Трагедию в США можно было предотвратить, используя дистанционное управление самолетами с земли, считают инженеры-исследователи. Однако такая технология могла бы дать терорристам еще более легкий способ захватывать самолеты - прямо с земли.
Джефф Гослинг, исследователь из института исследований транспорта при университете Беркли в Калифорнии, сообщил, что многие современные самолеты оснащены автопилотом, который можно дистанционно перепрограммировать так, чтобы самолет игнорировал команды экипажа и вместо этого выполнял команды, подаваемые с земли.
В случае угона возможность контролировать передвижение самолета с земли становится очень важной. "Единственное, что вы можете сделать, кроме этого, - это сбить самолет," заявил Гослинг.
Авиационный инженер-исследователь Дэйл Одерманн из университета Пурдью, штат Индиана, считает, что современные автопилоты могут осуществлять посадку самолтов вообще без участия человека. "Мы уже запускаем беспилотные самолеты-шпионы, а отсюда недалеко и до системы удаленного контроля, которая позволит сажать коммерческие самолеты", - полагает исследователь.
Напомним, что идея о дистанционном перехвате контроля уже высказывалась в отношении четвертого захваченного в США самолета, который упал в Пеннсильвании, вдали от небоскребов и прочих ярких символов американского образа жизни. В ряде СМИ появилась версия, что террористы собирались направить этот самолет на Питтсбург, однако его удалось отклонить с этого маршрута по команде с земли.
Федеральное управление авиации США еще в 1980-х годах проводило эксперименты по подобной дистанционной посадке пассажирского самолета. Сейчас в этом направлении исследователи работают очень мало.
Джеффри Спейер, аэрокосмический инженер Калифорнийского университета, считает, что принудительное управление самолетом с земли может быть опасно для пассажиров. Кроме того, он считает, что такая система может быть использована и самими террористами в их целях.
По данным New Scientist, в современных самолетах используются дополнительные системы подачи сигнала тревоги наземным диспетчерам. Ими можно воспользоваться даже тогда, когда пилот не может использовать радио для прямой связи с центром слежения. Федеральное управление авиации не сообщило, были ли получены такие сигналы с захваченных самолетов.
Существующие уже сегодня технологии позволяют получить сообщение об угоне даже в том случае, если пилот и весь экипаж выведены из строя. Бортовой компьютер может отметить продолжительный сбой с курса и передать по радио сигнал тревоги. Видеокамеры и распознаватели речи, установленные в кабине, могут отметить, что самолет ведет уже не та команда, которая была в кабине изначально, передать сигнал компьютеру и, соответственно, сообщить земле о захвате. Но применение этих технологий пока не вышло за пределы лабораторий и исследовательских институтов.
Сейчас обеспечение безопасности полетов решается, в первую очередь, в аэропортах - за счет повышения мер наземной безопасности. Однако и там наиболее прогрессивные методы проверок (например, томографическое сканирование на предмет взрывчатки) не применяются, так как они слишком дороги.
Таким образом, эксперты по терроризму пока не готовы сообщить, как именно правительственные органы будут усиливать безопасность полетов.