Во вторник компания Boston Consulting Group опубликовала результаты исследования рынка электронной коммерции, в частности, B2B-сектора европейской экономики. В процессе работы над отчетом компания Boston Consulting Group исследовала текущее состояние и потенциал B2B в России. В ходе исследования был проведен опрос менеджеров традиционных российских компаний.
По данным исследования, B2B в России находится на ранней стадии развития. В Рунете было найдено более пятидесяти действующих и анонсированных электронных торговых площадок, большинство которых созданы в металлургии и отраслях ТЭК. Однако не более трети площадок были признаны способными структурировать хотя бы часть сделки. Текущий объем транзакций на подавляющем большинстве платформ незначителен.
Однако, несмотря на отставание, традиционные российские компании считают, что будут больше использовать B2B в своей работе. По мнению представителей компаний, объем электронных сделок будет расти более чем на 100 процентов в год и достигнет 22,3 миллиарда евро к 2004 году, что будет соответствовать 12 процентам общего числа сделок между компаниями. Для сравнения можно привести те же данные для Европы: объем электронный сделок достигнет 3,1 триллиона евро в 2004 году, что составит 21 процент от всего объема транзакций.
87 процентов опрошенных утверждают, что до 2004 года они планируют инвестировать по крайней мере в одну электронную торговую площадку. Но лишь немногие российские компании сегодня четко понимают, какая модель электронного бизнеса наиболее им подходит.
Чтобы оценить целесообразность различных моделей B2B, многие традиционные компании в настоящий момент запускают пилотные проекты. Чаще всего - это частные торговые платформы, позволяющие осуществлять продажи в режиме онлайн (e-sales). Почти половина опрошенных утверждают, что осуществляют закупки в режиме онлайн (e-procurement). Однако зачастую в Интернете закупается только офисное оборудование.
По мнению авторов отчета, в России, как и в Европе, удерживать инициативу на рынке электронной коммерции в корпоративном секторе будут традиционные компании, а не интернет-игроки. Практически все традиционные компании, даже те, которые уже вложили деньги в B2B-порталы, созданные интернет-фирмами, намереваются в долгосрочной перспективе завести собственные электронные платформы.
Как сообщается в отчете, основными причинами неразвитости электронной коммерции B2B в России являются традиционная непрозрачность больших корпораций, а также неготовность делиться с конкурентами. Также не способствует развитию этого сектора экономики неготовность менеджмента к сложному процессу внедрения B2B, недостаток в IT-специалистах, хорошо понимающих бизнес-процессы, отсутствие законов, регулирующих электронный бизнес, а также общий кризис IT-рынка, связанный с колебаниями Nasdaq.
Традиционные российские компании понимают, что в долгосрочной перспективе электронная B2B-коммерция одновременно и представляет угрозу, и открывает новые возможности. Они видят, как конкуренты делают первые шаги по внедрению B2B и некоторые уже сегодня добиваются значительных результатов. Вследствие этого многие российские традиционные компании задумываются о необходимости включить B2B в бизнес-планы и разработать стратегию электронной коммерции.