/ Профиль недели / 12.07.2001
Нетоскоп
Профиль недели

Новости
ИЮНЬ ИЮЛЬ АВГУСТ
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31
2000 год 2001 2002 год

Форум
Клиенты подали в суд на PayPal за закрытие счетов (17)
Корейцы завалили сервер Олимпийского комитета США (6)
На "Газете.ру" решают судьбу российской олимпийской сборной (10)
"Коммерсант" опубликовал Топ-100 IT-менеджеров (11)
Новый сайт "За стеклом" сделал Павел Черкашин (13)
К 2020 году роботы получат гражданские права (10)
Физматшкола 239 компьютеризирована на пиратские деньги (22)
Японцы пытались сорвать сахалинский референдум (219)
Сергей Покровский: "Первые русские хакеры были работниками НИИ" (101)


Разделы

     Владимир Волошин: "Врач - такой же рабочий сферы обслуживания, как и сапожник"
Алексей Андреев
lexa@spb.cityline.ru


12.07.2001

версия для печати

В 2001 году сайт Mama.ru был награжден "Национальной Интел Интернет Премией" как лучший сетевой ресурс в категории "Здоровье". Создатель сайта Владимир Волошин, не менее известный и как руководитель Doktor.Ru, рассказывает об истории создания своих проектов и о перспективах медицинских ресурсов в Рунете.

- Как вообще ты начал заниматься здоровьем в Интернете?

- Я жил в Хабаровске, заканчивал мединститут. Это был год 94-95-й, Интернет в нашей глубинке только появлялся, толком его еще не было. Были, конечно же, коммерческие провайдеры, но не по моему студенческому карману. Первым местом, откуда я стал ходить в Интернет, стала хабаровская краевая библиотека. Местный такой "центр научно-исследовательской мысли". Ну и у меня самого возникла идея сделать что-нибудь такое информационно-познавательное - для врачей. Начал я с этими глупыми идеями везде ходить, обивать пороги ректора нашего мединститута... Но мои идеи как-то не воспринимались всерьез.

Поэтому на пороги я плюнул, решил просто найти единомышленников и делать все самостоятельно. К тому времени я уже закончил институт и поступил в интернатуру - это когда ты еще год учишься по своей медицинской специальности и после этого уже можешь врачевать. Вот тогда мы с товарищами - сначала нас было три или четыре человека - запустили сайт. Это было в начале 1997 года.

- Какой именно сайт?

- Тогда у нас было такое смешное название - "Все лечиться хочут!". А домен назывался rvh, потому что я сначала планировал дать проекту пафосное название Russian Virtual Hospital. Но потом оставил "Все лечиться хочут!". Ну и стали его делать. Сначала просто собирали интересные статьи для врачей. Сразу сделали и раздел для пациентов: насобирали отовсюду разные FAQ'и. Еще был раздел про наркотики, чтоб публику привлечь - вот тогда-то нас и заметил Носик, наехал на нас в своем "Вечернем Интернете". Это очень обидело и меня, и Сергея Гончара, врача-генетика, который тоже стоял у истоков проекта. Написали мы Носику отповедь, но в конце концов друг друга поняли и подружились.

- Когда появился Doktor.Ru?

- В 1998-м. Мы вполне нормально жили со своим "Все лечиться хочут!", но людям было трудно запоминать домен rvh.khv.ru. Тогда мы завели doktor.ru и заодно - mama.ru, потому что у нас к тому времени стала хорошо развиваться женская тема. Домен doсtor.ru был уже занят, пришлось поменять "с" на "k". Вообще, история развития проекта - это интересная тема, но как-то лень историографией заниматься. Один раз попробовал и на этом остановился.

- Но это, я так понимаю, было еще в Хабаровские. Как же тебя занесло в Москву?

- Закончив интернатуру по педиатрии, я пошел в ординатуру по организации здравоохранения - эдакая школа медицинского менеджмента, еще два года учебы. В 99-м году я ординатуру закончил и пришлось выбирать: либо идти работать в хабаровский краевой комитет здравоохранения, либо заниматься "чем-то еще". Я выбрал "чем-то еще". Понятно, что в Хабаровске заниматься всерьез Интернетом было тяжеловато, и я поехал в Москву.

- Были какие-то зацепки в столице?

- Да, у меня там уже были друзья-коллеги, с которыми мы через Интернет познакомились и вместе работали. Уже начала работать "первая" (носиковская) Gazeta.Ru, а я там руководил коллективом, который писал раздел "Здоровье". Вот я и поехал посмотреть. Кстати, ты наверное помнишь - это было летом, Gazeta обитала в такой маленькой каморке, Линкси у окна сидел... где ты сидел, не помню.

- У входа. В общем, тогда Москва тебя и засосала?

- Да, моментально. Я понял, что возвращаюсь домой паковать чемоданы. И в ноябре 99-го перебрался в Москву.

- Сколько всего человек сейчас делает проекты Doktor.Ru и Mama.Ru?

- Если считать всех консультантов, то человек пятнадцать. Техническая служба "Рамблера" нам тоже помогает, поскольку мы у них хостимся.

- Наш главный редактор еще велела про деньги спросить. Давай, рассказывай про деньги.

- С деньгами все нормально. Зарабатываем на рекламе. Основные рекламодатели - те, которые вещают на женскую аудиторию. Кстати, Mama.ru собирает достаточно много женщин - это уже не просто аудитория, это целое сообщество вокруг сайта. Причем ниша эта совершенно не занята: по большому счету, женщин в Рунете до сих пор игнорируют.

- Но начиналось-то все не с рекламы, а с неких инвестиций?

- Конечно. Начальные инвестиции сделаны "Русскими фондами" вместе с "Орионом". Но мы уже вышли на самоокупаемость. Прибыли особой пока нет. Но ведь наши проекты малобюджетны: практически все авторы работают удаленно, это не является их постоянной и основной работой.

- Многое ли изменилось в вашей концепции со времен "Все лечиться хочут"?

- Фактически, сейчас Doktor.Ru и Mama.Ru превратились в сервис "вопросов-ответов". Это форма общения с аудиторией выработалась за годы нашей работы. Думаю, людям ничего другого и не нужно. Поначалу мы еще планировали некое просвещение, собирались что-то там рассказывать от себя... Оказалось, что людям хочется просто получать ответы на свои вопросы. И они получают их, консультируясь со специалистами и друг с другом.

- Сейчас в Штатах борются с разными сомнительными медицинскими сайтами, которые продают через Интернет лекарства без рецептов. У вас есть такие проблемы?

- Мы ничего не продаем через Интернет. В российских аптеках все можно купить, включая многие препараты, например антибиотики, которые в развитых странах продаются строго по рецептам. Платных консультаций мы тоже не планируем.

- То есть и дальше будете существовать на рекламу?

- Ну, реклама же разная бывает... Например, некоторые медицинские центры у нас спонсируют разделы, отвечают там на вопросы. Человек, который собирается пойти в какую-то клинику, заранее видит, как отвечают на его вопрос специалисты этой клиники, как они относятся к клиентам, и так далее. И естественно, человек пойдет в то заведение, про которое все уже знает. Поэтому такая форма рекламы очень выгодна тем, кто с нами сотрудничает.

Например, наши давние партнеры - клиника медицинской репродукции "Мама" (Ma-ma.ru). Женщины, страдающие бесплодием, в этой клинике либо решают свою проблему естественным путем, либо им делают оплодотворение "в пробирке". Таких клиник в Москве несколько. Но информации о них мало, в основном ее можно почерпнуть только из рекламы. А у нас на Маме.Ру они ведут рубрику Зачатие:Q&A, отвечают на прямые вопросы пациентов.

- А не было у вас идей просто продаться какой-нибудь крупной медицинской компании, может быть даже западной?

- Западные медицинские компании не очень интересуются Россией. Там медицинский бизнес - нечто иное, чем у нас. Там это очень серьезный бизнес. Несколько лет назад в каком-то аналитическом издании я видел такую диаграммку, где были показаны объемы отраслей. Так вот, медицинская отрасль в Штатах превосходила даже компьютерную отрасль по объему денег, которые в ней крутятся.

У нас же медицина в основном бесплатная, все на том же совковом уровне. Некий социальный пакет, который люди привыкли получать от государства, а вовсе не сервис, за который принято платить.

- Получается, что у медицинских проектов вроде твоего тоже нет особых перспектив?

- Перспективы таких проектов нужно рассматривать отдельно от перспектив отечественного здравоохранения. Проекты вроде Doktor.ru - они жили и будут жить. Потому что у людей есть естественное стремление интересоваться проблемами, которые у них возникли. Если тебя волнует какой-нибудь геморрой или герпес, ты конечно идешь с этим вопросом к врачу - участковому, например. Но всегда хочется еще у кого-то компетентного об этом спросить. Причем бесплатно. Также всегда интересно спросить у коллеги по несчастью.

И еще: люди ведь часто просто стесняются идти в больницу, задавать вопросы. И не идут - а проблема-то остается! А у нас, когда человек анонимно задает вопрос, его по крайней мере убедят в том, что нужно сходить и проконсультироваться у специалиста.

- А не может так случиться, что кому-то дадут сомнительный совет, особенно если врач не видит больного?

- Ну, это уже вопрос престижа торговой марки. Может ли фирма IBM выпускать компьютеры, которые тут же ломаются? Нет, конечно. Так и наши "компьютеры" - надежные и качественной сборки. Что касается специалистов, отвечающих на вопросы на сайте: все они компетентные профессионалы.

- Как ты об этом узнаешь, если знакомишься с ними по Интернету?

- А я вижу, как они отвечают на вопросы. Я же все-таки врач. Там, где не хватает моего опыта - консультируюсь с коллегами, которые опытнее меня. Люди, которые оказываются некомпетентны, просто не проходят. Что касается народной медицины - мы ее пока не трогаем.

- Если опять вернуться к здравоохранению в России вообще: есть ли какие-то глобальные перспективы, связанные с Интернетом? Скажем, обынтернечивание всех больниц...

- Это очень серьезная работа, и начинать ее нужно с ломки врачебного менталитета, который закладывается еще в институтах, где врачу внушают, что медицина - это не ремесло, а искусство. А на самом деле это ремесло, и врач - он такой же рабочий сферы обслуживания, как и сапожник, дворник или продавец в магазине. Только он более высокотехнологичен, и потому его работа более высоко оплачивается. Но отношения между пациентом и врачом все равно должны быть как между клиентом и поставщиком услуги, пусть и дорогостоящей, но услуги.

- Сколько времени, по-твоему, займет эта ломка стереотипов?

- Не знаю, но могу сказать, что эта ломка должна идти не сверху, а снизу: сами пациенты должны ломать. А смогут они это сделать только тогда, когда будут информированы. Когда тебя останавливает гаишник и пытается на бабки развести, а ты не знаешь своих прав, не знаешь, как общаться с этим человеком, который вовсе не начальник на дороге, а просто госслужащий - тогда и его отношение к тебе соответствующее. Так и в сфере медицинских услуг: когда ты будешь от врача требовать большего, и будешь знать, что собственно от него требовать - тогда и отношение врачей к пациентам будет меняться.

- Ты можешь как-то оценить, какое количество людей можно таким образом "просветить" с помощью вашего сайта? Ведь в Интернет из России ходит то ли один процент населения, то ли вообще половина процента. А это очень мало...

- Мало, да. Но люди и друг с другом общаются. Например, по опыту работы наших женских и детских разделов я знаю, что бывают такие случаи, когда одна молодая мама, у которой есть Интернет, собирает вопросы со всего двора, где они там все гуляют с колясками. И у нас на сайте задает, а потом забирает ответы для всех. Понятно, что кардинально решить проблему наш сайт не может. Но капля камень точит.


Обсудить в форуме (Сообщений : 7)

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ
Doktor.ru
Mama.Ru
Национальная Интел Интернет Премия'2001
Старая Gazeta.Ru/"Здоровье"




ПРЕСС-РЕЛИЗЫ
Yellow NewsPillow
Возрождение легендарной NewsPillow

АИСТ
Стартует дилерская программа ASP-сервиса SiteManager для веб-студий

Caravan
Караван отменяет все регистрационные платежи на виртуальном хостинге и на размещение физических серверов (Colocation)

Экспресс-Интернет
Система управления сайтом для Веб-студий, а не для Владельцев сайтов. Экспресс-Интернет.

"Логика Бизнеса"
Мария Каменнова вошла в TOP-100 отечественной ИТ-индустрии

Copyright © 2000-2002 Нетоскоп
Информация о сайте

Hosted by uCoz