Сайты крупных российских компаний в настоящее время используются, в основном, для презентационных целей и пока не являются серьезным инструментом ведения бизнеса. Такой вывод сделали эксперты группы компаний TopS Business Integrator (TopS BI), которые представили среду аналитический отчет "Металлургический Рунет: каков он".
Целью проведенного исследования было выявить, насколько полно компании металлургической отрасли используют возможности Сети, а также определить, в каком направлении развиваются корпоративные интернет-ресурсы. Еще одна цель исследования - определить, в какой степени металлургические компании готовы сегодня к переходу на электронные формы ведения бизнеса.
Для исследования были выбраны компании металлургической отрасли, попавшие в рейтинг 200 крупнейших компаний по итогам 2000 года РА "Эксперт". В этот рейтинг входит 58 металлургических компаний, но оказалось, что не у всех крупнейших компаний этой отрасли есть сайты. В числе имеющих свое интернет-представительство оказалась 41 компания.
В ходе исследования было выявлено, что компании используют свои сайты только на 30 процентов. За максимально возможный уровень использования принималось наличие на сайте всей необходимой всем потенциальным посетителям сайта информации.
В отчете говорится о том, что принципиальными для компании являются, в частности, такие целевые группы, как инвесторы, акционеры, представители СМИ, а также клиенты. Каждый из них должен получить ту информацию, которая ему необходима. Оценка также производилась с точки зрения удобства поиска информации, удобства навигации, грамотности текстов, неперегруженности первой страницы.
Согласно исследованию, только 24 процента компаний размещают на сайте свои пресс-релизы. 71 процент сайтов имеют каталог продукции. 24 процента публикуют объявления о закупках. 29 процентов размещают информацию инвестиционного характера.
Ни один из сайтов крупнейших металлургических компаний не содержит всей информации, которая могла бы быть полезной его посетителям. Своеобразным лидером стал сайт ОАО "Северсталь", который использует все возможности на 58 процентов. Идущие следом за ним ОАО "Таганрогский металлургический завод" и ОАО "Магнитогорский металлургический комбинат", соответственно, на 57 и 56 процентов.
Интернет-представительства на данный момент используются, в основном, для презентационных целей. При этом наметилась тенденция применения Сети для интерактивной связи с поставщиками и клиентами.
В отчете отмечается, что неготовность российской металлургической промышленности к заключению сделок через Интернет предположительно обусловлена такими факторами, как неготовность персонала и клиентов к новой форме взаимоотношений и отсутствие законодательной базы, регулирующей электронный бизнес.