Оригинальная новая услуга - антивирусная программа на карточке - появилась в арсенале "Лаборатории Касперского" еще в сентябре. На карточках продается доступ к специальной версии антивирусника от Касперского - e-Lite. На карточке указан код доступа, который позволяет скачать дистрибутив "Антивируса Касперского" с сайта компании. Карточка номиналом в 5 единиц позволяет пользоваться антивирусником 60 дней, номиналом в 10 единиц - 180 дней.
Удобство заключается в том, что карточки продавать значительно проще, чем коробочные продукты, которые логично все-таки видеть в специализированных местах. Плюс сама программа скачивается через Интернет, а не инсталлируется с дискеты или диска, что дает общее удешевление.
Карточки самой "Зебры" предназначены для оплаты телефонной связи и доступа в Интернет. "Зебра-Телеком" является эксклюзивным дистрибьютером карт экспресс-оплаты "Антивируса Касперского". Возможности "Зебры" позволяют уже сейчас покупать карточки Касперского на автозаправочных станциях, в компьютерных салонах и салонах связи.
О нынешней маркетинговой политике компании и о продаже ПО на карточках рассказал "Нетоскопу" руководитель информационной службы "Лаборатории Касперского" Денис Зенкин.
- Вы начали продажу карточек экспресс-оплаты в конце сентября. Каковы первые результаты этого проекта?
- Я пока воздержусь от использования абсолютных чисел. Проект только-только
начинает раскручиваться, так что еще не время говорить даже о
предварительных результатах. Технология продаж программного обеспечения по
экспресс-карточкам уникальна не только для российского, но и для западного рынков. Исходя из этого, можно понять психологический барьер,
который имеют покупатели в отношении "Антивируса Касперского e-Lite". Вместе с
тем, опросы общественного мнения показывают, что пользователи в целом очень
позитивно относятся к этой идее (особенно учитывая доступность и цену), так
что сейчас мы начинаем широкую компанию по популяризации наших карт
экспресс-оплаты и расширению сети распространителей за пределы Москвы. После
этого предлагаю снова вернуться к обсуждению результатов проекта.
- Какие каналы сбыта на российском рынке для вас наиболее удачны?
- Если говорить о розничных продажах "персональных" продуктов, то здесь
лидируют компьютерные магазины, далее идут интернет-продажи и другие, в
основном, новые каналы сбыта - продажа по телефону, по карточкам
экспресс-оплаты.
- Успешно ли ваш продукт продается через Интернет?
- К сожалению, не могу поделиться абсолютными цифрами, поскольку это
конфиденциальная информация. В относительных величинах рост наших
интернет-продаж за последние полгода составил около 300%. Эта впечатляющая
величина достигнута, прежде всего, благодаря запуску нашей аффилиатной
программы, при которой продажи ведутся с торговых площадок наших
интернет-партнеров (например, Mail.ru, "Рамблер" и др.).
- Ваша компания известна своей ориентацией на западный рынок, где, как я понимаю, и зарабатываются основные деньги. Означает ли активное развертывание маркетинговых программ на российском рынке, что вы стали более серьезно смотреть на российского потребителя?
- "Лаборатория Касперского" - российская компания, и для нас российский рынок
всегда был и будет самым важным. Мы никогда не отворачивались от наших
пользователей в России, чтобы снова к ним повернуться. А активность компании
в плане новых маркетинговых программ - это нормальное рыночное поведение в
современном бизнесе, так ведут себя все успешные компании, каковой мы
считаем также и "Лабораторию Касперского". Так что в наших последних
инициативах следует видеть не "возвращение блудного сына", а, скорее,
продолжение активного завоевания российского рынка систем информационной
безопасности.
- Стали ли российские пользователи больше покупать антивирусных продуктов после последних вирусных эпидемий (Nimda, SirCam и т.п.)?
- Позитивные тенденции в росте потребительского спроса на антивирусные
программы в России появились уже давно. Естественно, при возникновении
серьезной эпидемии происходит незначительный всплеск покупательской
активности, но эти флуктуации не имеют определяющего значения. Если
российская экономика будет процветать, у заказчиков будут деньги, то
российская антивирусная индустрия тоже будет расти. Это вполне понятно.
- Как появилась идея создать "софт по карточкам"?
- Мы постоянно ищем пути совершенствования каналов продаж нашего ПО. Карточки
экспресс-оплаты - одно из направлений этой активности. Идея появилась около
двух лет назад, так же, как появляются другие интересные идеи, - внезапно.
- Какими способами вы продаете свой продукт на Западе?
- Технологические продажи (лицензирование антивирусного ядра), прямые
корпоративные продажи, продажи через партнерскую сеть дистрибьютеров и
реселлеров.
- Какие каналы продаж на Западе самые эффективные?
- На Западе особенно эффективны продажи через Интернет, когда пользователь
оплачивает программное обеспечение через кредитную карточку.
- В конце августа еще до выпуска карточек экспресс-оплаты вы начали продажу своего продукта через систему Eaccess. Какие результаты на этом фронте?
- Мы не расчитывали, что этот проект будет исключительно рентабельным.
Несмотря на это, мы несомненно будем продолжать наше партнерство с
Eaccess.ru, поскольку существование этого канала продаж является для нас
стратегически важным в плане предоставления пользователям максимально
широкого спектра возможностей покупки "Антивируса Касперского".