В среду на видео-конференции разработчиков ПО из Москвы и Санкт-Петербурга, занимающихся аутсорсингом, обсуждалась необходимость создания единой ассоциации, способной продвигать интересы небольших разрозненных компаний на рынке и в госструктурах.
Со стороны Петербурга на конференции присутствовал, в качестве объединяющего начала, Валентин Макаров, президент консорциума "Форт-Росс". Это едва ли не единственная полноценная ассоциация российских разработчиков, достигнувшая конкретных результатов в продвижении интересов нескольких разных компаний.
"Форт-Росс" представляет собой консорциум из 19 компаний, занимающихся аутсорсингом в Северо-западном регионе. При этом, по оценкам господина Макарова, количество членов вряд ли превысит 25 компаний, поскольку существуют весьма жесткие критерии отбора и требования к претендентам на вступление в консорциум.
Главной на данный момент задачей консорциума является поиск заказов и их распределение среди членов. Однако у руководства есть твердое намерения вывести маркетинговую составляющую в отдельную компанию, а имеющуюся инфраструктуру использовать уже для создания полноценной региональной ассоциации.
При этом Питер, как это часто бывало в истории, противопоставляет себя недавнему московскому начинанию - учрежденной 7 сентября 2001 года Ассоциации разработчиков программного обеспечения (АРПО, или National Association of Software Development - NSDA). Напомним, что недавно из состава только что созданной АРПО вышли четверо членов, стоявших у истоков ее создания - "Рексофт", Luxoft, SPIRIT и VDI. Причины выхода в двух словах сводились к недовольству четырех компаний лично президентом АРПО Булатом Гейфулиным, непрозрачностью исполнительной власти в АРПО, а также неясностью целей и ближайших задач ассоциации.
По мнению Валентина Макарова, организация единой национальной промышленной ассоциации должна начинаться с организации местных, функциональных, доказавших свою необходимость и жизнеспособность ассоциаций в регионах. В то же время АРПО, претендующая быть общероссийской, объединяет, за небольшим исключением, лишь московские компании.
При этом функционально эта ассоциация ничего конкретного из себя не представляет. Присутствовавший на конференции генеральный директор компании "Рексофт" Александр Егоров высказался в том смысле, что АРПО - не более, чем PR-однодневка, а единственное, что удалось сделать исполнительным органам АРПО - это собрать пресс-конференцию и объявить о своем существовании.
Генеральный директор "Рексофта" при этом отметил, что самому "Рексофту" в принципе все равно, каким образом будет выстраиваться единая ассоциация. По мнению Егорова, отрасль рано или поздно придет к тому, что на западном рынке (а это - главное, для чего "Рексофту" нужна единая ассоциация) российских разработчиков будет преставлять единая, сильная структура. В настоящий момент "Рексофт" не вступил еще в "Форт-Росс", но не спешит и восстанавливать свое членство в АРПО.
Впрочем, участиники круглого стола также выразили надежду, что "Москва перебесится и тоже поймет необходимость постепенного собирания разрозненных компаний в единую отрасль, начиная с низов".
При этом все участники конференции вполне единодушно сошлись во мнении, что в любом случае необходима единая организация, которая бы лоббировала интересы разрозненных разработчиков в российских госструктурах и на западном рынке, и которая бы способствовала становлению единой российской индустрии программирования.
В ходе конференции были также подняты вопросы финансирования высшего образования. Как минимум двое из присутствовавших на конференции со стороны Петербурга являются представителями высшей школы, будучи одновременно руководителями компаний, занимающихся разработкой ПО.
В частности, Андрей Терехов, генеральный директор компании "Ланит-Терком" и завкаферой Системного программирования Санкт-Петербургского Университета, отметил, что большинство компаний, нуждающихся в программистах, никак не хотят вкладывать деньги хотя бы в студентов, которых можно было бы уже с третьего курса начать готовить к поступлению в конкретную компанию давать писать курсовые работы, читать лекции и тому подобное. Вообще вопрос о состоянии высшей школы в какой-то момент стал главным в ходе конференции. Особо подчеркивалась необходимость государственного финансирования, и в лоббировании этого вопроса, вероятно, также может помочь единая ассоциация.
Уже после круглого видео-стола представители питерских компаний поделились любопытными подробностями о российском рынке ПО.
Некоторые из участников в качестве одного из главных успехов в двухлетней деятельности "Форт-Росса" выделяли возможность переориентации с американского рынка на скандинавский. В отличие от американского заказчика, скандинавский имеет лишь смутное (общее) представление о том конечном продукте, который он хочет получить. Поэтому индийские программисты, способные заниматься только кодингом по уже разработанными спецификациями, для решения таких задач совершенно не подходят - зато подходят русские.
Именно благодаря объединению усилий нескольких компаний в одном консорциуме "Форт-Росс" у питерских разработчиков появилась возможность выйти на этот непаханый рынок - то, что не под силу сделать отдельной небольшой компании. В качестве примера была приведена полуторачасовая встреча с мэром Стокгольма, которую удалось провести только благодаря существованию "Форт-Росса". "Я с трудом представляю себе, что меня, как гендиректора "Ланит-Терком", допустили бы до мэра Стокгольма," - заявил Терехов.
Помимо решения маркетинговых задач, консорциуму уже сейчас удается так или иначе лоббировать интересы российской IT-индустрии в госструктурах самого различного уровня. Главное, чего удалось добиться "Форт-Россу" - его заметили и стали приглашать в различные государственные согласительные комиссии по выработке тех или иных решений относительно государственной политики в области IT-индустрии.
Самое последнее достижение в этой области - документ с условным названием "Предложения по развитию российской IT-индустрии", который 15 декабря этого года лег на стол премьер-министру России Михаилу Касьянову. Правда, представители "Форт-Росса" написали лишь отдельные пункты этой программы, изначально же инициатива создания подобного документа принадлежит вице-президенту РАН, академику Фортову, которому удалось встретиться с президентом Путиным и рассказать ему о необходимости проведения осмысленной государственной политики в этой области. Президент направил запрос премьеру Касьянову. Касьянов поручил составление документа министру связи Леониду Рейману. В результате силами министерства, РАН и представителей индустрии за 10 дней был выработан документ.
В настоящий момент российский рынок оффшорного программирования оценивается минимум в 70 миллионов долларов, максимум - в 200. Члены консорциума "Форт-Росс" оценивают свой суммарный годовой оборот примерно в 30 миллионов долларов.