Нетоскоп/Тема/08.02.2002
http://www.netoscope.ru/theme/2002/02/08/4741.html
Полковнику никто не платит
Наталья Геда
netoscope@peterlink.ru


8.02.2002

Онлайновый почтовый сервис "Напиши.ру" объявил о запуске новой услуги - отправке телеграмм через Интернет. Однако оплатить услугу по-прежнему гораздо сложнее, чем ее оказать, и это проблема не только "Напиши.ру", но и большинства платных сервисов Рунета.

В октябре прошлого года "Нетоскоп" уже рассказывал об открытии почтового сервиса "Напиши.ру". Сайт, разработанный программистом Леонидом Медведевым, предлагает пользователям Сети услугу по преобразованию электронных сообщений в формат обычного бумажного письма с отправкой адресату по обычной почте.

Подобные проекты давно существуют за рубежом: в некоторых западных странах услуги по распечатке и доставке писем выполняют сами почтовые службы. Медведев вдохновился этой идеей и попытался воплотить ее на российской почве. При этом он отдавал себе отчет в том, что, будучи частным лицом, он идет на вполне конкретный риск, поскольку не может надеяться на получение гарантированной оплаты своего сервиса. Поэтому, помня о пристрастии отечественных пользователей к халяве, он объявил, что сервис работает на условиях "добровольной оплаты". То есть, отправитель может оплатить письмо, а может этого и не делать, и в этом случае письмо отправляется за счет владельца сервиса. Таким образом, проект можно рассматривать как своего рода тест на порядочность интернет-аудитории. Или как проведенный на деньги частного лица эксперимент по приживаемости на российской почве "условно-платных" сервисов.

В четверг Леонид Медведев опубликовал некоторые любопытные результаты этого эксперимента. С момента открытия сервиса (16 октября) от пользователей было получено и отправлено более 2600 писем, из них около 100 оплачено отправителями, 300 - спонсорами, остальные - "за счет заведения"(!!!). Таким образом, только четыре процента всех "участников эксперимента" продемонстрировали уважение к чужим интеллектуальным и материальным затратам на создание и обслуживание сервиса и согласились добровольно оплатить его согласно приведенному на сайте тарифу.

В принципе, на этом эксперимент можно было бы счесть завершенным, проект - убыточным, идею - нежизнеспособной и тихо прикрыть лавочку. Между тем автор проекта продемонстрировал поистине олимпийский характер и в конце января объявил о запуске новой услуги: отправки через Интернет телеграфных сообщений. Теперь каждый пользователь Сети может отправлять телеграммы, не отрываясь от компьютера. Процедура полностью автоматизирована - телеграмма поступает в телеграфную сеть общего пользования через несколько минут после оплаты. В данном случае существует жесткая связь между отправкой сообщения и фактом оплаты - веб-мастер готов отправлять за свой счет только те сообщения, важность и срочность которых для него является очевидной.

В интервью "Нетоскопу" Медведев сообщил, что надеется спомощью платного сервиса частично компенсировать затратность "условно-платного". Кроме того, по его словам, "несколько человек просто присылали деньги переводами или электронными платежами, присылали почтовые марки, даже бандероли с бумагой... Многие (процентов 25-30) из тех, что платят за отправку письма, выбирают бОльшую сумму, чем требуется (такая возможность есть). То есть при стоимости письма в 40 центов человек платит по доброй воле 60, 80, а иногда и больше. Помогали, в общем. Некоторые - даже не будучи зарегистрированными в системе!".

Эти соображения пока поддерживают оптимизм создателя проекта. С момента запуска нового сервиса было отправлено три телеграммы шуточного характера. Правда, и рекламы сервиса до сих пор почти не было, поэтому пока судить о преспективности услуги сложно.

Кроме того, проблема выживаемости полезного и интересного проекта в данном случае имеет, помимо морально-этического, еще и технологический аспект. В настоящий момент платить за услугу неудобно: отправителю письма предложено выбирать между WebMoney или PayCash с одной стороны и почтовым/телеграфным переводом - с другой. Регистрироваться в какой-либо из электронных платежных систем хотят далеко не все, а идти на почту и платить для того, чтобы иметь возможность отсылать письма из Интернета... как минимум нелогично. А поскольку владелец проекта "Напиши.ру" является частным лицом, то принимать оплату по пластиковым картам он не может, да и вряд ли это сильно изменило бы ситуацию.

По словам Медведева, пока статистика использования разных систем оплаты в "Напиши.ру" выглядит следующим образом: счет в системе WebMoney составил 32.50 WMZ + 161.59 WMR (около 1150 рублей). Система PayCash принесла 1125 рублей. Остальные системы оплаты - банковские переводы, почтовые переводы, присланные марки - 280 рублей.

Таким образом, электронные системы оплаты очевидно более популярны, чем те, для которых надо специально идти на улицу. Даже при том, что эти системы имеют свои недостатки: в PayCash можно "обналичить" свои виртуальные деньги только товарами, а виртуальные деньги WebMoney можно обменять на нормальные только в Москве.

По сути дела, отсутствие более удобных технических решений для проведения микроплатежей сейчас является проблемой для всего Рунета. Наверняка никто из пользователей Сети не отказался бы перевести на нужды любимого сайта 20-50 рублей, если бы имел под рукой необходимое средство платежа и был уверен, что его взнос будет использован целевым образом. Из-за отсутствия подобных механизмов в Рунете мы имеем то, что имеем - мучительную агонию множества популярных ресурсов, не имеющих возможности получить от заинтересованных пользователей те деньги, которые вполне могли бы обеспечить этим проектам достойное существование.

Для сравнения - некоторые данные по системам электронной оплаты в западном Интернете. 93 процента сетевых оплат в США делаются с помощью прямых электронных платежей кредитными картами. Однако и с ними есть определенная проблема, которая уже упоминалась в связи с "Напиши.ру": такие системы обычно не позволяют принимать платежи частным лицам (требуется открыть в банке счет определенного типа - на юридическое лицо). В связи с этим в США набирает популярность система электронных P2P-платежей PayPal. Это своего рода "денежный Напстер", который позволяет покупателям переводить деньги с кредитки, банковского счета или собственного PayPal-эккаунта на такой же PayPal-эккаунт продавца определенных услуг. При этом и продавец, и покупатель могут быть частными лицами. Продавец может оставить полученные деньги на своем счету в системе PayPal, либо перевести их на счет в другом банке, либо обналичить их, получив из PayPal банковский чек.

По статистике Gartner, на сегодня PayPal, основанная всего два года назад, является самым популярным в США сервисом электронных P2P-платежей: ею пользуются уже 27 процентов онлайновых покупателей. 11 процентов пользуются аналогичной системой Billpoint. Обеими системами особенно активно пользуются участники электронных аукционов типа eBay - ведь именно здесь особенно нужна система немедленного перевода денег от одних частных лиц к другим.

Похожие P2P-системы платежей развивают сейчас Yahoo, Citibank и почтовая служба США.

Как предсказывает Gartner, популярность P2P-систем оплаты будет только расти: сейчас число пользователей PayPal составляет 13 миллионов, ежедневно добавляется 20 000 новых пользователей. По мнению аналитиков, когда число пользователей PayPal достигнет 25 миллионов (то есть более 50 процентов всех онлайновых покупателей), онлайновым торговцам придется добавлять на свои сайты PayPal как популярную альтернативу обычным системам электронной оплаты с помощью кредиток.

Возвращаясь к сайту "Напиши.ру", осталось добавить, что сервис доказал свою востребованность. На сегодняшний день в системе зарегистрировалось 2850 пользователей, из которых 70 процентов - "активные" (если пользователь за последние два месяца не отправил ни одного письма, он удаляется из базы). При этом перспективы окупаемости сервиса весьма туманны. На старте предполагалось, что бОльшая доля расходов будет погашаться за счет рекламы, размещаемой в письмах отправителей. Однако надеждам не суждено было сбыться: как и многие талантливые программисты, Леонид Медведев не обладает навыками рекламиста. Поэтому остается надеяться на повышение сознательности отправителей сообщений, на развитие электронных систем оплаты и на заинтересованность какого-либо из рекламных агентств.

Обсудить в форуме (Сообщений : 6)

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ
Напиши.ру (www.napishi.ru)

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
На деревню дедушке - за чаевые - 16.10.01
В российские регионы Интернет придет по почте - 09.07.01
"Неэлектронная почта" доставит открытку на деревню дедушке - 21.05.01


Copyright © 2000-2002 Нетоскоп
www.netoscope.ru
Hosted by uCoz