть возможность покупать через Интернет (который является один из каналов продаж наряду с традиционными киосками или call-центром), то здесь его ждет приятная возможность выбирать билеты на конкретные места, пользуясь схемой зрительного зала. Не надо вспоминать, чем отличается трибуна А от трибуны D или амфитеатр от ложи бенуара достаточно посмотреть на схему зала и навести мышь на любое место зала, билет на который можно купить. Подсказка покажет расположение места и цену. Если покупателя все устраивает, один клик и место забронировано. Бронирование билета сразу же отражается как в базе данных билетов, так и на схеме зала, которую в данный момент могут рассматривать в своем браузере сотни других покупателей со своих компьютеров.
Заявки на изменение бизнес-подходов к продаже билетов с использованием автоматизации и c созданием компьютерной информационной базы уже делались несколькими компаниями.
Первыми вышли на рынок компании-разработчики программного обеспечения. Еще в 1996 году была создана фирма БИНАРТ для решения задачи по автоматизации системы продажи театральных билетов в городе Москве. Компания ТАИС, известная своей системой продажи авиационных билетов Сирена 2.3, предлагает систему АНШЛАГ, созданную с целью автоматизации процесса распространения билетов на культурно-зрелищные и спортивные мероприятия. Однако эти технологические решения, по-видимому, пока не востребованы.
В июне этого года объявил о своем запуске проект "Кассовая Сеть Билетеръ". К новому театральному сезону "Билетеръ" обещает открыть 20 пунктов продаж, которые будут объединены компьютерной сетью в единый информационный портал, и система начнет функционировать. К сожалению, пока сайт компании содержит лишь пресс-релиз о планах и неизвестно даже, в каком состоянии технологической готовности находится анонсированный проект.
Единственным более-менее близким проектом к Kontramarka.ru можно считать проект Parter.ru, автоматизированную систему бронирования и продажи билетов в режиме реального времени. Этот проект открыт компанией "Партер" совместно с компанией IBS осенью 2000 года.
В целом бизнес-задачи компаний "Партер" и РИАТеК очень близки, обе компании занимаются созданием информационного центра и сети пунктов продаж, которые бы пользовались единым динамически обновляемом источником информации.
Несмотря на сходство проектов Kontramarka.ru и Parter.ru, компания РИАТеК уже при запуске системы Kontramarka.ru в своих планах по автоматизации системы продаж билетов от организаторов идет намного дальше. В системе Kontramarka.ru возможно несколько уровней работы распространителя билетов с организатором. Самый простой уровень: распространитель билетов (будь то "Партер" или РИАТеК) заключает с организатором театрально-зрелищного мероприятия (театром, концертным залом, кинотеатром и т.п.) договор на распространение билетов. Организатор передает распространителю все или часть билетов на реализацию. В базу данных распространителя заносится информация о мероприятии и билетах. Далее распространитель работает с билетами из собственной компьютерной базы данных.
Так работает система "Партер" (по сведениям, полученным нами из открытых источников). Эта схема является лишь простейшей для системы Kontramarka.ru.
Более высокая степень автоматизации продаж, которая возможна в системе Kontramarka.ru, предполагает более тесную интеграцию организатора с системой продаж распространителя. Она позволяет автоматизировать не только работу распространителя (в данном случае, РИАТеКа и его дилеров), но и улучшает работу организатора. Для этого в кассах организатора необходима установка оборудования и программного обеспечения, разработанного eTopS Сonsulting. Это программное обеспечение позволяет автоматизировать продажи в кассах организатора. Кассир будет продавать билеты своим покупателям или выделять билеты распространителю, по мере необходимости перераспределяя их между кассой и распространитем или несколькими распространителями, подключенными к системе Kontramarka.ru. Продажи из любого пункта реализации будут сразу отображаться в базе данных билетов системы, что позволит избежать накладок, которые возможны при продаже одного и того же места как организатором, так и распространителем.
Наиболее сложный уровень взаимодействия организатора с системой Kontramarka.ru обеспечивает максимальную интеграцию организатора с информационной базой билетов Kontramarka.ru. В этом случае касса организатора сможет продавать не только билеты своего театра, кинотеатра или стадиона, а станет полноценным пунктом продаж билетов на любые культурно-зрелищные мероприятия, которые имеются в базе данных Kontramarka.ru. РИАТек в этом случае будет выступать организатором процесса, управляющим работой базы данных билетов и координирующим взаимодействие пунктов продаж.
Таким образом, с помощью системы Kontramarka.ru, РИАТеК планирует автоматизировать не только собственную деятельность по продаже билетов, но и работу своих партнеров организаторов театрально-зрелищных предприятий - в той мере, в которой им это необходимо. Автоматизировать продажу билетов можно постепенно, по мере того, как компании, организующие театрально-зрелищные мероприятия, будут все больше чувствовать преимущества работы с системой. А в случае полного взаимопонимания и успеха покупка билета на любое театрально-зрелищное мероприятие Москвы станет эффективной, комфортной, защищенной от спекуляций.
Подводя итоги, можно сказать, что состояние конкурентной среды позволяет говорить о реальной возможности для компании РИАТеК с системой продажи билетов Kontramarka.ru стать лидером на этом рынке. По нашим сведениям, МДТЗК и аналогичные ей организации пока не планируют автоматизацию своей деятельности. "Партер" является потенциально серьезным конкурентом. Однако за полгода существования системы "Партер" пока реализована лишь малая часть анонсированных при открытии возможностей, информационная база билетов до сих пор невелика. Поэтому, несмотря на полугодовое запоздание "Контрамарки", у нее есть реальные возможности уже на старте опередить "Партер" в автоматизации продаж билетов на театрально-зрелищные мероприятия с использованием единого информационного центра.