Во вторник министр по налогам и сборам Геннадий Букаев объявил о том, что его ведомство намерено вплотную заняться переводом своей деятельности в онлайн. Министр заявил, что его цель - перевести всю финансовую отчетность в электронное состояние и сделать так, чтобы налогоплательщики не толпились в помещениях налоговых инспекций, а исполняли свой гражданский долг спокойно, сидя за своими компьютерами.
В погоне за своими западными коллегами Министерство намерено организовать налоговый портал, в рамках которого налогоплательщики смогут подавать налоговые декларации, а сами налоговики смогут обмениваться информацией. Причем портал будет иметь многоуровневую систему допуска - чем выше ранг чиновника, тем большими онлайновыми привилегиями он будет обладать. Рядовые же пользователи смогут иметь доступ к личной финансовой информации. В перспективе налогоплательщики смогут заполнять декларацию прямо в веб-интерфейсе.
"Пробный вариант" онлайнового налогообложения уже существует и действует. Эксперимент проходит в восьми налоговых инспекция Москвы, согласие на эксперимент дали 700 налогоплательщиков. По сведениям газеты "КоммерсантЪ", реальное количество участников эксперимента значительно меньше - около 300, причем все участники - юридические лица.
В интервью "Коммерсанту" Александр Меликджанян, директор ООО "Такском", являющегося участником эксперимента, заявил, что основным сдерживающим моментом для повсеместного внедрения электронного декларирования доходов является несовершенство законодательства - в настоящее время только юридические лица и только в специально оговоренных случаях могут подавать финансовые отчеты на электронных носителях.
В настоящий момент участники эксперимента могут отсылать свои финансовые отчеты по электронной почте. Александр Меликджанян, чья фирма не только участвует в эксперименте, но и является одним из разработчиков специального ПО, рассказал, что это программное обеспечение - уникально и позволяет весьма эффективно организовать весь процесс представления налоговых деклараций. Программные средства предоставляют возможносить внесения изменений и дополнений, включают эффективные средства защиты конфиденциальной информации, сертифицированные ФАПСИ, под которыми подразумевается, прежде всего электронная подпись. Эксперимент был запущен во второй половине прошлого года.
Тем не менее, существующая сейчас система весьма далека от того, что можно было бы назвать реально существующей системой онлайнового налогообложения или, тем более, "электронным министерством".
Помимо отсутствия соответствующей законодательной базы - прежде всего это закон об электронной подписи, который, впрочем, Дума собирается рассмотреть в первом чтении уже в июне - само министерство, равно как и его многочисленные региональные подразделения, физически, то есть финансово и технически, не готово к введению повсеместного онлайнового декларирования.
У половины налоговых инспекций отсутствует своя веб-страница, а 21 процент вообще не имеют доступа в Интернет. Собственно, и налогоплательщики еще далеко не все готовы к такому повороту событий.
По мнению министра, господина Букаева, на компьютеризацию ведомства потребуется 400-500 миллионов долларов.
В свете вышеизложенного, заявление замминистра по налогам и сборам Мишустина о том, что подобный общенациональный портал, равно как и сама система онлайнового декларирования может быть создана не ранее, чем через два-три года, не выглядят преувеличением.
Уже сейчас, например, в Австралии 75 процентов налоговых деклараций подается через Интернет.