Президент компании "Элкомсофт" Александр Каталов рассказывает подробности ареста сотрудника компании Дмитрия Склярова. ФБР арестовало Дмитрия в Лас-Вегасе после его выступления на конференции Def Con c научным докладом, являющимся частью его диссертации. Но в США его собираются судить как злобного хакера.
- Александр, как произошел арест Дмитрия?
- В воскресенье была конференция Def Con. Там Дмитрий выступал с нашей презентацией eBook Security: Theory and Practice. В понедельник утром, около девяти часов, он и еще один наш сотрудник, Андрей, выезжали из гостиницы в аэропорт. На выходе из гостиницы их остановили двое. Предъявили удостоверения агентов ФБР. На Дмитрия сразу надели наручники. И сразу развели их с Андреем по разных комнатам. С Андреем просто провели беседу - около получаса расспрашивали, что да как, после этого отпустили. Он несколько раз пытался дозвониться мне, но не получалось. Потом он дозвонился в московский офис, где-то в полдесятого, и нам оттуда кинули почту с сообщением об аресте.
- Дмитрий Скляров - единственный автор программы Advanced eBook Processor, из-за которой его арестовали?
- Естественно, не единственный! Более того, он вообще разработчик "научной части" этой программы, автор алгоритмов. Эта работа - часть его диссертации. В работе же над самой программой принимали участие как минимум три сотрудника нашей компании, и выходит она под маркой "Элкомсофт". Но сейчас американцы, скорее всего, попытаются преподнести это как взлом, осуществленный неким российским хакером-одиночкой.
- Получается, Дмитрия "взяли" только потому, что он делал доклад на Def Con?
- По-видимому, да. Хотя в начале доклада он объявил, что является сотрудником "Элкомсофт", которая разработала эту программу.
- Что говорят ваши юристы?
- Нашим юристам стало известно об аресте только к вечеру, когда все уже закрылось. Дело происходило так: после сообщения об аресте я позвонил сразу же в российское консульство. В консульстве мне сначала предложили подождать до 12 часов дня - может быть, его все-таки посадят на самолет и отправят в Лос-Анджелес, а оттуда уже рейс "Аэрофлота". Но он так и не появился в аэропорту. После этого консульство стало оформлять официальный запрос американским властям. С этим они провозились до двух часов, когда заканчивалась регистрация на самолет - стало понятно, что Дмитрий не улетел. При этом мы даже не знали, где он вообще находится. Около двух консульство отправило запрос, но до конца рабочего дня - до шести вечера - ответа на него мы так и не получили. То есть в понедельник информации никакой вообще не было.
Во вторник утром, когда открылся наш московский офис, туда позвонила жена Димы. Она рассказала, что ей позвонили и через переводчика сообщили, что ее муж арестован. Самому ему с ней поговорить не дали. Это произошло около 4 часов ночи по Москве - то есть здесь было еще около 3 часов дня понедельника. Получается, что информацию об аресте они так и не передали в консульство до вечера.
- А обвинение уже выдвинуто?
- Насколько я понял со слов жены Димы (а она тоже не очень все поняла в таком состоянии, у нее там ребенок еще, ему всего два месяца) - так вот, вчера как будто состоялось предъявление обвинения. И было решено, что до суда Дмитрий будет содержаться в тюрьме, потому что здесь нет поручителей, которые могли бы внести за него залог. При том, что они никуда не сообщили об аресте - ни нам, ни в консульство. Понятно, что никто и не мог этим вчера заняться.
- После этого случая и еще одного недавнего ареста российских хакеров возникает мысль, что у ФБР появился новый метод работы: выманивание российских программистов в США и последующий арест их там "по своим законам". Раньше ваши сотрудники уже ездили на мероприятия типа Def Con? Не было аналогичных историй?
- Да, мы без проблем ездили на Black Hat. Более того, в апреле мы были спонсорами конференции по компьютерной безопасности для правоохранительных органов США. То есть данный арест связан не с деятельностью нашей компании вообще, а именно с иском фирмы Adobe против Дмитрия. Жене Дмитрия сообщили, что он будет переведен в Калифорнию. А арестовывал его агент из Сан-Диего - там как раз Adobe и находится.
- Что вы намерены делать теперь?
- Вчера было вообще непонятно, куда обращаться. Сейчас у нас восемь утра (вторник - ред.), у меня тут адвокат, сегодня будем с ним разбираться, что можно сделать. Я отменил дальнейшие перелеты - было запланировано посещение еще трех конференций. Пришлось сдать билеты и остаться в Лас-Вегасе. Мой брат Владимир, managing director нашей компании, улетел в Москву, доделывать там разные дела - я его проводил до самолета, чтобы быть уверенным, что с ним ничего не случилось.
- А вы сами не считаете, что ваша программа для взлома защиты Adobe нарушает законы?
- Нет. Adobe утверждает, что ограничение на копирование электронной книги устанавливается правообладателем. Однако, если сравнить одни и те же книжки, которые продаются в форматах Microsoft и Adobe, то можно увидеть, что программа Microsoft позволяет делать вторую копию электронной книги. А программа Adobe - не позволяет. То есть книгу в формате Microsoft можно читать на разных компьютерах: на том, через который она была куплена, и на каком-нибудь другом - например, читать ее на ноутбуке дома. А в формате Adobe вы можете читать ее только на том компьютере, через который скачивали. Поэтому утверждение, что подобное ограничение наложено издателем или автором - в корне неверно.
- Но ведь "взломав" книгу один раз, можно ее потом распространять...
- Наша программа не "взламывает" книгу: вторую копию книги может изготовить лишь тот, кто ее купил. Если же человек сделал копию и сам стал ее продавать на пиратских дисках - то это он нарушает закон, а не наша программа. А изготовление копий для собственных нужд - законно. Вообще, по российскому законодательству, незаконно скорее программное обеспечение Adobe, которое не дает использовать купленный продукт там, где того хочет покупатель. Это нарушение прав потребителя. Кроме того, во время покупки книг в формате Adobe потребитель даже не уведомляется об этих ограничениях.
- Но обвинение-то будет американское - за распространение хакерской программы на территории США (Title 17, United States Code, Section 1201(b)(1)(A), или так называемый Digital Millennium Copyright Act).
- Дело в том, что мы ее и не распространяли. Были такие сообщения, что мы ее как будто продаем. Но продаж мы не проводили и не принимали таких заказов. После первых же "наездов" Adobe мы оставили в Сети лишь чисто демо-версию, которая дешифрует только 25 процентов книжки - просто для демонстрации, что это возможно. А специалистов Adobe мы неоднократно в течение 4 месяцев информировали о "дырах" в их защите. Писали в форумы, специально для этих специалистов созданные. Но они эти сообщения просто удаляли. Насколько я понимаю, фирму Adobe на самом деле напрягает ситуация c магазином Barnes&Noble, который поставил под сомнение их защиту.
- Получается, компания Adobe заинтересовалась вами только после того, как на них самих наехали?
- Ну да! Barnes&Noble на 24 часа прекратил продажу электронных книг и заявил, что "адобовский" формат не может обеспечить безопасность. Активные действия Adobe начала предпринимать именно после этого.
- Недавно в США был аналогичный случай с программной для взлома DVD-дисков. И там все-таки засудили людей, которые распространяли код DeCSS.
- Да, наша история с eBook ближе всего к истории с DeCSS: они сделали программу, которая позволяет смотреть эти DVD-фильмы на компьютерах с Linux. Но они уже выигрывают аналогичные дела, предъявляя встречные иски. Ведь им запрещают публиковать сами алгоритмы, а алгоритм - это уже научная работа, которая не может быть запрещена к распространению.
- Известно, что ФБР иногда арестовывает хакеров, чтобы предложить им потом свободу в обмен на сотрудничество. Не может ли Дмитрий быть освобожден подобным образом?
- Ну, такое могли бы предложить разве что в моем случае, потому что я когда-то учился в Высшей школе КГБ. В случае с Дмитрием - вряд ли. Разве что на работу программистом его пригласить...
- Но ведь "Элкомсофт" уже сотрудничал с ФБР?
- Да, основными потребителями нашей программы для взлома паролей являются спецслужбы. То же ФБР неоднократно у нас эти программы покупало.
- Это не поможет освободить Дмитрия?
- Не знаю. Это разные подразделения. Естественно, я буду пытаться отзвониться по своим контактам.