Руководство российского Министерства путей сообщения провело в среду пресс-конференцию, на которой рассказало о новейших технологиях, внедряемых сейчас в информационную инфраструктуру железнодорожного ведомства. Мероприятие прошло в Российской Академии Наук в рамках международного форума "Технологии и решения для электронной России".
По сути дела, МПС продолжает активное развитие собственного Интернета, который в целях безопасности не связан с "общим" Интернетом, и потому простым смертным мало что известно об этой сети. Первый заместитель министра Александр Мишарин рассказал о десятках тысяч километров оптоволокна собственной магистральной сети МПС - как о уже проложенных, так и намеченных на ближайшее будущее.
Одной из главных задач министерства на 2002 год замминистра назвал внедрение электронного документооборота в рамках системы "ЭТРАН". Предполагается, что данная программа позволит снизить время простоев на пограничных переходах, увеличить скорость оформления документов на грузовые перевозки, снизить финансовые потери при перевозках.
Господин Мишарин рассказал также о внедрении новой системы автоматизированного управления перевозками "Экспресс-3". Она должна прийти на смену прослужившему 19 лет "Экспрессу-2".
Доисторическая система продажи билетов "Экспресс-2" в последние годы перестала справляться с возросшими нагрузками и новыми задачами. В частности, интернет-доступ к этому сервису был прекращен в августе прошлого года по соображениям безопасности. С тех пор чрезвычайно удобная и очень распространенная на Западе услуга продажи билетов через Интернет так и не была восстановлена в России. В настоящий момент на сайте "Экспресс-2" можно лишь получить информацию о расписании движения поездов и о наличии мест.
"Экспресс-3" намечен к внедрению в 2002 году сначала на Московской, а за тем на Октябрьской и Северо-Кавказской железных дорогах. Пока система проходит тестирование. В ее основе - целых два суперкомпьютера IBM S/390, которые пока будут обслуживать терминалы ж/д касс в 9 регионах МЖД. Производительность "Экспресс-3" будет аж в 9 раз выше предшественника. На внедрение системы только МЖД направила 380 миллионов рублей.
Среди чудес сервиса, которые обеспечит новая АСУ - продажа билетов с номерами мест во время следования поезда по маршруту, увеличение срока предварительной продажи билетов с 45 до 63 суток, выбор "мужского", "женского" или "семейного" купе, места для инвалидов или для работы в дороге. В специальных сервис-центрах и кассах вам предоставят любую справку о городе, в который вы направляетесь. Пассажиру по его просьбе заранее закажут в чужом городе такси, номер в гостинице, билет в театр, автомобиль напрокат, а при смешанном маршруте - билет на самолет или теплоход. Кроме того, можно будет проследить путь следования своего багажа - от погрузки до выгрузки.
Остается неясным вопрос, позволит ли "Экспресс-3" покупать билеты через Интернет (т.е. прямо из дома, а не находясь в поезде или на вокзале). В прошлом году Государственная техническая комиссия при президенте издала распоряжение о запрете на подключение систем управления транспортом к сети Интернет. В связи с этим решением ИВЦ Октябрьской железной дороги, например, получил распоряжение обеспечить полную изоляцию от Интернета. С точки зрения безопасности это достаточно разумно. Но с теми планами, что перечислялись выше, это согласуется плохо. Более того, МЖД уже собирается обеспечивать пассажиров доступом в Интернет прямо из купе поездов. Как при этом выполнить распоряжение Госкомиссии об изоляции от Интернета, неясно.
С точки зрения оптимального управления, "Экспресс-3" позволит отслеживать все технологические процессы, начиная от составления планов формирования поездов и управления парком вагонов, и заканчивая экономическим и финансовым анализом перевозок. АСУ связана с аналогичными системами в Европе и странах СНГ и содержит информацию о каждом перевезенном пассажире.
Автоматизация расчетов также позволит иметь более достоверную информацию о населенности вагонов, и не допускать, чтобы поезда уходили полупустыми.
Правда, всех граждан куда больше интересует, поможет ли умная АСУ справиться вечным дефицитом билетов в сезоны отпусков. Судя по всему, МПС намеривалось разрешить эту проблему 66-процентным (!) увеличением цен на билеты со следующего года. Однако в четверг эти планы расстроило правительство, оградив аппетиты монополистов 35-процентным уровнем.
Последние дни железнодорожное министерство усиленно демонстрирует разного рода деловую активность, показывая, что все идет хорошо, а дальше пойдет еще лучше. Как известно, глава МПС министр Николай Аксененко с октября находится под следствием по обвинению в превышении должностных полномочий с тяжелыми последствиями.