Нетоскоп/Тема/30.11.2001 http://www.netoscope.ru/theme/2001/11/30/4221.html Непотопляемый жираф Алексей Андреев lexa@spb.cityline.ru 30.11.2001 В пятницу 7 декабря в Москве состоится церемония награждения победителей "Тенет-2000" - самого давнего, самого независимого и самого крупного в Рунете ежегодного конкурса. О достижениях и планах, а также о своих взглядах на литературный бизнес рассказывает отец "Тенет" Леонид Делицын. |
||
Как известно, год в Сети считается за несколько лет обычной жизни. Двухлетний проект - это уже "взрослый", а шесть лет - столько в Интернете вообще не живут. Но бывают исключения, и
Любопытно и то, что организация литературного конкурса "
В 1997 году "Тенета" объединились с "Арт-Петербургом" Александра Житинского, чтобы перестать быть "чисто сетевым" литературным конкурсом и "
Однако деление на "зубров" и "сетевых" в конце концов привело к расколу: авторитарность Житинского не очень сочеталась с демократичными привычками сетевой тусовки. Самым громким скандалом стала история с наркотическим романом Бояна Ширянова "Низший пилотаж", который пытались запретить, однако в конце концов он победил на конкурсе и даже был напечатан в качестве награды.
Достаточно шумной стала и провокация вокруг сетевой конференции со Стругацким. Около двух часов читатели и журналисты задавали вопросы председателю жюри и получали через Сеть долгожданные ответы на них - однако впоследствии оказалось, что роль Стругацкого все это время играл второй секретарь конкурса Дмитрий Гусев (по личной инициативе, в качестве шутки). Когда пришел настоящий Стругацкий и обнаружилась подделка, публика испытала шок и смогла лишь повторить те вопросы, на которые и так уже ответил лже-Стругацкий.
После этого Житинский запустил собственный проект ЛИТО на основе литературной тусовки, возникшей вокруг "Тенет", и собственный конкурс
Кроме того, "
Такая схема позволила привлечь и к участию в конкурсе и к работе в жюри "Тенет-98" достаточно много офлайновых писателей. Разница отразилась и на результатах: если большинство авторов "Арт-Тенет-97" сначала публиковались в Сети, и только потом попадали на бумагу ("Неприличные истории" Цунского, "Жидкое стекло" Андреева, "Охота на овец" Мураками в переводе Коваленина), то в "Тенетах-98" среди победителей оказалось множество уже известных "бумажных" авторов (Байтов, Барскова, Левин, Завьялов). Сетевое жюри между тем продолжало зажигать новые сетевые звезды. В связи с таким винегретом споры о том, "кто первичнее", в конце концов затихли, и желаемое слияние сетевой и бумажной литературы было достигнуто - по крайней мере, в Сети.
Следующий этап - "Тенета-2000" - охарактеризовался бурным ростом всего, что могло расти (число номинаций, число работ, число членов обоих жюри), развитием автоматизированных систем обратной связи и даже клонированием. Более подробно о том, что такое "Тенета-2000", рассказал "Нетоскопу" президент конкурса Леонид Делицын.
- Чем нынешние "Тенета" отличаются от предыдущих?
- Во-первых, размерами. Это было связано с существовавшим в 99-м (когда конкурс планировался) представлением, что в Интернете надо быть либо самым крупным, либо вообще не быть. Мы следовали этой идее.
В итоге получилось почти 30 категорий, почти 1200 работ и 750 авторов. Тем не менее, чтобы представить на конкурс работу, по-прежнему требовался номинатор. То есть предварительный отбор был, и вполне жесткий. Скажем, на сайте "Стихи.ру" были опубликованы десятки тысяч стихов, но в "Тенета-Ринет" из них номинировали только 5. Тем не менее, нагрузка была огромная - и на номинаторов, и на судей. И те, и другие жаловались, что очень болит голова.
Второе отличие было в составе судейской коллегии. В "АРТ-Тенетах-97" ее формировал Житинский, и там были, в основном, питерские писатели. В "Тенетах-Ринете-98" ее формировал Дмитрий Кузьмин, который старался полно представить различные идеологии в современной актуальной литературе.
А в последних "Тенетах" так вышло, что судейскую коллегию формировал я. Поскольку такого длительного опыта, как у Житинского и Кузьмина, у меня нет, то я в первую очередь привлекал тех писателей, журналистов, преподавателей, которые уже успели "засветиться" в Интернете, с которыми я мог оперативно связаться (Курицын, Кузнецов, Фрай, Горный, Житинский, Березин Владимир, Сердюченко и т.п.). Большую помощь оказал Александр Бараш, который привлек к судейству поэтических категорий Ахметьева, Друка, Левина, Строчкова, Эпштейна и других.
Третье отличие состояло в автоматизации. В старых Тенетах все делал вебмастер, руками.
Четвертое - это форумы. Раньше Тенета были "немые", потом появилась знаменитая
Ну и пятое - специализированные конкурсы. "Русская Америка", "Сетевой Дюк", конкурс спортивного рассказа (совместный проект со "Спорт-Экспрессом"). Мы клонировали "Тенета" в большом количестве. Это оказалось хорошо, потому что у каждого конкурса свой оргкомитет, который находит своих судей и своих спонсоров (кстати, призовые фонды доходят до 2-3 тысяч долларов), вовремя и организованно проводит все этапы. Лучше, чем мы сами.
- Будут ли в этом году на церемонии награждения какие-нибудь известные политики?
- Политики будут. Разной направленности. У нас Дугин занял несколько мест, в критике и эссеистике. Юровицкий - компаньон Жириновского по "Азбуке секса". Валерий Лебедев придет, политический обозреватель. Но вообще я не стремлюсь привлекать политиков. Боюсь я их. За Кириенко нас потом пинали в прессе. Мол вот, забашляли у Кириенко, даже не смогли нормально бабки отработать. Кириенко снял тогда для нас зал в "Доме Кино" и присудил персональный приз одному из победителей.
- Кажется, "Тенета" являются сетевым рекордсменом по сочетанию выживаемости и непродаваемости: продолжая процветать из года в год, конкурс никогда не имел единого богатого хозяина-инвестора, как это принято у многих сетевых проектов. У тебя другая бизнес-модель?
- Я как-то почуял, что деньги в Интернете скоро перестанут водиться, и очень вовремя решил минимизировать все расходы. Пусть все будет медленно, долго, плохо, но для поддержки всего процесса требуются только добровольцы, и не более двух-трех.
И конечно, спонсоры, которые дают призы победителям. Большой плюс "
Так нам удалось выжить.
Если бы мы поступили иначе, то есть взяли грант или раскрутили кого-то на деньги, тогда мы были бы от него полностью зависимы и загнулись бы немедленно после прекращения финансирования. Фрэнсис Грин перестал давать 10 килобаксов - "Малый Букер" за литературу больше не дают. Березовский с Третьяковым разошлись - "Анти-Букера" больше не дают. Сейчас "Альфа-Эко" и UDV не поделят "смирновку" - кто знает, что будет со Smirnoff-Booker?
А мы работаем с большим количеством спонсоров на менее болезненные суммы. Например, "
В общем, "портфель спонсоров" у нас очень диверсифицированный. Отрицательная сторона - пиар-эффект для каждого спонсора, конечно, меньше, чем у Smirnoff. Аналогично и десять килобаксов в одни руки вызывали бы больший резонанс в прессе, чем та же сумма, поделенная на многих. В результате "Тенета" развиваются и освещаются в прессе, конечно, медленнее, чем проект какого-нибудь банка, кинувшего полсотни килобаксов на культуру. Но улитка ползет.
Другой вариант - теоретически заманчивый, но малореальный - включиться как-то в работу Житинского и других с print-on-demand, например, в плане раскрутки и реализации. Но, как показали опросы, да и сама действительность - не особенно прибыльное это дело.
- Как много сетераторов "Тенета" превратили в литераторов, то есть "довели до бумаги"?
- На церемонии у нас будет книжная ярмарка, будут там представлены и Цунский, и Байтов, и Баян Ширянов, и прочие. Но я по-прежнему больше верю в сетевой способ существования литературы сам по себе. Без бумаги.
Есть опасения, что в будущем году мелкие и средние издательства после отмены налоговых льгот передохнут. Ну и перестанут издавать все, кроме боевиков, мемуаров, с кем спал Миронов и словарей делового английского. А Сети пока, вроде, такие ужасы не угрожают.
И потом, надо учесть, что "Тенета" все-таки ставят целью не столько найти новых авторов, сколько найти интересные тексты - не важно, новые авторы их написали или известные. Показать, что в Интернете такие тексты публикуются. Стимулировать публикацию. А искать и раскручивать новых авторов - это общая задача - и онлайновая, и офлайновая.
- Планы "Тенет" на будущий год?
- Во-первых, хотелось бы все-таки уложиться в один год. Сами "Тенета" больше не расширять, но усилить организацию, улучшить сервис, делать все в срок, оперативно отвечать на вопросы и требования конкурсантов и т.п. Возможно, даже слегка уменьшиться в размерах, а акцент сделать на качестве.
Во-вторых, хочется, наконец, материализовать тенетовского жирафа. Наш символ. Пластилиновый жираф уже в Москве, но нужно выковать его в металле. В этом году уже не успеваем: жирафа мы собираемся отливать на Урале, туда его надо транспортировать, потом везти обратно.
В-третьих, я хочу усиливать специализированные конкурсы. Это, на мой взгляд, не менее интересно, чем крупные конкурсы "общего" характера ("Тенета", "АРТ-ЛИТО", "Улов"), а работает даже лучше. Например, "Русская Америка" - очень удачный опыт и, наверное, достаточно уникальный. Конкурс по сути целиком посвящен жизни русских специалистов и эмигрантов в Америке, их социализации, барьерам, которые им приходится преодолевать - это реальная ниша, в которой можно эффективно работать. На душу автора приходится больше организаторов, спонсоров и судей, которые этого автора обслуживают. А софт - общий, хостит по-прежнему "Ринет", любые усовершенствования работают сразу на все конкурсы-клоны.
Я даже договариваюсь с Алексромой о переводе "Большой Буквы" на нашу платформу. Нам нужен конкурс для начинающих авторов, это позволило бы снизить их приток в сами "Тенета", снизить нагрузку на номинаторов, которым иначе приходится читать много слабых работ.
В-четвертых, хотелось бы, чтобы форумы стали полезнее. За время "Тенет-2000" наши уважаемые посетители наговорили аж на 100 мегабайт. Сейчас даже больше. Это больше, чем совокупный объем конкурсных работ. Но работает это зачастую "вхолостую". Скажем, если тебя интересует написать диссертацию по Вербицкому или Дорфману в гостевых, то надо рыскать по гостевым, собирать их сообщения. Я хочу сделать, как в
Церемония награждения победителей "Тенет-2000" пройдет в пятницу 7 декабря в Москве в кинотеатре "Улан-Батор" (ул. Гримау, д.12, метро "Академическая"). Начало в 18.00. Конкурсанты, члены жюри, номинаторы и спонсоры получат пригласительное письмо от оргкомитета конкурса. Если вы входите в одну из этих категорий лиц, но еще не получили приглашение,
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ |
Copyright © 2000-2002 Нетоскоп www.netoscope.ru |