/ Профиль недели / 28.12.2001
Нетоскоп
Профиль недели

Новости
НОЯБРЬ ДЕКАБРЬ ЯНВАРЬ
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31
2000 год 2001 2002 год

Форум
Клиенты подали в суд на PayPal за закрытие счетов (17)
Корейцы завалили сервер Олимпийского комитета США (6)
На "Газете.ру" решают судьбу российской олимпийской сборной (10)
"Коммерсант" опубликовал Топ-100 IT-менеджеров (11)
Новый сайт "За стеклом" сделал Павел Черкашин (13)
К 2020 году роботы получат гражданские права (10)
Физматшкола 239 компьютеризирована на пиратские деньги (22)
Японцы пытались сорвать сахалинский референдум (219)
Сергей Покровский: "Первые русские хакеры были работниками НИИ" (101)


Разделы

     Тимофей Бокарев: "Мы пока все еще ковыряемся в песочнице"
Наталья Геда
netoscope@peterlink.ru


28.12.2001

версия для печати

Тимофей Бокарев - создатель и идеолог одного из старейших рекламных агентств Рунета "Промо.ру", автор книги "Энциклопедия интернет-рекламы". В этом году компания Бокарева пережила гибель и возрождение инвестора - Red-stars.com, но "Промо" продолжает быть лидером рынка, независимо от ситуации.

- Что собой представляет агентство "Промо.ру" в настоящий момент?

- "Промо.ру" растет, развивается и чувствует себя прекрасно. В тот момент, когда холдинг Red-stars.сom объявил о прекращении финансирования "Промо.ру", мы были вынуждены сократить девелопмент, то есть отдел, который у нас занимался перспективными разработками. Ядро компании, то есть ее операционная часть, как была, так и осталась рентабельной. А сейчас рынок так уверенно идет в гору, что в настоящий момент численность сотрудников компании уже без девелопмента вернулась на те же позиции - у нас опять 30 человек. В этом сильно помогла наша последняя разработка - FrontLine - и общий рост рынка.

- А рынок вырос?

- Да. Быть может, стороннему глазу это и не сильно заметно, потому что год назад объем рынка был $5 миллионов, в этом году он вырос до $7 миллионов, но в прошлом году из этих пяти миллионов только один приходился на долю крупных офлайновых брендов, а в этом году – шесть. По сути, рынок вырос в шесть раз, только пока это малозаметно, поскольку в те же разы сократилась доля онлайновых рекламодателей. Динамика такая, дай бог, чтоб она сохранилась и в будущем году.

- Некоторые сетевые агентства специализируются на определенных группах клиентов. Например, 2Sun - на IT-брендах. Есть ли у "Промо.ру" своя группа клиентов?

- Есть сектора рынка, которым Интернет особенно интересен в плане оказания наших услуг. Мы с этими секторами активно работаем. У нас наиболее сильные позиции в автомобильном секторе, в недвижимости. Высокий интерес представляют банковский и финансовый сектор, страхование и т.д. Интересен рынок дорогих и эксклюзивных вещей. Кроме того, мы начали работать и с FMCG-компаниями, и я лично считаю, что им стоит использовать шире и серьезнее Интернет. Но не с целью попытки увеличивать brand awareness у и без того популярных марок, а для вывода на рынок и тестирования брендов, а также для promotional-activity. Что было бы чрезвычайно полезно для них, и позволило бы Интернету зарабатывать гораздо больше и быть лучше.

Ведь от рекламных денег питаются лучшие контент- и сервисные проекты, а их развитие ведет к дополнительным стимулам подключаться к Сети и росту аудитории и инфраструктуры Сети.

- В ноябре, при возобновлении инвестиционных отношений, Red Stars.com объявил о намерении обеспечить "Промо.ру" выход на европейский рынок. В этом направлении что-либо произошло за последний месяц?

- С самого начала Red-stars был нам интересен не столько тем, что предоставлял материальные ресурсы для развития компании и проектов, сколько тем, что собирался тогда и планирует сейчас построить сеть из компаний, занимающихся онлайн-маркетингом в Восточной Европе. Я считаю, что "Промо.ру" обладает сейчас большим количеством как отдельных сервисов, так и законченных проектов, которые могут быть перенесены и отмасштабированы на другие страны. Я примерно знаю развитие экспертизы в интернет-технологиях и ее внедрение в Восточной Европе - Россия значительно впереди. Все наши наработки - и не только в технологиях, но и по техникам продаж и маркетинга агентства, по его внутренней структуре, можно там использовать как для существующих компаний, так и для построения новых бизнес-подразделений.

Еще тогда Red-stars купил венгерскую компанию "Телнет". Я ездил в Будапешт на переговоры с ними. Дальше, если бы все определенным образом выстраивалось, наши технологии просто перекочевали бы к ним.Это нам интересно, потому что дает возможность шагнуть за наш, пусть растущий, но все-таки ограниченный рынок. То есть один раз что-то разработав и доведя до ума, мы можем получать прибыль на каждом рынке по отдельности. За то время, пока разработки финансировались Red-stars, мы кое-что успели, и наши намеченные программные продукты дошли до определенной фазы. Но, к сожалению, не до финальной.

- Речь идет о библиотеке FrontLine?

- FrontLine в том виде, в котором она сейчас существует – это продукт, сделанный собственными силами, с помощью наших партнеров из AdRiver. Там есть хорошая концепция, которую надо развивать и развивать. Ее можно и сейчас масштабировать, но я бы стал ее продвигать только после того, как определенные ресурсы были бы потрачены на то, чтобы довести ее до совершенства. На самом-то деле в настоящий момент и наш FrontLine, и ScreenGlide, и AdVerso – каждая технология использует один сценарий взаимодействия с пользователем. Мы пошли дальше, мы сделали библиотеку, но по-хорошему надо развивать ее, делать больше сценариев под конкретные потребности каждого конкретного рекламодателя. Cейчас в разработке находится ряд продуктов. Каждый из этих продуктов применим в какой-то из сфер маркетинга. Один связан с сайтами – его рабочее название Web CRM, второй – механизм автоматического рекламного агентства (то, что планировалось сделать на базе WebRating), третий - это FrontLine, четвертый – я не хочу пока говорить что. Все это мы хотим разработать, довести до ума, оттестировать и продвинуть на рынок – здесь. Именно здесь, а туда нести уже готовые решения.

- Вы будете продавать на Запад эти решения? Или распространять на них лицензии ?

-Нет, продавать напрямую мы не собираемся. Оптимальный вариант (и мы сейчас ведем об этом переговоры) такой: Red-stars имеет маркет-лидера в каждой из стран, в которой он осуществляет свое присутствие. Эти маркет-лидеры сами в состоянии двинуть продукт на рынок.Они уже имеют пул клиентов. У них есть свои площадки, есть имя. Они смогут эффективно продвинуть и встроить в рынок наши продукты.

Если этот вариант не пройдет, мы, видимо, будем передавать независимым, но сильным компаниям эксклюзивные права на наши технологии. С нашей стороны не будет проводиться никаких операций, будет осуществляться только апдейт и поддержка.

- Относительно Европы ваши планы понятны. А что касается России – смотрите ли вы в сторону регионов?

- Я в этом году был на Украине во время их интернет-фестиваля. Я там выступал – задавали вопросы, говорили комплименты. Я их спросил – а какой у вас объем рынка? В 2000 году объем украинского рынка был 200 тысяч долларов. Это месячный оборот нашего агентства. Ну как можно серьезно говорить о выходе на такой рынок? К сожалению, пока ни в российских регионах, ни в республиках бывшего СССР делать нам нечего.

- Давайте тогда поговорим об актуальных российских делах. На какой стадии сейчас находится противостояние между IMHO и Ассоциацией рекламных агентств, в которую входит и "Промо.ру" ?

- По поводу IMHO я хочу сказать, что когда эта компания только еще вышла на рынок, она вела себя более адекватно, чем многие другие. Но потом начались громкие заявления, причем, каждое из которых очень далеко от действительности (сюда относятся и 500 000 долларов, вложенные ИМХО в DoubleClick, и история с некой израильской кампанией, у которой был куплен ScreenGlide, и т.д.). Непонятно, как Ревазов рассчитывает, что во все его сказки поверят другие участники рынка - все достаточно легко проверяется. Некоторые считают, что эти отчаянные шаги вызваны финансовым положением. В любом случае, данное поведение не может быть свойственно компании, планирующей работать на рынке долго и заботящейся как о рынке в целом, так и о своей репутации в частности.

Вообще, все это было бы смешно, если бы не так грустно. И вся эта череда сказок очень вредна для рынка и рассчитана, конечно, на клиентов. Проблема в том, что на одного пользователя в Интернете в России в год приходится рекламы на 1 доллар 40 центов. Это больно, страшно и неправильно. И в результате кто-то один хочет весь этот $1,4 прибрать себе и навязать и участникам рынка и клиентам свои, отнюдь не лучшие, правила и технологии, вместо того, чтобы озаботиться тем, чтобы эта сумма выросла хотя бы до уровня $20-30 на одного пользователя. Это деструктивная позиция, как для рынка в целом, включая рекламодателей, так и для самого IMHO. Причем ни я, ни мои коллеги по ассоциации не могут назвать ИМХО лидирующим игроком рынка, не только с точки зрения технологий, но и бюджетов, приносимых площадкам. В чем они лидеры, так это создать вокруг себя шум и ажиотаж.

- Как вы думаете, будут ли после Нового года возбуждены судебные процессы против компаний, нарушающих патентные права IMHO?

- Если бы я считал действия IMHO рациональными и адекватными, я бы сказал, что они не будут ни с кем судиться, поскольку сделать они ничего не могут. Виктор Мещенков, наш юрист, готов привести доводы, которыми мы можем защитить себя. В IMHO об этом прекрасно знают. Здравомыслящий человек не стал бы этого делать, но в настоящий момент времени я предсказать действия Ревазова не берусь. Я могу сказать только, что компания "Промо.ру" сможет не только защитить себя, но и возбудить встречный иск в случае судебного инцидента.

- "Промо.ру" со своей библиотекой FrontLine нарушает патентные права IMHO, если таковые имеются?

- Я не видел описания патента. Его пока не существует. То, что я видел – это описание, в котором фигурирует маленький баннер, который преобразуется в большой посредством расхлопывания на том же месте при наведении курсора мыши. Ну, а наши баннеры не ведут себя по такой модели, а если бы даже и вели, то они повторяли отнюдь не ScreenGlide, а примеры, которые в Cети появились гораздо раньше. В описанном ИМХО сценарии взаимодействия с пользователем не больше уникальности, чем в табуретке или бутылке (их, кстати, в России также пытались запатентовать).

- Расскажите о вашей семинарской деятельности. Ни одно агентство, кроме "Промо.ру", не выступает с авторскими программами. Раз вы так активно используете эту модель, значит она приносит вам определенные дивиденды?

- Безусловно. У меня присутствует не только практический опыт на рынке, но и опыт теоретической работы. Написал книгу. Три года читаю лекции на журфаке МГУ, так что соответствующий опыт имеется. Мне нравится выступать. Я выступал раз тридцать–сорок на разного рода мероприятиях. А вот такую сольную программу мы в первый раз попробовали сделать с Алексеем Сальниковым. Это директор компании ЦИТ-Форум, который в 1997 году начал проводить мероприятия по интернет-маркетингу. И вот с ним мы в 2000 году провели мой первый коммерческий двухдневный авторский семинар. С тех пор я его совершенствую и провожу достаточно регулярно.

В таких выступлениях я вижу очень большой комплекс преимуществ: первое – как ни банально - это деньги. Семинары получаются не такие уж дешевые. Если принимает участие от 20 человек, можно на этом определенные деньги заработать. Ну и если получается удачная коммуникация, часть слушателей становится клиентами. Так же удобно то, что мы можем сделать нашим клиентам и партнерам определенный favor – пригласить их бесплатно поучаствовать в конференции. Ну и, наконец, в организации таких мероприятий принимает участие большое количество информационных спонсоров. Рекламируя семинары, они косвенно продвигают как себя, так и "Промо" - это тоже очень полезно. Ну и, естественно, такие мероприятия полезны для всего рынка – они призваны информировать, напоминать, развивать, приводить клиентов и их бюджеты. В принципе, я работаю на всех, на весь российский интернет-рынок.

- "Энциклопедия интернет-рекламы" вышла осенью прошлого года. С тех пор в Рунете многое изменилось. Не пора ли писать следующую книгу?

- По поводу новой книги у меня есть два варианта. Первый: сделать расширенное и дополненное переиздание "Энциклопедии интернет-рекламы". Второй вариант – написать новую книгу, возможно, в соавторстве, в которой я бы хотел рассказать о сайте как об инструменте маркетинга. О чем я много времени рассказываю на семинаре. Сайт как некое коммуникационное средство – что он может. Хотел этим летом написать – помешали ремонт и строительство. Возможно, следующим летом что-нибудь получится.

- У вас замечательный специалист по интерактивному PR. Ее выступление на семинарах от "Промо.ру" - настоящий гвоздь программы. Давно ли у вас возникло это направление?

- Уже год как. Сейчас многие декларируют, что они делают PR в Интернете, а мы реально имеем множество наработок. Татьяна Герасемюк бралась, чтобы делать PR самому "Промо.ру", но получилось, что сейчас интернет-PR - это один из коммерческих отделов и вообще стратегических направлений, приносящих хорошие деньги нам, а клиентам – большую пользу.

- Red-stars.com сейчас объединяет компании, входящие в холдинг, под одной маркой. Останется все-таки на рынке марка "Промо.ру"?

- В настоящий момент времени Red-stars.com не является акционером "Промо". Два месяца назад между нашими компаниями произошло урегулирование предыдущих договоренностей.

Но интерес друг к другу, безусловно, не пропал, и сейчас мы проводим переговоры о возможности продолжения совместного бизнеса. Все зависит от того, о чем мы договоримся, в том числе и марка "Промо.ру".

- Вы работаете со многими рекламными площадками. От чего зависит эффективность рекламной площадки?

- Мы исповедуем собственную методологию медиапланирования, которая называется KnowledgeBase. В месяц агентством проводится 10-20 рекламных кампаний разного уровня, результаты каждой анализируются и копятся. Соответственно, у нас есть возможность при планировании учитывать, какие площадки и схемы размещения на них работают для того либо иного типа клиента и задач.

Если абстрагироваться от предыдущего опыта, то есть три основных критерия для площадки (вернее, схемы размещения на ней, включая фокусировки):
- размер и демография аудитории;
- тип площадки (зачем аудитория ее посещает);
- тип контакта и стоимость контакта с данной аудиторией.

- Как устроена внутри компания Promo.ru? Вы - авторитарный руководитель?

- В компании сейчас работает около 30 человек. Есть отделы: клиентский, R&D, медиа, PR, административный. Авторитаризм, наверное, в некоторой степени присутствует, но при выработке общей стратегии. В ежедневные операции я стараюсь не вмешиваться, здесь все на плечах менеджеров.

- Являются ли вам конкурентами подразделения интернет-PR крупных офлайновых агентств, таких, как "Имиджлэнд", "Михайлов и партнеры"?

- Ну, с недавних пор мы начали встречаться с ними в тендерах. Конечно, мы их воспринимаем как конкурентов, но они еще только начинают. Интернет-PR - это реальная ниша, и я не знаю, почему она до сих пор полупустая. Серьезная конкуренция еще впереди, но первопроходцы они и есть первопроходцы – мы были первыми и дальше нам будет легче.

- Хотелось бы новогодних прогнозов от "Промо.ру". Что год грядущий нам готовит?

- По поводу объема рынка – я думаю, будет как минимум двукратный рост, то есть объем рынка составит 14 миллионов долларов.

- То есть все будет хорошо?

- Я не знаю, хорошо это или плохо. Все равно пока денег мало. Очень мало. Раньше я работал в другом бизнесе. Мы пока все еще ковыряемся в песочнице. Слава богу, в песочницу интенсивно прибывает песка.

Но, несмотря на все это, несмотря на кризис Nasdaq и все прочее, у Интернета радужное будущее. По-моему, это очевидно. Я всю жизнь хотел заниматься шоу- бизнесом, бизнесом развлечений. До прихода в Интернет я хотел идти на телевидение и попытаться делать свою программу, но теперь я вижу, что Интернет и телевидение сближаются. И когда они сблизятся совсем и станут единым целым, то доминировать с точки зрения идеи, концепции будет именно Интернет. Потому что он гораздо сложнее, интереснее, и - умнее.

Обсудить в форуме (Сообщений : 0)

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
"Краснозвездный" австрийский холдинг отказывается от "Актиса" - 20.12.01
Тимофей Бокарев проведет семинар "Маркетинг и реклама в Интернете" в Санкт-Петербурге - 13.12.01
Инвестор "Актиса" и Promo.ru восстал из пепла - 15.11.01
Создан русский "Эшелон" - 12.09.01
Любовь Светина Red-stars.сom: история успеха - 15.08.01
Red-Stars приехал в Москву улаживать ликвидацию - 07.08.01
Инвестор компаний Actis и Promo.ru ликвидирован - 01.08.01
Promo и .Dot исследовали офлайновых рекламодателей - 30.05.01
Наталья Геда Скольких вынесет рекламный Боливар? - 17.04.01
РИФ-2001: Русские рекламщики единым фронтом выступили против DoubleClick - 14.03.01
Компания Red-stars.com приобрела контрольный пакет Promo.ru - 07.02.01
Red-stars.com AG берет в долю Тимофея Бокарева - 02.02.01
Рекламу Volvo в Рунете заказали Promo.ru - 13.12.00
Бокарев получит за плагиат по полной программе - 24.11.00
За украденную у Тимофея Бокарева книгу издательство... принесет извинения - 23.10.00
Вышла книга Тимофея Бокарева "Энциклопедия интернет-рекламы" - 19.09.00
Тимофей Бокарев Рынок интернет-рекламы Рунета 2000 - 22.08.00




ПРЕСС-РЕЛИЗЫ
Yellow NewsPillow
Возрождение легендарной NewsPillow

АИСТ
Стартует дилерская программа ASP-сервиса SiteManager для веб-студий

Caravan
Караван отменяет все регистрационные платежи на виртуальном хостинге и на размещение физических серверов (Colocation)

Экспресс-Интернет
Система управления сайтом для Веб-студий, а не для Владельцев сайтов. Экспресс-Интернет.

"Логика Бизнеса"
Мария Каменнова вошла в TOP-100 отечественной ИТ-индустрии

Copyright © 2000-2002 Нетоскоп
Информация о сайте

Hosted by uCoz