/ Профиль недели / 31.01.2002
Нетоскоп
Профиль недели

Новости
ДЕКАБРЬ ЯНВАРЬ ФЕВРАЛЬ
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31
2001 год 2002 2003 год

Форум
Клиенты подали в суд на PayPal за закрытие счетов (17)
Корейцы завалили сервер Олимпийского комитета США (6)
На "Газете.ру" решают судьбу российской олимпийской сборной (10)
"Коммерсант" опубликовал Топ-100 IT-менеджеров (11)
Новый сайт "За стеклом" сделал Павел Черкашин (13)
К 2020 году роботы получат гражданские права (10)
Физматшкола 239 компьютеризирована на пиратские деньги (22)
Японцы пытались сорвать сахалинский референдум (219)
Сергей Покровский: "Первые русские хакеры были работниками НИИ" (101)


Разделы

     Сергей Покровский: "Первые русские хакеры были работниками НИИ"
Алексей Андреев
lexa@spb.cityline.ru


31.01.2002

версия для печати

Как бы бурно не развивался Интернет, число российских бумажных журналов о нем не особенно увеличивается. А уж число таких журналов о Сети, которые бы адекаватно отражали "дух времени", и вовсе близко к единице. В 2001 году такой единицей был "Хакер". Его главный редактор Сергей Покровский рассказывает "Нетоскопу" о тонкостях работы издания для компьютерных хулиганов.

- Как вы попали в издательско-компьютерно-игровой бизнес?

- Да все как-то случайно произошло. Как-то раз Аня Кружель (в то время моя подружка по клубной жизни, ныне зам. главреда в "Молотке") рассказала мне, что создается новый журнал о компьютерах. "Покрович, ты ведь на этих компьютерах помешан, хочешь поучаствовать?" - спросила она меня. Так я и попал в журнал "СК", первый киберпанковский журнал в России, возглавляемый очень талантливым человеком, Глебом Галкиным (сейчас живет в Канаде).

К сожалению, издательский дом HARD'n'SOFT оказался не таким прогрессивным, как редакция "СК", и проект прикрыли на 3-м номере. Мы все перешли в журнал "Компьютер и Жизнь", издаваемый этим же издательством. Глеб стал там главредом, заместителем был Миша Эдемский. Ну а я там был редактором и писал про новые технологии, про различные секреты, про хакеров.

Последняя тема меня особенно волновала, так как в то время я влился в хакерскую тусовку и сам активно безобразничал. Но на площадке КиЖа полноценно развить хакерскую рубрику было невозможно - аудитория не та, да и вообще, журнал не тот. Что вы хотите от журнала, которому издатель в приказном порядке "рекомендовал" выставлять на обложку различных знаменитостей? Причем знаменитости эти были даже не Киркоров или Дельфин какие-нибудь, а писатели и артисты типа Кобзона.

Мы же всеми силами хотели делать молодежный журнал, поскольку именно молодежь стала активно пользоваться компьютерами - и за ней будущее, в конце концов. Нельзя, не разрешали.

В августе 98-го все рухнуло и "КиЖ" закрылся. Я продолжал писать в различные компьютерные журналы и даже какое-то время вел компьютерную рубрику в "МК". Ну а через пару месяцев мой давний приятель и автор Сережа Долинский (ведущий раздела Online в "Стране Игр") познакомил меня с Игорем Пискуновым и Дмитрием Агаруновым из (game)land, рассказав, что есть маза - создать новый компьютерный журнал. И понеслось...

- Насколько я понимаю, GameLand - компания западная?

- Неправильно понимаете. (game)land - чисто российская компания. Да, мы основываемся на западной модели бизнеса, но создавалась компания здесь и на русские деньги.

- Кто и как придумал журнал для компьютерных хулиганов "Хакер"?

- Изначально идея возникла в недрах (game)land. Хотели создать журнал, во-первых, сразу после кризиса, когда другие журналы рухнули и конкуренция значительно снизилась. И во-вторых, журнал с ярким названием - "Хакер". Только это должен был быть игровой журнал, так как (game)land специализировалась именно на таких изданиях. Я и Денис Давыдов (сейчас главред журнала "Игромания") возглавили журнал и стали постепенно приводить его в то состояние, каким мы его хотели видеть.

- Как я помню, вначале "Хакер" был во многом посвящен не столько компьютерам и хакерству, сколько играм...

- Мы с Дэном долго и часто дискутировали о направленности журнала, и он поддерживал мою идею о реформации "Х" в чисто компьютерный журнал, с небольшой игровой рубрикой. За год удалось полностью изменить "Хакер" и вместо начальных 80% статей об играх и 20% о компьютерах вообще, соотношение изменилось на 90% о компьютерах и 10% об играх. Через какое-то время Денису предложили возглавить "Игроманию" - и он, к сожалению для меня, согласился.

- У журнала "Хакер" свой язык: много молодежного сленга, обращение к читателю на "ты"... Это специально культивируемый вами язык, вроде обязательного условия сотрудничества с авторами?

- Да, это специально подобранный стиль. Обращение на "ты" было одним из моих главных требований ко всем авторам и редакторам. Мне не хотелось делать журнал для некой непонятной субстанции, называемой "вы". Я хотел, чтобы каждая статья была написана именно для того человека, который держит журнал в руках. По этой же причине в статьях много сленга. Мы общаемся с читателем на равных, не ставя себя выше. Да, мы рассказываем что-то новое, но говорим об этом так, как вы рассказали бы это своему приятелю, без высокомерия и на понятном вам обоим языке. Зачем называть компьютер "Электронно-вычислительной Машиной", если все твои приятели называют его "комп"? Зачем называть винчестер "Накопителем на Жестких Магнитных Дисках", если в разговоре ты называешь его "винт"? Как говорится, "будь проще - и люди за тобой потянутся".

- Какие люди вообще становятся авторами "Хакера"? Уровень образования, заработки, вкусы - есть ли в них что-то общее, можно ли это назвать отдельной "социальной группой"?

- Часто сами читатели "Хакера" становятся его авторами. Здесь нет четкой границы. Если человек читает "Х" и вдруг нашел что-то новое, о чем мы не писали, он может написать материал и прислать его к нам в редакцию. И если это будет действительно классная статья, то мы ее опубликуем. В конце концов, мы журнал о компьютерах и Интернете, поэтому нам неважно, кто там сидит по ту сторону провода. Важно, что он может рассказать.

- А что вы можете сказать о своих читателях?

- Здесь лучше обратиться к исследованиям Gallup Media, которые говорят, что нас читают и 12-летние, и 40-летние. Основная аудитория - это школьники старших классов и студенты. Я бы назвал это активной русской молодежью. Именно на них ориентируется журнал.

- Недавно Майкл "Завхоз" Федоров в интервью "Нетоскопу" сказал, что в России своих игр не развивают, поскольку это пиратская страна: никакая игра не окупится, ее просто сразу "взломают" и бесплатно растащат. В связи с этим кажется очень противоречивой сама идея хакерского журнала, где с одной стороны, даются рецепты взломов, а с другой - рекламируются коммерческие продукты вроде игр.

- Купить пиратскую игру или лицензионную - это каждый сам для себя решает. Здесь ни журналы, ни другие СМИ ничего не сделают. Можно из рупора орать на всю страну: "Покупайте только лицензионные программные продукты!", но пока человек получает полторы тысячи рублей в месяц, а студенты - 50 рублей стипендии, ни о каких лицензионных "Фотошопах" за 600 американских рублей и говорить не стоит. Вот поэтому диски за 70 рэ и рулят.

И вместо того, чтобы ругать хакеров и пиратов, лучше подумать мозгами, что можно сделать в этой стране. Компания "Бука" и "1С" - яркие тому примеры. Они делают лицензионные диски по приемлемой цене - и люди их покупают. А другие сидят и жалуются, как в нашей стране все запущено. Работать нужно, думать, как продавать свою продукцию здесь, а не ныть. У тебя взломали программу? Нужно думать не "ах эти хакеры, сволочи проклятые", а "у меня плохая защита, плохой программист, нужно нанять лучшего". И обратить свой взор в сторону этих же хакеров.

Русский менталитет так сложился: вместо того, чтобы искать проблему в себе, мы все время ищем виноватого на стороне. Мне вообще не нравятся фразы типа "вот у них на Западе... а вот у нас такая страна дурацкая". Я всегда стараюсь думать не "что эта страна дала мне", а говоря, словами Кеннеди, "что ты дал своей стране?". И думать, как реализовать свои идеи здесь, в этих условиях и реалиях.

- Не было ли у вас столкновений с компаниями или правоохранительными органами из-за того, что "Хакер" раскрывает "дыры", публикует рецепты взломов?

- Меня часто упрекают - мол, что же это вы о всяких взломах рассказываете, как нехорошо, чему вы учите людей! Учим, как не быть лохом. Когда какой-нибудь авто-журнал рассказывает о том, как работают "подставлялы" на дорогах, ему все благодарны. А когда мы рассказываем о таких же махинациях, только с компьютерами, нас начинают упрекать. Что не нравится? То, что мы рассказываем, как вас могут "поиметь"?

Но на самом деле, на все эти упреки я смотрю сквозь пальцы. Поскольку знаю, что благодаря нашему журналу многие люди стали лучше понимать систему, лучше разбираться в различных компьютерных проблемах. Многие знают, как защититься от хакеров, многие уже не запускают всякие приаттаченные файлы к письмам от непонятных людей, ставят фаерволы на свои машины и т.д. А люди, которые интересуются хакерством, уже перестали ламерить, банально впаривая троянов и нюкая друг друга, а стали подниматься на несколько иной уровень.

Так и должно быть. Ничто не должно стоять на месте. Мир совершенствуется, и нужно идти в ногу со временем. Старые "дыры" должны отмирать, о них должны знать все, подстегивая хакеров находить новые баги. Я приверженец японской философии, и так же, как японцы, считаю, что цель жизни - совершенство во всем: и в окружающем мире и в себе. А для этого нужно постоянно учиться, узнавая все новое и новое. Это несложно, нужно только постоянно смотреть по сторонам.

- Кстати, возможен еще и другой сценарий: органам (или индустрии) выгодно держать тусовку хакеров под контролируемой "крышей", как было в свое время с рок-клубами. Что вы можете ответить тем, кто подозревает, что "Хакер" именно так и работает - вроде как рассказывает по дыры, но не про самые важные, а настоящих хакеров тем временем "берут на заметку"?

- Ага, мы работаем под издательством "КГБ". Да ну... смешно это, даже и обсуждать не хочется. Мне было бы интересно узнать, как с помощью нашего журнала можно взять на заметку настоящих хакеров. И чем отличается настоящий хакер от игрушечного.

- Существуют ли западные (бумажные) аналоги вашего журнала? Мне почему-то кажется, что в США такой журнал быстро закрыли бы - там даже электронные издания вроде "2600" обязали по суду убрать ссылки на программы для взлома DVD.

- Я знаю про журнал "Хакер", издаваемый в Болгарии. Других печатных аналогов я не знаю. "2600"? Ну да, наверное это что-то типа нашего "Х", но очень отдаленно напоминающее. Кстати, "2600" существует не только в электронном виде.

- В позапрошлом году ваше издательство параллельно с "Хакером" запустило еще и журнал фантастики "Фантом". Однако он быстро закрылся. Получается, журналы для юных хулиганов - выгодны, а журналы для образованных и приличных людей - невыгодны?

- Вообще-то я не имею отношения к "Фантому", поэтому не могу говорить, по каким причинам он закрылся. Это лучше спросить у тех, кто его делал.

Но ваш вопрос меня немного подстегнул. Интересно получается! Значит, тот, кто интересуется фантастическими рассказами - интеллектуал, а тот, кто серьезно интересуется компьютером - хулиган? Заметьте, что первые русские хакеры были работниками НИИ. А вы считаете, что люди, которые досконально разбираются в системе, которые обладают недюжиным математическим умом - тупицы? Попробуйте почитать "Основы Ассемблера" в оригинале, ощутите себя этим тупицей. А затем попробуйте рассказать об этом приятелю, да еще и так, чтобы ему было интересно вас слушать.

Вообще, логику в стиле "все, что популярно - попса для тупых, а все, что читают единицы - для умных" я не принимаю категорически. Потому что следуя ей, каждый интеллектуальный человек должен быть отшельником, живущим в пещере, вдали от цивилизации. А вот если ты включил телевизор, открыл журнал, послушал радио, ты сразу становишься быдлом. Но это же не так.

- Но ведь "хулиган" и "интеллектуал" - это все равно разные вещи. У вас журнал так называется "ХАКЕР. Журнал компьютерных хулиганов". Между тем я ни разу не встречал слова "хулиган" в названиях институтов или в заглавиях пособий по ассемблеру. Кстати, мне доводилось работать в НИИ двух разных стран и программировать на трех разных ассемблерах, не считая FORTH-ассемблера.

- Отлично! Значит вы меня прекрасно понимаете. Согласитесь, если вы при этом взломаете какую-нибудь программу, просто ради развлечения, вас за это никто не назовет "тупицей". Хотя вы именно развлеклись, немножко похулиганив. Хулиган, в нашем понимании - это человек, который не живет по правилам, законам и тому подобному. И это никак не относится к его интеллектуальным способностям.

PS. Неделю назад, задавая эти каверзные вопросы главреду "Хакера", интеллектуально-озабоченный замглавреда "Нетоскопа" еще не знал, насколько актуальна финальная дискуссия о терминах. Как стало известно из самого свежего "Хакера-Спец", в марте издательство GameLand начинает выпуск еще одного журнала в жанре "секс, драгс энд силикон". И называться новое издание будет очень просто - "Хулиган".

Обсудить в форуме (Сообщений : 101)

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ
GameLand
Хакер




ПРЕСС-РЕЛИЗЫ
Yellow NewsPillow
Возрождение легендарной NewsPillow

АИСТ
Стартует дилерская программа ASP-сервиса SiteManager для веб-студий

Caravan
Караван отменяет все регистрационные платежи на виртуальном хостинге и на размещение физических серверов (Colocation)

Экспресс-Интернет
Система управления сайтом для Веб-студий, а не для Владельцев сайтов. Экспресс-Интернет.

"Логика Бизнеса"
Мария Каменнова вошла в TOP-100 отечественной ИТ-индустрии

Copyright © 2000-2002 Нетоскоп
Информация о сайте

Hosted by uCoz