|
|
Национальная Интел Интернет Премия: КПД 5%.
Алексей Ковалев
a@result.ru
13.03.2001
Эта статья Алексея Ковалева, сотрудника агентства "Результат", была опубликована 5 марта на сайте Internet.ru под редакционным заголовком "Национальная Интел Интернет херnR". 7 марта редакция статью сняла, а на ее место вывесила следующий текст: "Редакция Internet.ru приносит извинения корпорации Intel за заголовок статьи, опубликованной на нашем сайте в понедельник, 5 марта. Статья была удалена с сервера по просьбе компании Port.ru". Произошедшее породило огромное количество вопросов и обсуждений в кулуарах. Здесь статья публикуется под оригинальным заголовком. А все заинтересованные лица приглашаются к обсуждению как самой статьи, так и возникшей вокруг нее ситуации. |
|
|
Вот и отгремело, отыграло, отпело и вяло отхлопало очередное действо под названием Ежегодное Вручение Национальной Интел Интернет Премии. Возьму на себя смелость подвести итоги, но сначала хочу задать простой вопрос: "Вам понравилось?". С этим вопросом я обращался ко многим в кулуарах доронинского МХАТа, где, собственно, и происходило само вручение. В подавляющем большинстве случаев ответ был негативный.
Церемония открылась с опозданием на час; при этом организаторам пришлось имитировать полный зал, сгоняя людей с балконов в партер. Апофеозом часовых "брожений" собравшейся публики стало объявление устроителей, передать смысл которого можно словами: "Господа, сядьте, замолчите и не мешайте работать телевизионщикам!". Господа (топ-персоны российского интернета, номинанты, журналисты и прочие инсайдеры интернет-рынка) сразу почувствовали себя чужими на этом празднике жизни.
Нам неоднократно приходилось слышать мысль о том, что торжество задумывалось не ради сидящих в зале номинантов и журналистов, а ради массовой аудитории, которой будет показана прилизанная телевизионная версия. Телевизионную версию уже показали, и она действительно была окультурена путем вырезания неловких пауз и монтажа улыбающихся лиц с абсолютно несмешными залу шуточками ведущего. Кстати о ведущем: актер Юрий "Гоша" Куценко, известный публике по спектаклю "Чапаев и Пустота" и фильму "Мама не горюй", откровенно всех разочаровал, поскольку явно не понимал смысла происходящего, сально шутил на тему прокладок и "действительного члена", а вершиной его "искрометных" монологов стало сравнение Интернета с утюгом. Непонятно, кто выглядел при этом большим идиотом сам г-н Куценко, или те, кто сидел в зале.
В апреле 1999 года в интервью Internet.ru один из академиков Российской Академии Интернета Антон Никитин сказал: "-к публике должны выйти профессор Капица и кинорежиссер Кончаловский и сказать: "Интернет это хорошо!" Тогда есть все шансы, что стрелки общественного мнения повернутся в нужную сторону-". Профессор и режиссTр, певец и юморист, ведущий и футболист, феминистка и главный редактор за последние два года уже побывали на сцене и зачастую несли оттуда такую чушь, что было откровенно жаль и этих милых, обаятельных людей, оказавшихся не на своем месте, и Интернет, который они неуклюже "продвигали в массы". Скажите, какое моральное право числиться академиком Российской Академии Интернета имеет человек, признающийся со сцены, что компьютером почти не пользуется? Как выглядел бы в глазах публики, например, академик-животновод, публично заявляющий, что кроме соседской собаки он за свою жизнь встречал лишь слона в зоопарке, да еще мельком корову в младенческом возрасте?
Беда в том, что нам показали совсем не тот Интернет, в котором мы живем, совсем не те песни, которые мы слушаем, совсем не те шутки, которым мы улыбаемся. Чтобы убедится в этом, достаточно сходить на сайты музыкальных хит-парадов, анекдотов, компьютерного юмора и просто в рейтинги ресурсов. Сходить и сравнить пристрастия рядовых пользователей с тем, что происходило на сцене в перерывах между вручением призов. Попробуйте найти там группу "А-Мега", Хлебникову или глубоко уважаемого мной Подгородецкого, развлекавших публику игрой и пением. Жидкие аплодисменты, уверен, вызывали у исполнителей не меньшее удивление и разочарование, чем сами исполнители у сидящих в зале.
Хорошим показателем попадания тематики церемонии в аудиторию могут послужить видеозаставки к номинациям, символизирующие их, номинаций, направленность. Все опрошенные мною люди оценили ролик про саксофониста с ноутбуком, на экране которого, собственно, и демонстрируется исполнительский процесс. Остальное понравилось далеко не всем и оставляло, по общему мнению опрошенных, впечатление затянутости. Всего же в процессе церемонии было продемонстрировано около 20 роликов. Получается, что коэффициент полезного действия составил около 5%. Откровенно провальный итог.
Ну и, наконец, о самих номинациях, номинантах и призах.
Председателем жюри был Аркадий Волож, руководитель "Яндекса". В шести номинациях победили (какая неожиданность!) "Яндекс" и Аркадий Волож. И знаете, в чем главная проблема? В том, что, скорее всего, "подставы" или подтасовки никакой и не было вовсе. Даже если бы "Яндекс" не был представлен в жюри, его проекты по абсолютно объективным оценкам могли бы претендовать как минимум на три-четыре награды. Удивительно одно: Аркадий Волож, который прекрасно знал об этом, даже не подумал о выходе из жюри. А ведь он не мог не понимать, что даже один-единственный приз в его положении мог повлечь за собой обвинения в ангажированности, не говоря уж о шести, да еще и в номинации "Человек года"- Печально, что это, по-видимому, отразится не только на репутации самого г-на Воложа и его компании, но и на репутации Национальной Интел Интернет Премии.
А было ли хоть что-нибудь хорошее? Безусловно! Практически все получили свои призы вполне заслуженно. Среди них и "Яндекс", и "Русский журнал", и "Эхо Москвы", и SpyLOG, и многие-многие другие. Они их, как говорится, заработали. Но и они, и те, кто пока ещT только ждет признания, заработали к тому же и право на нормальное отношение к себе, на понимание себя, на заинтересованность массовой аудитории. А то, что происходило во МХАТе на Тверском бульваре, способно скорее оттолкнуть, чем привлечь.
Первая и важнейшая среди задекларированных задач Российской Академии Интернета содействие быстрому расширению круга российских Интернет-пользователей и формированию у российских граждан "сетевого мышления", присущего ХХI веку. Печально, но Национальная Интел Интернет Премия вовлекает (если вовлекает!) в число пользователей "не тех" людей с "не той" мотивацией и формирует у них совершенно "не то" мышление. «А что такое "те" люди, "та" мотивация и "то" мышление?» спросите вы. Сходите на www.academia.ru, отвечу я, там всT очень грамотно описано. Осталось только воплотить это в жизнь.
Странным образом я оказался в центре этих событий. Во-первых, статья, вызвавшая столь бурную полемику, была написана сотрудником моего агентства (хотя и не отражала корпоративной позиции ;) ). Кроме того, как, вероятно, многим известно, я некоторое время своей жизни отдал компании Intel. Поэтому возникший недавно сюжет вызвал у меня определенное недоумение. Слишком многое показалось мне нетипичным. Исходя из этого недоумения я задался вопросом - а можно ли что-то сделать в конструктивном ключе?
Отчасти, плод этих рассуждений теперь перед вами. Одним словом - передо мной не стояла задача разобраться кто виноват, стояла задача понять, что делать дальше. Неожиданно практически все задействованные стороны оказались готовы к конструктивному диалогу.
Я надеюсь, что со страниц данного онлайнового издания он прозвучит достаточно весомо.
Антон Никитин, директор интернет-агентства "Результат"
Восстановить события, которые привели к снятию небезобидной, но и некриминальной статьи (если не говорить о заголовке), сейчас уже практически невозможно. Слухи обросли домыслами, и даже непосредственные участники событий не могут точно восстановить их последовательность. Сам факт снятия статьи привел к массовому обвинению корпорации Intel в покушении на свободу слову, к дискуссиям о цензуре и экономическом давлении на журналистов. Редакция "Нетоскопа" приглашает к обсуждению ситуации как напрямую заинтересованных лиц, так и всех желающих. На этой странице вы можете оставить свои комментариии и мнения о статье, о премии и процедуре награждения. Наталья Хайтина, главный редактор агентства "Нетоскоп"
Обсудить в форуме (Сообщений : 0)
|