В пятницу в Будапеште после многомесячного обсуждения в Совете Европы 30 государств подписали международное соглашение по борьбе с киберприступностью "Convention on Cybercrime".
Конвенция разрабатывалась специальным комитетом Совета Европы 4 года. В июне этого года был выработан и представлен на обсуждение в Совет окончательный вариант. Тогда ожидалось, что соглашение подпишут все 43 европейские страны-члены Совета, а также США и государства, которые входят в Евросовет на правах наблюдателей: Мексика, Канада, Япония и Ватикан.
Конвенцию подписали 26 европейских стран, среди них Армения, Эстония, Молдавия и Украина. К конвенции присоединились Канада, Япония, ЮАР и США. Среди неподписавших соглашение 17 государств Совета Европы - Россия, Дания, Ирландия и Чехия. Непосредственно сам Совет утвердил текст соглашения двумя неделями раньше - 8 ноября.
Это первая международная договоренность по борьбе с преступлениями, совершаемыми с использованием компьютерных сетей. Страны, подписавшие документ, введут у себя некоторый минимум законов по борьбе с такими киберпреступлениями, как неавторизованный доступ к компьютерным сетям, перехват данных, интернет-мошенничество, детская порнография и компьютерное пиратство. Предусмотрено также создание специальных национальных центров взаимодействия. Киберпреступникам теперь значительно труднее будет укрыться и совершать преступления, находясь на территории других государств.
На церемонии подписания в Венгерском парламенте участниками особо было подчеркнуто, что договор не предусматривает создания "Большого брата" системы тотального контроля. Именно этот аспект вызывал наибольшие опасения общественности в ранних версиях проекта соглашения.
Договор вступит в силу, как только хотя бы 5 государств (3 из которых входят в Совет Европы) ратифицируют соглашение. Кроме того, с декабря по июль будет составлен Дополнительный протокол, согласно которому преступлениями будут считаться пропаганда через Интернет расизма и ксенофобии.
Эти пункты не вошли в основной документ из-за возражений США, которые считают, что подобные запреты для веб-сайтов будут нарушать Первую поправку американской Конституции о защите свободы слова.