Два белоруса - Лев Матвеев и Александр Акимов - запатентовали в "Евразийском патентном ведомстве" новую технологию интернет-рекламы: реклама показывается в офлайне в обмен на предоставление в аренду программного обеспечения. Уже пострадав от белорусских органов, свое изобретение авторы позиционируют, в первую очередь, на Россию.
Два белоруса - Лев Матвеев и Александр Акимов - разработали и запатентовали в "Евразийском патентном ведомстве" принципиально новую, по их мнению, технологию показа интернет-рекламы. С этой новой бизнес-моделью белорусы надеются завоевать российский и не только российский рынок рекламы и привлечь в Интернет офлайновых рекламодателей.
Суть технологии в предоставлении пользователю программных продуктов в аренду в обмен на просмотр им рекламы. Пользователю предлагается скачать любое ПО или цифровые данные, например, МРЗ или видео, в обмен на обязательство просматривать рекламу.
Количество и эффективность просмотров контролируются при регулярных подключениях пользователя к Интернету, сами же просмотры осуществляются в офлайне. Для синхронизации онлайново-офлайновой деятельности пользователя применяется технология, также запатентованная руководителями компании "СофтИнформ".
При этом пользователю (за просмотры, клики и другую деятельность) начисляются условные единицы, которые и являются платой за использование ПО. Рекламодатель же, из расчета этих условных единиц, платит конкретные деньги владельцам прав на ПО, процент от которых получает "Центр аренды", который и собираются открыть изобретатели.
О себе и о своем проекте "Нетоскопу" рассказывает один из соавторов изобретения Лев Матвеев.
- Расскажите для начала о себе.
- Ранее мы оба руководили белорусской компанией "СофтИнформ", бывшей лидером в области разработки информационно-поисковых систем в Республике Беларусь (это не бравада). Нашим флагманским продуктом была база данных по законодательству РБ "ЮрИнформ".
В Белоруссии до сих пор корпорацию "СофтИнформ" вспоминают добрым словом. Ведь среди клиентов было более 2000 фирм. Фирма из ниоткуда за два года увеличила свой штат с 5 человек до 200, с огромным для Белоруссии оборотом.
Начав с нуля, в условиях наличия на рынке двух конкурентов, мы фактически монополизировали рынок - в хорошем смысле этого слова. Были попытки выхода на международный рынок. Планировался филиал в Финляндии, успешной была поездка на Cebit-98, много было планов, но...
Государство нам не простило того, что мы сильно потеснили бывшего монополиста рынка - госконтору. Дальнейшее развитие событий было весьма неприятным. Сначала вышло постановление Совмина о введении монополии на распространение правовой информации, затем еще хуже - инспекции, проверки и т.д. Об этом потом много писали в прессе, в основном в белорусской. Но была публикация и в журнале "ИнфоБизнес" N 40 от 16 ноября 1999 года.
В общем, "СофтИнформ" прикрыли, обвинили в неуплате налогов, все конфисковали, далее суд и т.д.
Фирму, кстати, мы тоже потеряли - нашлись добрые люди, умеющие наживаться на чужом горе. Фирму у нас отобрали и она начала существование под другим именем.
Выйдя в середине 1999 года из "санатория" (просидев там 10 месяцев, я был выпущен в связи с полным отсутствием каких-либо доказательств моей вины) и имея в активе только верного напарника (Александра), идеи (их государство не смогло отобрать) и имя "СофтИнформ", пришлось начинать все с нуля.
Нам нужно было вырваться из небытия с каким-нибудь новым проектом. Мы нашли небольшие деньги (как минимум половина из которых пошла на оформление патентов), написали два больших бизнес-плана по созданию принципиально новых продуктов (один из них - логическое продолжение "СофтИнформ-Архива", который мы так и не сделали в 1998-м). Разработали массу новых алгоритмов.
В процессе работы над бизнес-планами мы занимались этим два года - и родилась идея "Центра аренды". Пришлось сделать массу аналитических отчетов и, проанализировав ситуацию, мы решили вначале оформить патентные заявки, а потом рассылать бизнес-планы в поисках инвестиций.
Но то, что мы запатентовали сейчас - это вершина айсберга, у нас еще очень много проектов, просто "Центр аренды" - это самое яркое и привлекательное с точки зрения инвестиций. Материала есть еще где-то на 12-15 патентов.
- Как вы собираетесь теперь реализовывать полученные права на организацию "Центра аренды"?
- Для нас приемлемо несколько вариантов: лицензирование, продажа лицензии для России, инвестирование денег в развитие такого центра.
По нашим расчетам, окупаться такой центр начнет через 6-8 месяцев. Я думаю этот центр сможет конкурировать с ТВ и газетами, за счет того, что сможет привлечь к интернет-рекламе крупных офлайновых рекламодателей, а также мелких рекламодателей, для которых по финансовым соображениям единственной рекламной площадкой являются печатные СМИ.
Баннеры уже давно утратили свою эффективность, и с этим надо что-то делать. Поэтому основная мысль нашего проекта "Центр аренды" не будет идти по проторенной дорожке (баннеры, CTR и т.д.).
- Подача патентных заявок на технологию как таковую - дело не совсем привычное для пост-советского пространства...
- Не совсем согласен насчет непривычного - ведь за лицензию технологий того же DoubleClick деньги платятся и немалые. Да просто народ инертен. Ведь прошли советские времена, когда патент - это грамота, не приносящая денег. За рубежом-то все наоборот.
Например, IBM оформляет около 2000 патентов в год, причем оформляет все подряд. И для нас патент - это единственный способ себя защитить. Кстати, прецеденты с патентами есть даже и в России (сейчас, конечно, навскидку не смогу привести конкретные примеры), но больше в машиностроении.
Если кто-то нарушает наши права, то мы с помощью суда можем взыскать компенсацию и заставить его закрыть это вид бизнеса. Тем более - такая вещь не иголка в стоге сена - нельзя это все сделать незаметно. Когда мы выбирали, какие патенты подавать вначале - одним из самых важных критериев был, чтобы можно легко было отследить факты нарушения.
- Когда вы начали активно продвигать свой проект?
- Поиск инвесторов именно под центр аренды начали где-то с 10 ноября. Только получив патент на руки. На следующей неделе планируется серия переговоров (мы в Москве - начиная со вторника). С какими конкретно структурами - пока, к сожалению, не имею права говорить. Причем могу сказать что есть интересе даже и не у чисто российских фирм.
- Это офлайновые или онлайновые компании?
- Больше онлайновых.
- А почему вы подали заявку в "Евразийское патентное ведомство", а не в ФИПС?
- Евразийское патентное ведомство - это надгосударственная структура. Выданные ими патенты действуют на территории России, Казахстана и еще 7 государств СНГ. Эта организация имеет сильный вес и признана мировой патентной организацией. Все патенты имеют приоритет от даты подачи в "Евразию". То есть, когда мы получим патенты в США и других странах, будет считаться, что они действуют с момента подачи заявки в "Евразию", и, соответственно, если кто-то их нарушает, то приоритетная дата очень актуальна. А с точки зрения закона для России одинаково, кем выдан патент, - ФИПС или "Евразией".
- А вы уже подали патентные заявки в патентные бюро других стран?
- В патентные бюро других стран пока не подавали. В течении еще 24 месяцев мы можем это сделать в любой день.
- Как вы оцениваете ситуацию в Белоруссии с развитием IT-индустрии?
- В Белоруссии IT-индустрии вообще нет и Интернета, как такового, тоже. Да при батьке его и не может быть, а то разведется много "нячэсных камерсантау", что в переводе на русский означает - "людей, честно зарабатывающих своим трудом, не зависящих от государства и не просящих от него подачек".
Поэтому мы вообще не ориентируемся теперь на Белоруссию, а из стран бывшего СНГ - только на Россию. Дело в том, что все наши проекты не имеют границ и не зависят от языка - они по определению интернациональны и нужны везде.