Зачем в российских версиях GPS-телефонов генерится тридцатиметровая ошибка, почему интернет-магазин для финской компании "Бенефон" делала российская фирма "Рексофт", из-за чего банкиры не любят Индонезию - об этих и других тонкостях своего бизнеса рассказывает ведущий специалист интернет-подразделения компании "Бенефон" Александр Малюков, более известный в Рунете как идеолог ЕЖЕ-движения и бессменный САМодератор самой культовой рассылки Рунета "ЕЖЕ-лист".
- Как ты вообще попал в Финляндию?
- Поездом попал. Ехал я в августе, поэтому ни о каком переходе границы ленинскими тропами на лыжах и думать нельзя было. Все было до обыденного просто: чаек похлебывал, родительские продукты подъедал, за кошелек трясся, под перестук колес дремал.
- Живя в Финляндии, ты занимаешься довольно уникальным делом в российской Сети - модерируешь очень популярный лист ЕЖЕ, на который подписаны представители многих российских интернет-СМИ, рекламных агентств, IT-компаний. Твоя "физическая" удаленность от Рунета не мешает тебе "рулить" таким серьезным сообществом из другой страны?
- Модератор - это дирижер симфонического оркестра и капитан хоккейной команды в одном лице. Склад характера, такт, умение общаться с людьми, хорошая реакция и интеллект - вот что помогает "рулить" серьезными сообществами. Место дислокации - тридесятое дело, которое, как правило, не влияет на взаимоотношения с подписчиками. Моя географическая удаленность всплывает только тогда, когда я вежливо отказываюсь обсудить какой-нибудь вопрос за кружечкой пива в столичном питейном заведении.
Кстати, модерация ЕЖЕ-листа - это всего лишь вершина айсберга "Содружества онлайн периодических изданий "ЕЖЕ". Это содружество поддерживает галерею Физиономии Русского Интернета, рейтинги Знаменитость Русского Интернета, PОTOP и PОTOP++ , собственную ежедневную газету "ЕЖЕправда", еще несколько проектов. Процитирую Анатолия Левенчука: "ЕЖЕ - одна из первых саморегулируемых организаций в Рунете. Задуманное как СРО, ЕЖЕсодружество выросло в сильную организацию, которая занимает одно из первых мест в табели о рангах саморегулирования в Рунете".
- Есть некий символизм в том, что в Рунете ты занимаешься добровольной социальной активностью (ЕЖЕ), а в Финляндии занимаешься реальным IT-бизнесом. Возникает сразу такое обобщение: в Рунете лучше тусоваться, а работать в IT-индустрии - лучше все-таки на Западе. Это так?
- Есть во мне некий символизм, но он во многом наносной. Говори я на финском, как на родном, вполне мог бы тусоваться в Финете. Дай я себя уговорить работать в Москве, реальным IT-бизнесом занимался бы сейчас в сердце Рунета. Другими словами, ответ на твой вопрос звучит примерно так: тусоваться лучше там, где язык роднее и лица знакомистей, а работать в IT-индустрии - там, где она есть.
- Компания "Бенефон", где ты работаешь, производит довольно уникальные средства связи. Например, мобильный телефон с системой глобального позиционирования GPS. Расскажи про эти разработки.
- Это единственное в мире такого рода устройство связи зовется Benefon Esc! Вообще, "Бенефон" больше не выпускает телефонов или мобильников, а производит "the wireless communication instruments" (оборудование или устройства для беспроводной связи). Benefon Esc! работает, как обычный GSM-телефон и как GPS-терминал. То есть в него можно загрузить туристические, городские, топографические и морские карты, а также "баловаться" полезными сервисами. Например, дорогу искать. Выяснять расстояние до пункта назначения. Свое местоположение определять и друзьям его сообщать, а если у друзей есть Esc! - определять, где они находятся. Узнавать, с какой скоростью едешь и куда. Если какая экстренная ситуация - посылать SOS со своими координатами и т.д. и т.п. Еще можно через Benefon Friend Find Service дать доступ знакомым и родным, чтобы они могли через Интернет отслеживать твои перемещения.
Еще одна интересная наша разработка - Benefon Q. На момент релиза Q был самым маленьким телефоном в мире со встроенным WAP. Он интересен своим дизайном, а так же тем, что WAP там не простой, а навороченный - можно обычные HTML-странички в нем просматривать.
- На тему Benefon Esc! в России уже есть актуальный вопрос: где брать сами карты для этого устройства? И предполагается ли появление каких-то средств для создания собственных карт? Скажем, отсканировал карту своего села - и тут же ввел в телефон.
- "Бенефон" производит терминал, а большинство сервисов - на совести их поставщиков. В Финляндии и Европе с картами напряженки нет. В России ими занимается контора под названием "Прин". Москва, Московская область и Питер у них точно уже есть. В ближайшее время наверняка появится возможность подгружать свои собственные карты.
- Расскажи, как получилось, что питерский "РекСофт" делал интернет-магазин для финской компании "Бенефон"? Зачем вообще крупной западной компании привлекать каких-то неизвестных офшорных программистов?
- В компании "Бенефон" работает около 300 человек. Это с техническим персоналом и теми, кто телефоны собственно собирает. В случае с интернет-магазином было выгоднее купить готовый продукт, чем нанимать лишнего программиста или отвлекать имеющегося от основной работы. Поэтому в начале декабря прошлого года я объявил на ЕЖЕлисте о тендере на создание интернет-магазина.
- Это твоя личная заслуга - привлечение "наших"? Можно ведь было индийцев каких-нибудь нанять...
- Я руководил проектом с финской стороны, и весь риск по привлечению российского изготовителя лежал на мне. "РекСофт" выиграл тендер в честной борьбе с более чем 15-ю претендентами на контракт. И за месяц с небольшим создал нам удобный магазин. Мне до этого никогда не доводилось работать с российскими компаниями. "РекСофт" меня приятно удивил. Я столкнулся с четкостью, которую до этого видел только в американских сериалах. Местами даже с жесткостью. Жесткость компенсировалась отменной организацией труда и высоким профессионализмом - если возникали задержки, то всегда по вине нашей стороны. Мы и сейчас продолжаем с ними работать - заказываем у них скрипты для форумов и партнерской программы под eShop.
- Как я понимаю, в вашем eShop введены некие жесткие меры по борьбе с кардерами и прочими жуликами. В частности, некоторые страны этот магазин просто не обслуживает. Расскажи об этих мерах.
- О защитных мерах я тебе ничего рассказать не могу - военная тайна. В настоящее время Benefon eShop обслуживает более 70 стран. В списке значится Индонезия, но товары туда мы посылать опасаемся. Где-то через неделю после официального открытия eShop подвергся массированной атаке - индонезийцы покупали дорогие модели телефонов десятками. Финские банки отказались оформлять платежи из Индонезии и поведали нам страшилки о том, что там де действуют гангстерские сети, промышляющие покупками в интернет-магазинах. Кредитки якобы все ворованные да просроченные. Рисковать и проверять, правду или нет говорят банкиры, в "Бенефоне" никто не готов. Поэтому, если на этой неделе индонезийские братья не образумятся, придется эти "Пираты 21 века" закруглять и удалять Индонезию из списка стран, в которые рассылается продукция фирмы.
- В этом списке нет и России, кстати.
Нет. Это связано, в числе прочего, с тем, что россиянам запрещено знать, где они находятся, с той точностью, которую выдает Benefon Esc! Поэтому для аппаратов, которые представительства "Бенефона" продают в России, генерится тридцатиметровая ошибка. Дмитрий Завалишин подробно рассказывал об этом казусе в одном из выпусков "dz online".
- Какие из других известных интернет-магазинов, с твоей точки зрения, можно считать безопасными, а какие нет?
- Небезопасны любые интернет-магазины. Шансы на то, что по Сети номер кредитки кто-нибудь умыкнет - не меньше, чем в кафе, где официант берет карточку и удаляется с ней в соседний зал. Опасность часто подстерегает там, где ее никто не ждет. Большинство рассказов о том, как головастый школьник, хакнув "Плейбой", завладел сотнями номеров кредиток - это сказки для новостных агенств. Согласно контракту с электронными банковскими системами, ни один интернет-магазин не имеет права хранить эти данные онлайн. Если создатели магазина не могут этого гарантировать, с ними просто не заключат контракт. Если они позволят себе нарушить условия контракта, то при первой же проверке огребут гигантские штрафы. Опасность несколько иная - одному богу известно, где, в конечном счете, может оказаться номер кредитки. Частенько номер предлагают слать факсом. Факс может стоять посреди здоровенного офиса, где с него раз в день смахивает пыль уборщица. Номер кредитки, посланный через форму, долго и нудно шифруется, чтобы не дай бог Кевин Митник его не подглядел. После чего он (не Кевин, а номер) попадает к бухгалтерше, которая проводит платежи. Она его аккуратно распечатывает и подшивает в свои отчеты. Приходит на фирму новая бухгалтерша, и первое, что делает - выкидывает на свалку запыленные бумажки.
Ладно, хватит ужастиков. Пользоваться интернет-магазинами можно и нужно. Это не столько модно, сколько удобно, зачастую дешево, а иногда - единственно возможный вариант. Только не забывайте раз в месяц проверять, что там у вас со счетом творится.
- На какие еще "часто забываемые детали" ты бы рекомендовал обратить внимание компаниям, которые собираются открыть собственный интернет-магазин?
- Я бы рекомендовал обратить внимание на такую "часто забываемую деталь", как покупатель. Я покидаю магазин, чтобы никогда в него не вернутся, испытав малейший дискомфорт: на меня как на потенциального вора агрессивно пялятся продавцы; мне не отвечают на поставленные вопросы; продавцы отказываются снять с полки вещь, когда у меня появилось желании повертеть ее в руках; мою карточку отказываются обслуживать; я не в состоянии без чтения сопроводительной литературы совершить покупку; меня заставляют на входе заполнить дурацкую анкету, в противном случая не пускают в магазин; когда я уже выбрал покупку, я узнаю, что ее мне сегодня не могут продать; отложенный для меня товар продают кому-то другому; меня отвлекают громкой музыкой и яркими сводами; меня пытаются обсчитать; мне пытаются впихнуть что-то, чего я не просил; меня могут внезапно выгнать из магазина; продавщица меня не узнает и не здоровается, хотя в прошлый раз улыбалась во все зубы; продавцы не понимают языка, на котором говорю я; со мной разговаривают сквозь бронированную дверь и мои покупки просовывают в щель под нею; мне не доставляют в срок мои покупки.
Кроме того, создателям следует иметь в виду, что интернет-магазин = магазин-интернет. Процитирую Артемия Лебедева: "Для начала нужно научиться делать простую коммерцию, а потом уже думать о продажах через Интернет".
- Твои перспективы развития интернет-бизнеса в России, особенно интернет-магазинов. Не кажется ли, что это гиблое дело - с учетом того, что и Интернетом, и гибкими платежными системами вроде карточек пользуются здесь лишь очень немногие?
- А куда Россия денется? Европа рядом, а гибкие платежные системы очень удобны. Не нужно опасаться вечерней встречи с хулиганами, не нужно зашивать деньги за подкладку на время путешествий, не нужно в ресторане нервно проверять, хватит ли наличности, чтобы расплатиться. А интернет-магазины... Будет несколько известных сетевых супермаркетов, и по обязательному онлайн-магазину - у каждого производителя, а также тучи мелких лавочек. Интернет-торговля будет жива, пока будет жива сама Сеть, пока будут бродить по ней туземцы, падкие до ярких бус, которые в обмен на желтый металл им будут рады предоставить улыбчивые и болтливые торгаши.