В последние 20 лет в Голливуде появился новый персонаж - хакер. В зависимости от замысла режиссера и знания им предмета, на экране возникают либо плоские персонажи, изображающие компьютерных взломщиков в комическом ключе, либо нечестивые злодеи, либо озорные гении, либо герои-анархисты. С течением времени и развитием новых технологий меняются представления о хакерах - и меняются типажи Голливуда.
Эволюции взглядов кинорежиссеров на компьютерных взломщиков посвящена обзорная статья, опубликованная в среду на CNN News. Автор статьи сравнивает, как изменялся голливудский типаж хакера на экране - по мере того, как менялось представление о хакерах в обществе.
В последние 20 лет в Голливуде появился новый персонаж - хакер. Он быстро набрал популярность, особенно среди мальчиков-подростков. В кино хакеры изображаются очень по-разному, в зависимости от замысла режиссера и знания им предмета. На экране появляются либо плоские персонажи, изображающие компьютерных взломщиков в комическом ключе, либо нечестивые злодеи, либо озорные гении, либо герои-анархисты. С течением времени и развитием новых технологий представления о хакерах - и меняются штампы Голливуда.
Сами хакеры и люди, разбирающиеся в компьютерных технологиях, обычно получают от фильмов с участием этих персонажей подлинное наслаждение. Как только на экране появляется хакер, кино, каким бы серьезным оно ни было, практически всегда обращается в комедию.
Первый фильм, в котором появились компьютерные взломщики, вышел в 1982 году и назывался "Трон" (Tron). В фильме в качестве одного из аспектов сюжета использовалась концепция киберпространства. Действие фильма происходило в параллельном мире, где сражались его добрые и злые обитатели.
Программист Кевин Флинн (его роль играл Джефф Бриджес) разработал видеоигру, которую у него украл его босс. Затем босс уволил героя. Флинн попытался взломать компьютерную систему компании, чтобы получить доказательства кражи. Система безопасности засекла его и затянула в киберпространство, где Флинн был вынужден сражаться с силами безопасности, чтобы выжить.
Хакер в фильме одерживает победу над силами зла как в кибермире, полностью непохожем на реальность, так и в реальном мире, в котором все связано компьютерными сетями - что полностью отражало растущий интерес к Интернету в том десятилетии.
В 1983 году был выпущен фильм "Военные игры" (WarGames), который представил хакеров новому поколению любителей компьютеров. Как раз тогда начали набирать популярность персональные компьютеры. В фильме расписываются опасности, которым подвергает себя любая компьютерная система, если у нее есть выход в Сеть.
Дэвид Лайтман (его сыграл Мэтью Бродерик) любопытный подросток, который собирается взломать компьютер компании-разработчика компьютерных игр. Вместо этого попадает в компьютерную систему стратегического центра управления ядерными ракетами, где запускает эмулятор ядерной войны, думая, что это компьютерная игрушка.
Естественно, военные решают, что уже началась война, и принимают ответные меры. Вот-вот начнется мировая война. Предотвратить ее юный хакер может только с помощью создателя эмулятора.
В этом фильме впервые показан хакер-подросток. Также даны наметки основного конфликта многих хакерских и околохакерских фильмов: между компьютерными взломщиками и военными.
В 1985 году Голливуд разродился фильмом "Настоящий гений" (Real Genius). В нем рассказывается о хакерах-подростках, которые лучше многих взрослых понимают и применяют компьютерные технологии. Они учатся в университете и помогают своему профессору в работе над мощным лазером. Однажды они узнают, что профессор украл лазер и продал его военным как оружие. Тогда они взламывают механизм контроля, чтобы отомстить профессору и его верному ученику.
В этом фильме впервые рассказывается о злоумышленниках, которые обманом втягивают хакеров в свои темные дела.
В 1992 году появился фильм "Тихушники" (Sneakers), в котором впервые показывается такой действенный хакерский прием, как социальная инженерия: получение информации или компьютерного пароля у пользователей при помощи различных ухищрений. Кроме того, создатели фильма углубляются в проблему шифрования данных.
Правительственные агенты нанимают нескольких компьютерщиков радикально левых убеждений - для того, чтобы они добыли загадочный черный ящик, о котором ничего неизвестно. Как только ящик оказывается в руках группы, они немедленно понимают, что его назначение взламывать шифры и проникать в засекреченные компьютеры. "Правительственные агенты" оказываются членами мафии, которые собирались использовать черный ящик в своих неправедных целях.
Вторая половина 90-х годов в отношении хакерства была еще более плодовита. Растущая популярность Интернета и раздуваемый средствами массовой информации ущерб, который ему наносили хакеры, послужил толчком для появления на экране большого количества разнообразных хакеров.
Большинство связанных с компьютерами фильмов тогда напоминали слезливые мелодрамы, а хакеры превратились из мультяшно-однозначных хороших парней в точно таких же мультяшно-однозначных, но уже плохих парней.
В 1995 году вышло аж три фильма, в котором то или иное участие принимали герои-хакеры.
Первым из них стал "Золотой глаз" (Golden Eye), один из многочисленных фильмов о Джеймсе Бонде. По сценарию Бонд борется против русской мафии и коррумпированных русских военных, которым помогает зазнавшийся русский хакер.
Хакер бывший программист, который помогает противникам Бонда украсть новейший вертолет и спутниковое оружие, которое может поражать компьютеры и электронную технику на несколько сотен миль вокруг. Это первый фильм, в котором на экран выходит "плохой" хакер. Возможно, часть сюжетных ходов подсказал сценаристу имевший место в середине восьмидесятых взлом правительственных систем США, который осуществили по заказу КГБ немецкие хакеры.
Второй фильм этого года это знаменитые "Хакеры" (Hackers). Над этим фильмом хохотали до слез все, кто хоть сколько-нибудь соображал в компьютерах. Фильм таит в себе массу прелестных моментов, каждый из которых способен вызвать настоящую истерику у более-менее грамотного зрителя.
Что стоит, например, эпизод, в котором русский хакер с внешностью бомжа сидит на скамейке и через ноутбук взламывает суперзащищенный сервер в Америке. Не иначе как с помощью висящего у него прямо над головой спутника. Ну или как главная героиня перепутала Macintosh и Pentium. Или про то, как разработчик супервируса охотился за одной-единственной дискетой с куском этого вируса. Хороший фильм.
В общем, фильм показывает хороших хакеров, которые сражаются с плохим хакером автором того самого вируса и срывают все его планы. Попутно они справляются и с федеральными агентами, которые, конечно же, хотят всех арестовать. Финал, в котором происходит международное братание всех хакеров планеты, воистину умиляет.
Автор статьи акцентирует внимание на том, что в этом фильме описаны умные, но еще не слишком опытные и очень скучающие подростки, которые именно от скуки становятся хакерами. В этом фильме впервые на экране появляется девушка-хакер.
Третьим фильмом о хакерах в 1995 году стала "Сеть" (The Net). В нем рассказывается о том, как важна конфиденциальность персональной информации в эпоху, когда практически все о человеке записано в компьютер.
Компьютерного эксперта Анджелу Беннет просто взяли и стерли из компьютеров. А вместо нее нарисовали немыслимо криминальную личность под тем же именем. Теперь она должна восстановить свое доброе имя теми же методами.
Хакеры в этом фильме могут делать абсолютно все, для них нет недопустимых команд или неправильных запросов. Например, они могут украсть данные с удаленного персонального компьютера, который при этом не подключен к Сети. А могут записать несколько гигабайт информации на одну дискету.
При просмотре фильма становится ясно, что никто из съемочной группы не знал, как работают на компьютере, а зарплата консультанта пошла в карман режиссеру.
Затем в хакерских фильмах наступило некоторое затишье. Иногда появлялись куски сериалов, обычно в фантастических или в криминальных, где действовали хакеры, но ничего глобального создано не было.
И вот в 1999 году появилась знаменитая "Матрица" (Matrix). Сюжет этого фильма настолько известен, что его можно даже не пересказывать. Практически впервые на экране появляется неоднозначный персонаж, который вызывает не смех, а что-то вроде зрительской симпатии. Появление этого фильма стало символом того, что в жизни широкой публики новые технологии стали достаточно привычным явлением. Об этом говорит как достаточно высокий технический уровень фильма, так и его адресованность к широкой аудитории.
В 2001 году появился фильм "Антитраст" (AntiTrust). В нем принятый на работу миллиардером, жадиной, параноиком - нет, вовсе не Биллом Гейтсом, как кто-то мог бы подумать - маленький человек, программист Мило, вступает в смертельную схватку с работодателем, стремящимся монополизировать все, что можно, объединив электронные коммуникационные устройства в "единую сверхмощную систему, включающую телевидение, Интернет, радио и телефон".
История пошла по спирали с чего начали, к тому и пришли (см. "Трон"). Но на более высоком технологическом уровне - поскольку консультантом выступил сам Линус Торвальдс.