Лозунг "секса у нас нет" снова входит в моду. И первыми его начали применять в области того самого русского секса, который раньше заменял порнографию - то есть в юморе. Сразу два развлекательных сайта - Anekdotov.net и Newspepper.ru - сменили свою сексуальную ориентацию на несексуальные приличия. Главной формой любви снова становится любовь к Родине.
Несколько лет назад, когда обнаружилось, что самыми популярными сайтами Рунета являются анекдотные, а отнюдь не порнографические, как на Западе, один из отцов Рунета сказал крылатую фразу: "Анекдоты - это русский секс". Чуть позже другой деятель, позлее, сформулировал похожую идею: "Достоевский - это русский Голливуд". В те далекие времена первой молодости, которая условно закончилась в 1999-м, российская Сеть все еще гордилась своей интеллигентностью и высокодуховностью. Не случайно проектом, который сплотил максимальное число звезд Рунета, стал литературный конкурс.
Следующее поколение рунетчиков несколько исправило ситуацию, открыв для себя и других высокую посещаемость неприличных ресурсов. Не то чтобы этого не знали отцы Рунета - они знали это гораздо, гораздо лучше. Но не использовали. Почему - вопрос очень интересный (я бы даже сказал, это главный вопрос статьи, но для конспирации пока не скажу). Так или иначе, пришла молодая шпана, и голые девочки все чаще замелькали на баннерах, выводя "новых рунетских" в звезды е-бизнеса.
Да и старички, поругав порнотехнологии, тоже стали время от времени ими пользоваться. Тем более что "клубничку" необязательно ставить у себя - можно поставить и у другого. Главное, чтобы "клубничка" заманивала куда надо. Заходит товарищ на любимый порносайт, видит там очередной баннер с горячими девочками, нажимает - и попадает на какое-нибудь скучное Ytro.ru. А то и покруче: скачивает человек порнографическую программку, а она при запуске меняет ему настройки браузера так, что стартовой страницей становится Rax.ru. Человек, конечно, заметит, что его не туда послали, и уйдет. Но заход-то засчитался, рейтинг посещаемости пополз вверх. Особенно удобно размещать такие сюрпризы на китайских порносайтах: жаловаться на иностранный сайт китайцы не будут, и дорогая российская Сеть вообще не узнает, какой у парня был href.
Однако хватит прелюдий, перейдем к главному: лозунг "секса у нас нет" снова входит в моду в Рунете. И что самое удивительное, первыми его начали применять в области того самого русского секса, который заменял порнографию: эротику начали изгонять из юмора. Сразу два развлекательных сайта - Anekdotov.net и Newspepper.ru - сменили свою сексуальную ориентацию на несексуальные приличия.
Для первого из них даже слово "развлекательный" стало ругательством. "В конце ноября сайт Anekdotov.net, продолжая бороться с имиджем "развлекательного", избавился от разделов "Пикантные карикатуры", "Комиксы для взрослых" и online-игры, подчищен также раздел "За Стеклом", в нем остались только приличные кадры", - сообщается в пресс-релизе "Анекдотов".
Там же рассказывается, что с появлением "развлекательных порталов", которые делали упор на секс и эротику, слово "развлекательный" приобрело новый смысл. Отождествление "Анекдотов.нет" с "развлекательными порталами" не устраивало руководство компании, и было принято решение планомерно избавляться от "пикантных" разделов.
Поэтому летом сайт перешел из раздела "Развлечения" в раздел "Юмор" рейтинга "Рамблер", а лозунг "Анекдоты - это русский секс" начал продвигаться в самом буквальном смысле: "в рекламе и обновлениях упор сделан на анекдоты, а не на картинки".
Более того: "девушки на баннерах больше не принимаются к размещению". Отдыхайте, девушки! Ваше время истекло, вас больше не разместят. Россия вспряла от сна. Тут теперь юмор не развлекательный, а... А какой, кстати?
Об этом лучше всего спросить Newspepper.ru, претерпевший еще более удивительную трансформацию. Первое, что попалось на глаза автору этих строк при заходе на данный сайт: рекламные уши a la Lenta.ru. Не обратив внимания на это подозрительное обстоятельство, я кликнул в заманчивый заголовок "Любить по-русски". И пока грузилось, гадал, что же это: новые анекдоты или действительно оно, то самое - немного секса в холодной воде? А может, все вместе, как раньше?!
Не тут-то было! Статья "Любить по-русски" посвящена любви к здоровому и молодому... президенту Путину. Ну и плюс немного новостей независимой рок-музыки: оказывается, группа "Белый и Пушистый Орел" сочинила частушку со словами: "А в чистом поле система "Град", за нами Путин и Сталинград".
Такое же разочарование ожидало и под ссылкой "За стеклом". Думал - может, хоть тут напугают члена ЕЖЕ-движения голой Жанной. А попал на тот же замогильный дикторский голос: "В правительстве давно уже происходит нечто застекольное. Взяли да и выселили министра Аксененко. А потом сжалились и вернули обратно".
Оказывается, Newspepper, прославившийся альтернативными кодировками и эротической "Улицей красных перцев", после своей смерти был так хорошо забальзамирован и припудрен, что превратился в остросоциальное СМИ. Помимо уже имеющихся там политических комиксов, оживший покойник обещает ленту новостей и даже - о Боже! - аналитический раздел.
Тем не менее, вышеупомянутая смерть из-за убыточности, видимо, и является главным ответом на вопрос, почему началось обессексивание Рунета. Так уж повелось, что вслед за появлением какого-нибудь успешного проекта в Сети тут же возникает множество его клонов, пытающихся по-быстрому сыграть на той же идее. Клоны, как правило, проигрывают оригиналам - ниша уже занята. Однако тем, кто умеет лишь копировать, в этой ситуации остается только оглядеться и поискать себе новые примеры для подражания. Для этого проще всего поглядеть на рейтинги.
В начале 2000 года проект Anekdotov.net умудрился потеснить "Анекдоты из России" в десятке самых популярных сайтов Рунета по рейтингу TopList. Там же обретался и "Фоменко.ру", который продвигал Герман Клименко - большой специалист по развлекательным порталам, впоследствии финансировавший Newspepper.
В настоящее время в десятке самых посещаемых нету ни "Фоменко.ру", ни Anekdotov.net. Более того, из десятки выпала даже гордость русского секса - сайты "Анекдоты из России" и "Чертовы кулички"! Теперь в моде новостные сайты.
С них и берут пример копировщики в этом сезоне. Немножко поигрались в голых девочек - и хватит. Пора назад, к национальным особенностям. Политика опять входит в моду. Главная форма русской любви - это снова любовь к Родине. Джейсон Форис уже год как ходит в пиджаке, продвигая проекты Dni.ru и Voina.ru. Правда, второй из них уже почти накрылся, а креативщик "Дней.ру" пошел делать СМИ про другую русскую любовь - любовь к Интернету. До свиданья, наш ласковый Форис. Делать Fuck.ru было куда проще.
Кстати, некоторых граждан удивляет всплеск моды на новостные издания об Интернете - недавно реанимирован Internet.ru, только что открылись Toaster.ru и Webplanet.ru, не говоря уже об усиленно процветающих при "Коммерсанте" и-Ванушках. А удивляться тут нечему - это просто частный случай вышеописанных тенденций в сексуальной жизни Рунета. Все та же любовь к Родине, только более современная - проверенная электроникой. Не даром все тот же Клименко, любитель горячих девиц со ссылками на Rax.ru, так активно продвигает "АИФ-Интернет".
Однако такие издания все-таки пока не добираются до десятки: не так много у нас в стране граждан, которые различают IE 5.5 и NС 4.7. Другое дело - новые партии, новые президентские выборы. Общедоступное шоу, да и всероссийская слава Глеба Павловского - отличный пример для подражания. Поэтому клименковские "Перчики" и превращаются в более надежную штуку: так называемое "серьезное СМИ".
Есть, правда, в десятке самых-самых еще и сайт "За стеклом". Странное такое исключение, где неприличная тема все еще остается открытой. Но популярность проекта не имеет отношения к откровенности, благо ее там, по сетевым меркам, на три с минусом, то есть не больше, чем в забытых "Трех сестрах". Сайт "За стеклом" - это просто опоздавшие к лету: он является приложением раскрученного офлайнового проекта, а российский офлайн сильно отстает от Рунета в деле популяризации новых видов сексуально-коммерческой жизни.
Возможно, кто-то найдет здесь противоречие: ведь все, из чего создан Интернет, приходит из реального мира. Как же офлайн может отставать? Уточняю: мы сейчас говорим не о создании, а о копировании. В случае "За стеклом" телевидение пародирует успешный западный проект - а в офлайне создание пародии занимает гораздо больше времени, чем в Сети. Вот вам и отставание, приводящее даже к противопоставлению. Обессексивание Рунета почти совпало с аналогичными тенденциями за бугром: осенью в западном Интернете ключевые слова "секс" и "Бритни Спирс" впервые оказались не самыми искомыми в поисковых системах, их вытеснили запросы "Ностардамус" и "Бен Ладен". А российское телевидение как раз в это время только-только открыло для себя reality show и секс с Марго как двигатель рекламы. Полная противофаза!
Остается добавить, что из такого несоответствия можно извлечь и определенную выгоду, или скорее развлечение. Это тоже своего рода "шоу реальности" - вооружившись опытом Интернета, наблюдать, как медленно доходят те же идеи до офлайна.
Например, понимание беспонтовости reality show в России придет к телевизионщикам не сразу. Они скопируют еще и "Последнего героя" (он же Survivor, он же Temptation Island), и "Бегущего человека" (он же RealityRun, он же фильм со Шварцнегером по роману Кинга, который содран с рассказа Шекли). Возможно, они даже попробуют более жесткие версии "За стеклом" - например, будут не только оставлять людей в одной квартире, но и приковывать их друг к другу (да-да, есть такие шоу!). Тем временем попугаи офлайновой прессы вроде Дмитрия Быкова напишут еще десять одинаково пошлых статей про успех/позор (нужное подчеркнуть) этих передач. А различные деятели культуры еще десять раз поделятся своим одинаковым возмущением, не понимая, что если шоу - скопированное, то и реакция на него - тоже пародия, предсказуемая с точностью до междометий.
И только после всего этого, то есть как минимум через год, до наших телек-анальщиков и их пап-стекольщиков дойдет простая мысль, уже дошедшая до Рунета: даже когда тупо копируешь, надо учитывать национальные особенности, иначе просто разоришься. Reality show надо показывать в какой-нибудь Германии, где обитают чистые и сытые индивидуалисты, отгородившиеся друг от друга настолько, что им уже и познакомиться тяжело. Они не жили в коммуналках и общагах, не ели пирожков с котятами, и потому действительно ловят кайф от возможности посмотреть на такую "реальную жизнь".
А у нас в Бразилии, где так много диких обезьян, куда успешнее будут совсем другие шоу... Впрочем, это уже другая история. Кто хочет узнать ее сам, просто понаблюдайте за Интернетом - он живет как минимум на год вперед.