"Более 40% читателей газет смогли позволить себе роскошь, которую в прошлом веке мог позволить себе лишь Рокфеллер - то есть печатать персональную версию The Times с одними только хорошими новостями, причем само понятие "хорошего" каждый определяет себе сам". Так несколько лет назад в одном фантастическом романе описывалось ближайшее будущее сетевых изданий Рунета. С появлением сайта "Идеальная Газета" это будущее стало чуть ближе - но неизвестно, надолго ли.
Продукт под названием "Идеальная Газета" продает компания "Открытые Коммуникации", дочерняя структура ОАО "Центральный телеграф", что в Москве. Как сообщается в пресс-релизе, пользователю больше не нужно просматривать тысячи сайтов, не нужно наряду с интересными новостями читать второстепенные сообщения, не нужно отвлекаться на баннеры. Нужно лишь купить пластиковую карту или мини-CD с программой "Идеальной Газеты".
В программе нужно выбрать информационные источники, которые представляют для вас интерес, и создать рубрики, из которых будет состоять персональная газета. Программа автоматически соберет информацию из Интернета по заданным источникам и "опубликует" ее на экране компьютера. В другом месте пресс-релиза интеллект программы описывается даже более красивыми словами: "Прочитав указанные источники, программа автоматически по смыслу обобщит и разместит собранную информацию". Более того, вы можете научить программу "точнее различать смысл поступающей информации".
На этом идеальные новости об "Идеальной Газете" заканчиваются и начинается суровая реальность. Революционность продукта кажется несколько преувеличенной, а выражение "не имеет аналогов на российском рынке" можно воспринять всерьез только в том случае, если делать сильное ударение на "рынке". Аналогичный проект Александра Гагина Zagolovki.ru и связанный с ним поисковик Newsbot.ru появились в Рунете более года назад, хотя и не стали коммерческими проектами.
Не совсем понятно и то, как "Идеальная газета" поступает с копирайтами. Проект Zagolovki.ru тоже позволял создать себе персональную газету - однако он собирал лишь ссылки на интересующие новости. Таким образом, саму новость пользователь читал бесплатно на оригинальном сайте, и ни у кого не возникало вопросов об искажении чужого текста или о несогласованном использовании его в коммерческих целях. Очевидно, что в случае "Идельной Газеты", которая "обобщает и размещает" у себя чужие тексты, такие вопросы могут возникнуть, поскольку разные издания по-разному относятся к использованию своих материалов другими изданиями.
В связи с появлением "Идеальной Газеты" любопытно также вспомнить слова Александра Гагина, который в прошлогоднем интервью "Нетоскопу" рассказывал о причинах неудачи "Заголовков.ру":
"Предполагалось, что человек захочет много чего настроить. Это оказалось принципиально неправильной идеей. Никто ничего не хочет руками трогать... Другая ошибка - что удобно получить много информации сразу в одном месте. А это не нужно... Оказалось, что нужна все-таки ручная фильтрация, нужны какие-то дополнительные сервисы. Чистые технологии сейчас отдельно не проходят".