Нетоскоп/Исследования/09.11.2001 http://www.netoscope.ru/researches/2001/11/09/4025.html Рынок российского хостинга. Netstat. Осень 2001 9.11.2001 |
|
Проект
В последнее время множество изданий публиковало статьи об окончании периода инвестиционных проектов на высокотехнологичных рынках; дот-комам на смену рано или поздно должен был придти менее одиозный, но более реалистичный малый бизнес, с которого начинается постепенное развитие рынка и гармоничное заполнение его компаниями, создающими инфраструктуру сетей. А последнее незанятое место в таковой инфраструктуре - хостинг, который расположен ниже всего в субординационной структуре какой-либо крупной сети - в центрах обмена данными, около крупных каналов. В распоряжении типичного хостинг-провайдера находится ряд серверов и средства для связи с аплинком (роутер, или же какое-либо средство конверсии Ethernet в оптические сигналы), все остальное оборудование, составляющее вышестоящую канальную инфраструктуру, вне его контроля. Поэтому такая система является достаточно обособленой, чтобы существовать в виде самостоятельного бизнеса.
На рынке хостинга не существует ярко выраженного монополиста, подобно Microsoft на рынке ПО. Де-юре домен является собственностью и управляется владельцем, а хостинг-провайдер лишь сопровождает его, и в данном контексте рамки, где оканчивается сервис, а начинается собственность, очерчены гораздо строже чем, к примеру, при использовании MS Windows как среды для запуска программ прочих производителей. Хостинг является сервисным бизнесом, посему при нормальном ходе событий объем оказываемых услуг весьма стабилен и слабо растет со временем, существующие технологии в достаточной мере обеспечивают надежность и доступность такого сервиса. Рынок данных услуг постоянно расширяется - на диаграмме приведена динамика изменения количества доменов в Рунете. Почти все из них делегированы, то есть находятся на сервисе у какого-либо хостинг-провайдера:
Как было сказано на конференции "Intel BSP" Гордоном Грейлисом, директором по развитию Intel на Евразийской территории, для сервисных бизнесов затрачиваемые на сопровождение клиента средства распределяются следующим образом:
При нормальном течении процесса прибыль компании составляет мелкая абонентская плата, регулярно вносимая ее клиентами. Имеет место широкая автоматизация процесса и всего лишь несколько специалистов способны обеспечивать нормальное функционирование поддержки нескольких сот среднестатистических ресурсов.
Привлечение новых клиентов требует больших затрат; наиболее оптимальный путь развития - сочетание гибкости сервиса и соответствие его стандартам, сопровождающийся информированием целевой аудитории о нововведениях. Это требует вложений как и в техническую часть, так и в регулярные рекламные компании. Отдача от рекламы прямо пропорциональна ее качеству: мало кто воспользуется услугами провайдера, рекламирующего себя спамом; но разумное и подкрепленное фактами предложение качества найдет гораздо больше откликов.
Уход клиентов случается по разным причинам, на первом месте из которых стоит некачественный сервис. Как следует из утверждения (диаграмма 1) ротация клиентской массы вредит провайдеру, и для компенсации ушедших клиентов ей придется затратить на 20% средств больше, чем на сопровождение их в случае отсутствия изменений. Компании, которые желают явно ликвидировать данные средства, затрачиваемые на поиск клиентов, иногда начинают требовать "плату за подключение", которая компенсирует данный разрыв. Вернуть клиента, который по какой-либо причине перешел к другому провайдеру, мало реально - о таких случаях все предпочитают не говорить.
Netstat приводит две диаграммы, первая из которых иллюстрирует наращивание клиентской массы провайдерами, вторая - сброс. Данные приведены в относительном порядке, то есть для каждой компании показано соотношение между общим количеством ее клиентов и количеством клиентов, передавших свои ресурсы на сопровождение провайдеру или же по какой-либо причине отказавшихся от сервиса данной компании. Так же ротация клиентов может быть инициирована реорганизацией структуры и сменой ее учетных данных. На всех диаграммах данные относятся к компаниям или же лицам, оперирующими более чем 100 доменами единовременно. Просмотреть же распределение долей хостингового рынка между перечисленными ниже провайдерами можно по адресу
Диаграмма 3
Наиболее активно развивающимся провайдером за отчетный период стало ООО "МастерХост"
Ротация клиентов ПТТ-Телепорт была связана недавно произошедшим слиянием с МТУ.
Сквоттинговый бизнес не так популярен, как ранее. Наиболее популярным сквоттером в Рунете является организация Margarita LTD, зарегистрированная в Эстоонии. Скорее всего, это связано с низкими ценами за перепродажу домена, которые выставляет Margarita - $200-300 против $3000-4000 у других сквоттеров, к примеру, у Д. Гледенова.
Инвестиционные проекты "ПОРТ" и "АКТИС СИСТЕМС" так же отказываются от части своих доменов.
Довольно медленно хостинг "Сорикс", известный тем, что оформлял клиентские домены в свою собственность, возвращает присвоенное обратно.
Далее рассматриваются изменения в аппаратно-техническом парке систем, на котором сопровождаются сайты клиентов. Эпидемии сетевых червей nimda и code различных окрасов и версий привели к тому, что доверие к IIS упало, и порядка 1000 сайтов за указанный период сменило веб-сервер на Apache.
Миграции между операционными системами так же указывают на то, что суммарно миграций с архитектур Win32 на Linux и различные *BSD системы больше, чем обратных:
Можно с уверенностью сказать, что рабочее окружение, поставляемое вместе с исходными кодами, открывает гораздо больше перспектив перед разработчиком, а отсутствие бюрократических барьеров, связанных с лицензированием, приводит к тому, что скорость интеграции opensource-платформы с клиентскими приложениями и системами всегда превышает такую скорость для коммерческих продуктов. Так же следует отметить, что еще на этапе проектировки стандартов Интернет IETF, Институт Информационных Наук, университет Беркли, J. Postel и много других разработчиков, чьи имена уже вошли в историю, использовали UNIX-совместимые системы.
Простые сайты-визитные карточки уже не способны решать задачи, которые ставит перед ними глобальная среда. Им на смену приходят полноценные сервисы, которые пока лишь поддерживают реальные процессы, но позволяют сводить рутинную работу, сопутствующую процессу принятия решений, к паре последовательных действий. Поэтому провайдер хостинга/виртуальных операционных окружений должен быть наиболее адаптирован для возникающих задач анализа и интеграции с клиентским сервисом, который ему предстоит сопровождать. Рынок усложняется и дифференцируется - кто сможет удовлетворить всем требованиям Application Service Providing, покажет лишь время.
Информация о проекте:
Проект NETSTAT.RU был основан как идейное продолжение исследований русского интернета, впервые проведTнных инициативной группой VOID.RU в 1999 году.
В настоящее время проект распределен между группой компаний Content-Invest, а так же хостинг-провайдером "Maverick.RU" и информационным ресурсом VOID.RU
Обсудить в форуме (Сообщений : 1)
Copyright © 2000-2002 Нетоскоп www.netoscope.ru |