23 января в Москве состоялась официальная российская премьера киберпанковского фильма "Иван-дурак". Он обозначен своими создателями Александром Дулерайном и Сергеем Корягиным как "первый русский киберкомикс".
Для премьеры был выбран самый многозальный московский кинотеатр "Пять звезд". Хотя подобный выбор был предрешен и другими обстоятельствами: в столице больше нет кинотеатров с неоштукатуренными кирпичными стенами, темными тоннелями, подвесными деревянными мостками, медленными ручьями и ленивым водопадом. Единственное, что потребовалось прибавить к существующему оформлению кинотеатра - установить указатель на родной город главного героя фильма Запредельный.
К премьере было открыто сразу два официальных сайта фильма, которые получили по цвету фона страниц наименование "белый" и "черный". "Белый" сайт, который обзавелся доменом второго уровня, содержит справочные сведения и компьютерные обои с постером фильма. "Черный" сайт располагается в одном из субдоменов Film.ru, состоит преимущественно из комментариев и вообще текстовой информации.
Фильм анонсировался как сочетание классической фольклорной коллизии с цитатами из Гибсона, классика киберпанка. Кстати, как раз на этом пересечении работает едва ли не единственный в русской фантастике человек, которого можно отнести к писателям-киберпанкам - Тюрин.
Однако создатели "Ивана-дурака" не стали использовать слова, придуманные Гибсоном, вроде "киберпространства" и "матрицы". Для отечественной кинокартины был создан собственный словарь в стиле эзотерических псевдодревнерусских терминов философа Даниила Андреева - "навна", "уицраор", "жругр" и так далее. Это даже покруче, чем киберпанковский словарь Шелли, где были "зипуны", "варежки", "лапти" и прочая "чистая сибирь".
Зато тот "киберспейс", в котором побывал Иван при помощи друга-хакера и устройства "мозгодрель", называется совсем просто - "Другая сторона" либо "Дно", что напоминает книги еще одного отечественного фантаста - Лукьяненко. И упомянутого киберпространства в фильме достаточно много - пожалуй, не меньше, чем в "Нирване" и в "Джонни Мнемонике".
Эта абсурдистская комедия почти сплошь состоит из намеков на популярные фильмы, мультфильмы и книги. Намеки практически всегда намеренные. Но усмотреть в этом фильме цитирование последних американских киберпанковских фильмов было бы неверным. Фильм "Иван-дурак" прошел от задумки до премьеры восемь лет. Реально он был отснят летом 1999 года, однако потом опять пришлось делать паузу и изыскивать деньги на монтаж и другие заключительные стадии производства фильма (называемые на профессиональном языке "постпродакшен"). А между тем осенью 1999 года на экраны мира вышла "Матрица".
Когда авторы "Иван-дурака" увидели эту картину, они, по их собственным уверениям, на четверть часа потеряли хладнокровие. Ситуация описана в отдельной легенде: "...И тут нам добрые люди приносят кассету (пиратскую, с пылу с жару, снятую с экрана американского кинотеатра) с фильмом братьев Вачовских "Матрица". Втыкаем мы ее в видик, смотрим, и по ходу просмотра лица наши вытягиваются все сильнее. Посудите сами: шустрые американцы сняли чуть ли не кадр в кадр наши идеи и задумки! Понимаем, что от обвинений в плагиате мы не отделаемся никогда..."
Череду совпадений завершает наличие у одного из друзей Ивана специального электронного провода, который крепится у него в основании позвоночника, как у персонажей фильма "Экзистенция", который вышел на экраны в то же самое время, хотя это уже не имеет особого значения.
Сюжет "Ивана-дурака" настолько абсурден, что его пересказ не представляется необходимым. Но наибольшее разочарование фильма заключается в любительской игре всех без исключения персонажей. Что же касается режиссерского и операторского опыта, то он накопился у создателей фильма задолго до их полнометражного дебюта в рамках производства документальных, короткометражных и видеофильмов в жанре так называемого "параллельного кино".
Наиболее благодарную публику фильм может найти среди сетевой аудитории - судя по трафику соответствующих сайтов, она как раз и любит, чтобы было "прикольно". Фильм "Иван-дурак" как раз и состоит из приколов, иногда грубых, практически клоунских, иногда мягких - к примеру, открытому русскому лицу Ивана противостоит в духе газеты "Завтра" карикатурно-еврейское лицо коварного доктора Страуса.
А в саундтреке "Ивана-дурака" - группы "АукцЫон" и "Мумий Тролль".