Нетоскоп/Новости/04.10.2001 http://www.netoscope.ru/research/2001/10/04/3617.html Аналитический отчет "Металлургический Рунет: каков он". TopS BI. Октябрь 2001 4.10.2001 |
|
Общие замечания
Движение бизнеса в Интернет
Согласно анализу специалистов eMarketer, в процессе "освоения" Интернета любая компания последовательно проходит следующие четыре этапа.
Первый этап - этап "пассивного" освоения Интернет, который компания должна пройти и без которого невозможен переход ко второму. На этом этапе менеджеры и сотрудники компании осваивают электронную почту, используют Сеть как источник информации, пробуют сервисы, предлагаемые на различных Web-сайтах. Наконец, совершают покупки через Интернет. При прохождении этого этапа формируется первое представление о том, как можно использовать Web-сайт для бизнеса.
Web-представительство компании - переход к активному освоению возможностей ИнтернетаВторой этап - переход к активной форме использования возможностей Сети, создание Web-сайта компании (Web-представительства) - развитие Web-присутствия компании. Web-сайт на этом этапе является инструментом перехода к электронным формам ведения бизнеса.
Достоинства корпоративного Web-сайта могут быть реализованы только тогда, когда у руководства компании (именно у руководства!) есть продуманная интернет-стратегия, концепция развития Web-присутствия и ясный ответ на вопрос - зачем создается Web-сайт компании и для достижения каких целей он предназначен.
Нередко возникает ситуация, когда Web-сайт создается, выставляется в Сеть, после чего дальнейшее его развитие и продвижение перестает быть интересным для разработчиков. В силу непродуманности интернет-стратегии появляются Web-ресурсы, которые, предоставляя, казалось бы, максимум информации о компании и ее деятельности, никакого эффекта и, тем более, прибыли не приносят. Средства продолжают расходоваться, а никакой отдачи компания-владелец сайта не получает и, более того, не имеет ясного представления, как этот инструмент можно использовать в дальнейшем.
В большинстве случаев инвестиционные инициативы коммерческого предприятия направлены на развитие бизнеса. Как строить свое Web-представительство, чтобы оно не просто "проедало деньги", но и приносило прибыль?
С этих позиций попытаемся сформулировать цели создания Web-представительства компании.
В целом, задачи, которые в современных условиях решает Web-сайт, можно условно разделить на две группы - задачи "рекламно-маркетингового характера" и задачи "коммерческого" характера. В соответствии с этим, выделяются и два направления развития Web-сайта.
PR-направление развития Web-сайта компании
Интернет - прежде всего информационная среда, и одна из первых функций, которая может быть реализована с помощью Web-сайта, - это предоставление информации маркетингового, рекламного и PR-характера. Качественный Web-ресурс позволяет компании сократить свои издержки за счет уменьшения количества печатных рекламных материалов и экономии времени сотрудников отдела маркетинга и PR. Появляется дополнительный общедоступный источник информации о компании.
PR-деятельность компании связана с воздействием на различные целевые группы с тем, чтобы создать положительный имидж компании. PR-деятельность может быть направлена как на отдельные целевые группы, так и на общество в целом.
Содержание разделов Web-сайта, относящихся к PR-направлению, может состоять из следующих информационных блоков.
Очень важным звеном в PR является пресса. Поэтому создание информационных разделов для прессы (например, "Пресс-центр") является важной составляющей развития сайта. Информация для прессы, размещаемая на сайте, - это, как правило, готовые материалы, которые журналисты могут использовать при подготовке тематических публикаций (пресс-релизы, новости, интервью, статьи сотрудников).
Информация о компании - это то, что компания рассказывает о себе аудитории. Во многом это характеристика открытости компании, ее "прозрачности", готовности работать с общественностью, ее "мироощущение".
Информацию, которую компания предоставляет о себе, можно рассматривать с разных позиций.
"Коммерческое" направление развития корпоративного Web-сайта
Центральным элементом "коммерческого" направления развития Web-сайта является каталог товаров и услуг, а также связанные с ним разделы и интерактивные функции сайта. Это направление развития сайта нацелено на взаимодействие с клиентами: что компания предлагает клиентам, как она с ними взаимодействует.
Каталог может присутствовать и в PR-части. Но в PR-части сайта каталог - это информационный раздел.
В "коммерческой" части сайта каталог должен быть соединен со страницами, на которых приведены условия поставок и формы расчетов, организована возможность "сделать заказ", т.е. реализовано интерактивное взаимодействие с клиентом.
Кроме того, в "коммерческой" части каталог должен быть значительно более полным и подробным. Клиенту важна детализация: не просто наименование продукции, но и ее качественные показатели, упаковка, минимальная партия и т.д. Т.е. клиент должен иметь возможность получить всю информацию о товаре для того, чтобы выбрать и в итоге сделать заказ. Плюс в целях маркетинга к каталогу целесообразно добавить и информацию рекламного характера: сертификаты качества, награды. Компания, преследующая целью создать сайт, продвигающий ее продукцию, должна подумать о том, чтобы "коммерческие" разделы каталога были максимально полными. При этом она должна также учитывать факторы удобства пользователя - насколько ему легко в этой информации ориентироваться.
Не все компании могут реализовать онлайновые способы приема заказов, но если компания все-таки планирует ориентировать Web-сайт на коммерческую деятельность, то на сайте должна иметься очень подробная информация о том, как связаться с сотрудниками сбытовой службы, используя, в первую очередь, электронную почту, и максимально полная информация по условиям взаимодействия с клиентами. При этом организационная структура реагирования на запросы, поступающие по электронной почте, также очень важна. Не отвечая на письма, компания рискует не только потерять потенциальный заказ или потенциального клиента, но и создать отрицательный имидж.
Для "коммерческого" направления развития сайта очень важным этапом является разделение на сбытовую и поставочную части, когда компания понимает необходимость и готова не только продвигать и продавать продукцию через Web-сайт, но и взаимодействовать с поставщиками, чтобы они могли, используя сайт, предложить свою продукцию. Для реализации этих функций сайта, на нем должна иметься максимально полная информация о потребностях компании.
Идеальный вариант, когда на сайте компании в равной мере развиты и PR и "коммерческое" направления. Но этому нередко препятствует ограниченность средств, которые компания готова вложить в развитие своего Web-представительства.
Переход к электронным формам бизнеса - непростой процесс, требующий продуманной
Цели создания сайта определяют качество и количество опубликованной информации. Лишь после определения целей можно решать вопросы воплощения: разрабатывать структуру сайта, дизайн, принципы навигации.
Цели исследованияЦель исследования - выявить, насколько полно компании металлургической отрасли используют возможности, предоставляемые Интернетом; в какой степени на сайтах компаний присутствует информация, характеризующая два возможных направления в развитии Web-ресурсов: PR-направление и "коммерческое" направление; насколько компании готовы перейти к электронным формам ведения бизнеса.
Описание методикиИсследование построено на анализе структуры и информационного наполнения Web-сайтов ведущих металлургических компаний. Структура и полнота представления информации на корпоративном Web-сайте, на наш взгляд, позволяют с достаточно высокой степенью вероятности сделать выводы об уровне заинтересованности компании в использовании возможностей Интернета для бизнеса и о целях, которые ставит руководство компании, развертывая присутствие в Интернете.
Выбор компанийИсточником для выбора объектов исследования послужил рейтинг "Эксперт-200" (
Время исследования: 25.06.2001 - 30.06.2001гг.
Исследование проходило в 3 этапа.
PR-НАПРАВЛЕНИЕ Категория I. Информация о компании
Подкатегория 1. Информация общего характера
Подкатегория 2. Информация о форме организационного устройства компании Подкатегория 3. Информация о структуре компании и об участии в других компаниях Подкатегория 4. Информация о структуре управления компанией Подкатегория 5. Информация о бизнесе компании Подкатегория 6. Информация о социальных программах компании Категория II. Работа со средствами массовой информации
Подкатегория 1. Пресс-служба
|
КОММЕРЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ Категория III. Продвижение продукции
Подкатегория 1. Информация о продукции
Категория IV. Организация взаимодействия с поставщиками и потребителями
Подкатегория 1. Налаживание связей с клиентами
Подкатегория 2. Информация о сбытовой сети Категория V. Организация информационной поддержки закупки и сбыта продукции
Подкатегория 1. Сбыт продукции
Подкатегория 2. Закупка продукции |
Типы коэффициентов | Область применения | Способ расчета |
Коэффициент представления подкатегории | считается по каждому сайтуи в целом по отрасли | Среднее арифметическое ответов на вопросы внутри подкатегории |
Коэффициент представления категории | считается по каждому сайтуи в целом по отрасли | Среднее арифметическое коэффициентов представления подкатегорий, составляющих категорию |
Коэффициент представления направления | считается по каждому сайтуи в целом по отрасли | Среднее арифметическое коэффициентов представления категорий, входящих в направление |
Коэффициент Web-активности компании | считается по каждому сайту | Среднее арифметическое коэффициентов представления направлений |
Коэффициент Web-активности отрасли | считается в целом по отрасли | Среднее арифметическое коэффициентов Web-активности компаний отрасли |
Формулы расчета коэффициентов
Для каждого обследуемого сайта рассчитывались вспомогательные коэффициенты представления подкатегорий и коэффициенты представления категорий. Общие формулы расчета коэффициентов:
Коэфф. представления категории | = | сумма коэфф. представления подкатегорий, составляющих данную категорию |
------------------------------------------------------------ | ||
число подкатегорий внутри данной категории |
Коэфф. представления подкатегории | = | сумма баллов, соответствующих ответам на вопросы, содержащиеся в данной подкатегории |
------------------------------------------------------------ | ||
число вопросов внутри данной подкатегории |
Если категория Опросника не содержала подкатегорий, то к ней применялась первая формула.
Коэффициенты представлений подкатегорий, категорий и направлений послужили основой расчета итоговых коэффициентов Web-активности предприятий и коэффициента Web-активности отрасли. В свою очередь, на основе итоговых коэффициентов Web-активности компании и Web-активности отрасли в целом были сделаны общие выводы о полноте применения возможностей Web-сайта каждой отдельной компанией и в целом компаниями отрасли.
По результатам обследования для каждого сайта рассчитывались коэффициенты представления и Web-активности и составлялась анкета с детальным описанием структуры сайта каждого предприятия.
Результаты исследования Эргономика. Хостинг.Итак, как показало исследование, не все металлургические компании, участвующие в рейтинге Эксперт-200, имеют собственные Web-сайты. Сайты имеются у 71% компаний. При этом анализ доменных имен свидетельствует, что 78% компаний имеют домены второго уровня и соответственно 22% компаний - домены третьего уровня. В период исследования 7% сайтов не открывались. Хотя сайты большинства компаний загружаются сравнительно быстро, у них часто отсутствуют удобные средства навигации и функциональности меню:
На большинстве Web-сайтов компаний организована стандартная структура навигации через Главное меню, которое зачастую не поддерживается на следующих страницах разделов. Как правило, сайты, имеющие хорошую техническую реализацию и дизайн, созданы с привлечением сторонних организаций, специализирующихся в данной области.
Информационная структура. Направления работы интернет-представительств.Большинство металлургических компаний используют Интернет в презентационных целях, т.е. для представления информации о своей деятельности, истории предприятия, планах дальнейшего развития и реструктуризации, производимой продукции, координатах и контактной информации. Полнота освещения этих вопросов и качество информации варьируются от сайта к сайту.
Более детально информационные блоки, характеризующие PR-направление, представлены в Таблице 2.
Представление информации PR-направленияПозиция Опросника | Количество Web-сайтов, содержащих данную информацию, % |
Информация о компании | |
краткий обзор "О компании" | 83 |
название типа компании | 85 |
уставная информация компании | 29 |
информация об участии в других компаниях | 29 |
описание структуры компании | 49 |
описание миссии компании и ее целей | 37 |
описание структуры управления компанией | 63 |
описание производственной деятельности компании | 63 |
Приведены формы финансовой отчетности | 32 |
Приведены финансово-хозяйственные показатели | 44 |
Приведена информация о крупнейших клиентах компании и/или информация о географии поставок | 39 |
Приведены планы развития компании | 46 |
Указаны партнеры компании | 37 |
информация о социальных программах компании | 39 |
Работа со СМИ | |
Есть раздел новостей | 63 |
Публикуются пресс-релизы | 24 |
Размещены статьи о компании, опубликованных в различных СМИ | 15 |
Указаны контактные лица по прессе | 17 |
Организована подписка на новости | 5 |
* Данные приведены в сокращенном виде.
Таким образом, на современном этапе компании ориентированы, прежде всего, на PR-направление в развитии собственных Web-сайтов. Коэффициент представления PR-направления в целом по отрасли составил 0,37, что превышает коэффициент представления другого возможного направления в развитии Web-сайтов - "коммерческого".
Однако не все возможности Web-сайта в организации положительного имиджа компании и усиления доверия к ней используются предприятиями отрасли. Например, лишь 39% компаний приводят на Web-сайте информацию о социальных программах. Такой же процент Web-сайтов содержит сведения о ключевых клиентах и географии поставок. Лишь 10% приводят подробные сведения о топ-менеджменте. Более половины компаний не считают нужным публиковать на сайтах информацию о планах развития. Плохо используются и типично интернетовские средства: например, 24% сопровождают визуальной информацией сведения о структуре компании.
Коэффициент представления "коммерческого" направления в целом по отрасли составил 0,23.
В соответствии с принятыми в исследовании критериями анализа, "коммерческое" направление в развитии Web-сайтов характеризуется наличием трех информационных блоков:
Анализ показал, что наибольшее внимание компании уделяют продвижению продукции, т.е. размещают на сайте информацию о ней. Общий коэффициент представления категории "Продвижение продукции" составил 0,33. Организация взаимодействия с поставщиками и потребителями на сайтах обследуемых компаний развита слабее, общий коэффициент представления данной категории составил 0,18. Организация информационной поддержки закупки и сбыта продукции развита в той же мере, коэффициент представления категории составил 0,17.
Более детально информационные блоки, характеризующие "коммерческое" направление, представлены в Таблице 3.
Уровень представления "коммерческого" направленияПозиция Опросника | Количество Web-сайтов, содержащих данную позицию, % |
Информация о продукции | |
Есть описание продукции | 88 |
Есть иерархический каталог продукции | 71 |
Записи каталога содержат информацию о вариантах поставки, фасовке и пр. | 17 |
Организован поиск по продукции | 2 |
Налаживание связи с поставщиками и потребителями. Справочно-контактная информация о сбытовой сети. |
|
Предлагаются опросы и анкеты | 5 |
Используется регистрация на сайте | 7 |
Указан контактный электронный адрес отдела снабжения | 17 |
Указан контактный электронный адрес отдела сбыта | 17 |
Приведена подробная информация о дистрибуторско-дилерской сети | 29 |
Указаны контактные лица отдела снабжения | 27 |
Указаны контактные лица отделов сбыта | 34 |
Контактная информация по снабжению связана с каталогом закупок | 10 |
Указаны банковские реквизиты компании | 24 |
Указаны отгрузочные реквизиты компании | 15 |
Онлайновая поддержка закупок и сбыта продукции | |
Наличие прайс-листа | 27 |
Реализована система онлайнового приема заказов | 22 |
Система онлайнового приема заказов связана с каталогом продукции | 12 |
Предусмотрены дополнительные сервисы для клиентов (например, сведения о наличии товара на складе, времени исполнения заказа, условиях доставки и пр.) | 2 |
Есть закрытый вход для клиентов | 7 |
Есть объявления о потребностях компании | 24 |
Есть каталог для закупок | 17 |
Есть система поддержки закупок (например, возможность послать с сайта предложение о продаже, информация о системе ведения тендеров) | 12 |
Есть закрытый вход для поставщиков | 2 |
* Данные приведены в сокращенном виде.
Выводы: Предприятия металлургической отрасли России ориентируются на PR-направление в развитии собственных Web-сайтов, т.е. на общее информирование сетевой аудитории о деятельности компании. Предприятия в данный момент не готовы к использованию возможностей Сети для бизнеса. Это может быть обусловлено несколькими причинами:
С другой стороны, анализ информации, представляющей ключевой интерес для различных групп целевой аудитории сайтов металлургических компаний, показывает, что:
Как видим, целевая аудитория "клиенты" лидирует. Это выглядит диссонансом с низким общеотраслевым коэффициентом представления "коммерческого" направления.
Также анализ показал, что сайт мало используется в качестве источника информации о потенциальных клиентах и аудитории: лишь у 7% компаний на сайте используется регистрация, а опросы проводятся на 5% сайтов компаний.
Своеобразная ситуация сложилась и с размещением на сайтах контактной информации. Интернет недостаточно используется в качестве инструмента, призванного облегчить взаимоотношения между сотрудниками (причем, ключевыми сотрудниками) предприятия и потенциальными клиентами: например, возможность обращения к контактным лицам отдела снабжения по электронной почте реализована лишь на 17% сайтов компаний. Но, тем не менее, общий электронный адрес предприятия указывается в 71% случаев.
Вывод: Отсутствует четкое осознание своей целевой аудитории. В большинстве случаев Web-сайт создается без учета потребностей потенциальных клиентов. Возможная причина - недоверие к Интернету, как новому каналу сбыта продукции.
Общая информация о бизнесе компании.Открытость (прозрачность) компаний имеет сегодня важное значение как с позиций привлечения инвесторов, так и для формирования доверительных и долгосрочных отношений с клиентами. Размещение на Web-сайте информации о бизнесе компании в определенной мере свидетельствует о степени открытости предприятия.
Анализ полноты информации о бизнесе компаний показал, что:
Вывод: Меньше половины металлургических компаний размещают на Web-сайтах информацию для существующих и потенциальных инвесторов (финансово-хозяйственные показатели, годовые и квартальные отчеты). Такое положение может быть обусловлено непродуманностью (или отсутствием) общей концепции использования Интернета для бизнеса, а также свидетельствует об определенной степени закрытости российских компаний.
ЗаключениеИтак, на базе исследования были сделаны следующие выводы :
Можно предположить, что неготовность российской металлургической промышленности к заключению сделок через Интернет обусловлена следующими факторами:
Но первый шаг уже сделан. Наличие сайта - уже само по себе является проявлением заинтересованности в инновационных методах ведения бизнеса. Ведь большинство ресурсов направлены на предоставление общей информации о компании (т.е. используются в презентационных целях), а некоторые из них - на развитие маркетинга и продаж предприятия. Это позволяет говорить о том, что интерес металлургической промышленности к Интернету, как новому каналу продаж, в ближайшее время приобретет более четкие очертания, и стратегия развития электронного бизнеса станет одним из элементов и основных составляющих стратегии компании.
Обсудить в форуме (Сообщений : 0)
Copyright © 2000-2002 Нетоскоп www.netoscope.ru |