Нетоскоп/Профиль недели/12.07.2001 http://www.netoscope.ru/profile/2001/07/12/2883.html Владимир Волошин: "Врач - такой же рабочий сферы обслуживания, как и сапожник" Алексей Андреев lexa@spb.cityline.ru 12.07.2001 В 2001 году сайт Mama.ru был награжден "Национальной Интел Интернет Премией" как лучший сетевой ресурс в категории "Здоровье". Создатель сайта Владимир Волошин, не менее известный и как руководитель Doktor.Ru, рассказывает об истории создания своих проектов и о перспективах медицинских ресурсов в Рунете. |
||
- Как вообще ты начал заниматься здоровьем в Интернете?
- Я жил в Хабаровске, заканчивал мединститут. Это был год 94-95-й, Интернет в нашей глубинке только появлялся, толком его еще не было. Были, конечно же, коммерческие провайдеры, но не по моему студенческому карману. Первым местом, откуда я стал ходить в Интернет, стала хабаровская краевая библиотека. Местный такой "центр научно-исследовательской мысли". Ну и у меня самого возникла идея сделать что-нибудь такое информационно-познавательное - для врачей. Начал я с этими глупыми идеями везде ходить, обивать пороги ректора нашего мединститута... Но мои идеи как-то не воспринимались всерьез.
Поэтому на пороги я плюнул, решил просто найти единомышленников и делать все самостоятельно. К тому времени я уже закончил институт и поступил в интернатуру - это когда ты еще год учишься по своей медицинской специальности и после этого уже можешь врачевать. Вот тогда мы с товарищами - сначала нас было три или четыре человека - запустили сайт. Это было в начале 1997 года.
- Какой именно сайт?
- Тогда у нас было такое смешное название - "
- Когда появился
- В 1998-м. Мы вполне нормально жили со своим "Все лечиться хочут!", но людям было трудно запоминать домен rvh.khv.ru. Тогда мы завели doktor.ru и заодно - mama.ru, потому что у нас к тому времени стала хорошо развиваться женская тема. Домен doсtor.ru был уже занят, пришлось поменять "с" на "k". Вообще, история развития проекта - это интересная тема, но как-то лень историографией заниматься. Один раз
- Но это, я так понимаю, было еще в Хабаровские. Как же тебя занесло в Москву?
- Закончив интернатуру по педиатрии, я пошел в ординатуру по организации здравоохранения - эдакая школа медицинского менеджмента, еще два года учебы. В 99-м году я ординатуру закончил и пришлось выбирать: либо идти работать в хабаровский краевой комитет здравоохранения, либо заниматься "чем-то еще". Я выбрал "чем-то еще". Понятно, что в Хабаровске заниматься всерьез Интернетом было тяжеловато, и я поехал в Москву.
- Были какие-то зацепки в столице?
- Да, у меня там уже были друзья-коллеги, с которыми мы через Интернет познакомились и вместе работали. Уже начала работать "первая" (носиковская)
- У входа. В общем, тогда Москва тебя и засосала?
- Да, моментально. Я понял, что возвращаюсь домой паковать чемоданы. И в ноябре 99-го перебрался в Москву.
- Сколько всего человек сейчас делает проекты Doktor.Ru и Mama.Ru?- Если считать всех консультантов, то человек пятнадцать. Техническая служба "Рамблера" нам тоже помогает, поскольку мы у них хостимся.
- Наш главный редактор еще велела про деньги спросить. Давай, рассказывай про деньги.
- С деньгами все нормально. Зарабатываем на рекламе. Основные рекламодатели - те, которые вещают на женскую аудиторию. Кстати,
- Но начиналось-то все не с рекламы, а с неких инвестиций?
- Конечно. Начальные инвестиции сделаны "Русскими фондами" вместе с "Орионом". Но мы уже вышли на самоокупаемость. Прибыли особой пока нет. Но ведь наши проекты малобюджетны: практически все авторы работают удаленно, это не является их постоянной и основной работой.
- Многое ли изменилось в вашей концепции со времен "Все лечиться хочут"?
- Фактически, сейчас Doktor.Ru и Mama.Ru превратились в сервис "вопросов-ответов". Это форма общения с аудиторией выработалась за годы нашей работы. Думаю, людям ничего другого и не нужно. Поначалу мы еще планировали некое просвещение, собирались что-то там рассказывать от себя... Оказалось, что людям хочется просто получать ответы на свои вопросы. И они получают их, консультируясь со специалистами и друг с другом.
- Сейчас в Штатах борются с разными сомнительными медицинскими сайтами, которые продают через Интернет лекарства без рецептов. У вас есть такие проблемы?
- Мы ничего не продаем через Интернет. В российских аптеках все можно купить, включая многие препараты, например антибиотики, которые в развитых странах продаются строго по рецептам. Платных консультаций мы тоже не планируем.
- То есть и дальше будете существовать на рекламу?
- Ну, реклама же разная бывает... Например, некоторые медицинские центры у нас спонсируют разделы, отвечают там на вопросы. Человек, который собирается пойти в какую-то клинику, заранее видит, как отвечают на его вопрос специалисты этой клиники, как они относятся к клиентам, и так далее. И естественно, человек пойдет в то заведение, про которое все уже знает. Поэтому такая форма рекламы очень выгодна тем, кто с нами сотрудничает.
Например, наши давние партнеры - клиника медицинской репродукции "Мама" (
- А не было у вас идей просто продаться какой-нибудь крупной медицинской компании, может быть даже западной?
- Западные медицинские компании не очень интересуются Россией. Там медицинский бизнес - нечто иное, чем у нас. Там это очень серьезный бизнес. Несколько лет назад в каком-то аналитическом издании я видел такую диаграммку, где были показаны объемы отраслей. Так вот, медицинская отрасль в Штатах превосходила даже компьютерную отрасль по объему денег, которые в ней крутятся.
У нас же медицина в основном бесплатная, все на том же совковом уровне. Некий социальный пакет, который люди привыкли получать от государства, а вовсе не сервис, за который принято платить.
- Получается, что у медицинских проектов вроде твоего тоже нет особых перспектив?
- Перспективы таких проектов нужно рассматривать отдельно от перспектив отечественного здравоохранения. Проекты вроде Doktor.ru - они жили и будут жить. Потому что у людей есть естественное стремление интересоваться проблемами, которые у них возникли. Если тебя волнует какой-нибудь геморрой или герпес, ты конечно идешь с этим вопросом к врачу - участковому, например. Но всегда хочется еще у кого-то компетентного об этом спросить. Причем бесплатно. Также всегда интересно спросить у коллеги по несчастью.
И еще: люди ведь часто просто стесняются идти в больницу, задавать вопросы. И не идут - а проблема-то остается! А у нас, когда человек анонимно задает вопрос, его по крайней мере убедят в том, что нужно сходить и проконсультироваться у специалиста.
- А не может так случиться, что кому-то дадут сомнительный совет, особенно если врач не видит больного?
- Ну, это уже вопрос престижа торговой марки. Может ли фирма IBM выпускать компьютеры, которые тут же ломаются? Нет, конечно. Так и наши "компьютеры" - надежные и качественной сборки. Что касается специалистов, отвечающих на вопросы на сайте: все они компетентные профессионалы.
- Как ты об этом узнаешь, если знакомишься с ними по Интернету?
- А я вижу, как они отвечают на вопросы. Я же все-таки врач. Там, где не хватает моего опыта - консультируюсь с коллегами, которые опытнее меня. Люди, которые оказываются некомпетентны, просто не проходят. Что касается народной медицины - мы ее пока не трогаем.
- Если опять вернуться к здравоохранению в России вообще: есть ли какие-то глобальные перспективы, связанные с Интернетом? Скажем, обынтернечивание всех больниц...
- Это очень серьезная работа, и начинать ее нужно с ломки врачебного менталитета, который закладывается еще в институтах, где врачу внушают, что медицина - это не ремесло, а искусство. А на самом деле это ремесло, и врач - он такой же рабочий сферы обслуживания, как и сапожник, дворник или продавец в магазине. Только он более высокотехнологичен, и потому его работа более высоко оплачивается. Но отношения между пациентом и врачом все равно должны быть как между клиентом и поставщиком услуги, пусть и дорогостоящей, но услуги.
- Сколько времени, по-твоему, займет эта ломка стереотипов?
- Не знаю, но могу сказать, что эта ломка должна идти не сверху, а снизу: сами пациенты должны ломать. А смогут они это сделать только тогда, когда будут информированы. Когда тебя останавливает гаишник и пытается на бабки развести, а ты не знаешь своих прав, не знаешь, как общаться с этим человеком, который вовсе не начальник на дороге, а просто госслужащий - тогда и его отношение к тебе соответствующее. Так и в сфере медицинских услуг: когда ты будешь от врача требовать большего, и будешь знать, что собственно от него требовать - тогда и отношение врачей к пациентам будет меняться.
- Ты можешь как-то оценить, какое количество людей можно таким образом "просветить" с помощью вашего сайта? Ведь в Интернет из России ходит то ли один процент населения, то ли вообще половина процента. А это очень мало...
- Мало, да. Но люди и друг с другом общаются. Например, по опыту работы наших женских и детских разделов я знаю, что бывают такие случаи, когда одна молодая мама, у которой есть Интернет, собирает вопросы со всего двора, где они там все гуляют с колясками. И у нас на сайте задает, а потом забирает ответы для всех. Понятно, что кардинально решить проблему наш сайт не может. Но капля камень точит.
Обсудить в форуме (Сообщений : 7)
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ |
Copyright © 2000-2002 Нетоскоп www.netoscope.ru |