В среду известное российские агентство РИА "Новости" неожиданно порадовало пользователей Рунета тем, чего почти никто уже и не ждал: сайт агентства стал похож на настоящий новостной сайт.
Появление нового дизайна особенно эффектно на фоне дискуссий, которые до сих пор идут в Рунете вокруг двух публикаций, посвященных российской сетевой журналистике. В предисловии к недавно вышедшей книге "Интернет для журналиста" вице-президент "Рамблера" Антон Носик, рассказывая о положительном опыте проектов Gazeta.ru и Lenta.ru, отметил, что сайты традиционных агентств значительно уступают им по посещаемости. И даже решение о бесплатной публикации ленты РИА "Новости" в Интернете не особенно помогло:
"Публикуемая статистика посещаемости сервера РИА свидетельствует, что за первые 5 месяцев публикации бесплатной ленты в Интернете аудитория проекта так и не смогла дотянуться до скромной отметки в 3500 посетителей в будний день на заглавной странице (у РИА РБК и Ленты.Ру аналогичный показатель в апреле 2001 года колебался от 48 до 53 тысяч человек). Будет ли пересмотрена избранная государственным информагентством стратегия в связи с явной коммерческой и медийной бесперспективностью - пока неизвестно", - говорит Антон Носик в предисловии к "Интернету для журналиста".
В ответ на это Алексей Бессуднов, руководитель интернет-группы РИА "Новости", заявил, что "Лента.ру" может составить конкуренцию информагентствам лишь по части самопиара, поскольку "двумя китами, на которых основывается работа агентств", считается эксклюзивность и оперативность, а по этим параметрам РИА "Новости" обходит "Ленту". Загадочного третьего кита, о котором собственно и писал Носик (более удачная подача материала, приводящая к популярности ресурса), Бессуднов оставил в тени.
Однако смена дизайна сайта РИА свидетельствует о том, что этот третий кит все же не дает покоя интернет-подразделению известного агентства. Со вчерашнего дня новости на сайте разложены по темам и снабжены фотографиями. А расположение анонсов на главной странице построено по почти классическому для интернет-изданий принципу "трех колонок" - почти как на Ленте.ру.
В интервью "Нетоскопу" Алексей Бессуднов ответил на несколько вопросов, касающихся изменений на сайте.
- Новый дизайн сайта РИА сделал его больше похожим на другие новостные сайты Рунета, которые пока обгоняют РИА по посещаемости. Вы использовали опыт конкурентов?
- Конечно, использовали. Но это не значит, что мы у кого-то что-то заимствовали. Сложился определенный стандарт подачи новостной информации в Интернете: структура сайта, наличие иллюстраций, формат организации новостей, расположение рекламных мест. Мы старались соответствовать этому стандарту. Но при этом старались сделать так, чтобы сайт отличался от других и не был банальной копией конкурентов.
- Студия Xanadu больше известна разработкой министерских сайтов. Чем вы руководствовались в выборе этого разработчика - его "государственностью" или каким-то еще чертами?
- Я бы не сказал, что компания Xanadu занимается исключительно разработкой "министерских" сайтов. Можно посмотреть раздел "Проекты" на сайте - там не только сайт РИА "Новости", но и, скажем, сайт известного издательской дома Simon & Shuster, кадрового агентства Staffwell. Xanadu - вполне себе рыночная компания.
РИА "Новости" давно сотрудничает с Xanadu, и собственно, поэтому выбор пал на эту компанию. Кроме того, отличительная черта Xanadu - большой опыт в разработке именно внутреннего интерфейса (бэкэнда), что было очень важно в данном проекте. Разработанный для нового сайта РИА бэкэнд я считаю лучшим из тех, с которыми мне приходилось работать (а работал я с бэкэндом Интернет.ру, СМИ.ру, видел бэкэнд Страны.ру и Хартии.ру).
- Не секрет, что многие сайты становятся популярными за счет развлекательного контента. И даже сайты серьезных новостных агентств заводят такие разделы. Почему у вас этого нет? И будет ли?
- Надо понимать, что интернет-группа РИА "Новости" не производит собственного контента, а лишь обрабатывает для публикации в Интернете информацию, которую готовит Главная дирекция информации. Нельзя сказать, что у нас вообще нет развлекательного контента, так называемых light news. Они есть, они проходят в ленте и отображаются на сайте. Но специально "желтеть" ради популярности мы не будем.
- Будете ли ваш сайт участвовать в информационном (или баннерном) обмене с другими новостными сайтами?
- Уже участвовал в старой своей ипостаси, и сейчас входит в сеть MBN. Возможно, будем осуществлять баннерный обмен и с другими сайтами и через другие сети.
- Правильно ли я понял, что у вас нет сейчас задачи максимально раскрутиться и догнать конкурентов в рейтингах - поскольку посещаемость важна для зарабатывания на рекламе, а вы вовсе не рекламой живете?
- В принципе, мы рассчитываем на рост посещаемости. Мы, конечно, не рекламой живем, но реклама на сайте у нас тоже есть и, более того, мы собираемся развивать это направление. Не могу обещать, что в ближайшее время мы догоним по посещаемости лидеров, но движение в этом направлении будет.
Однако, помимо посещаемости, для нас крайне важен другой показатель - индекс цитируемости, как в Интернете, так и в офлайне.
- А что дает индекс цитируемости, кроме чувства гордости за признание своих заслуг?
- Каждое СМИ, а в особенности информагентства, заинтересованы в росте влиятельности, в повышении узнаваемости брэнда. Это является следствием роста цитируемости и ведет в том числе и к увеличению доходов. То есть коммерческая сторона здесь также присутствует.
- Кто придумал ставить на фотографии такие ужасные нашлепки "РИА"? И не может ли столь агрессивная борьба за узнаваемость брэнда повредить вам же? Люди будут брать картинки из других источников, вот и все...
- Примерно так делает Corbis, к примеру. В России так же делает НТВ.ру. Так что не вижу здесь ничего ужасного.
- Но на сегодня нашлепка РИА - самая огромная из всех. Есть в этом какой-то фрейдизм нездоровый. Приличные агентства типа Associated Press или Reuters пишут лишь скромную подпись в уголке.