/ Профиль недели / 20.12.2001
Нетоскоп
Профиль недели

Новости
НОЯБРЬ ДЕКАБРЬ ЯНВАРЬ
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31
2000 год 2001 2002 год

Форум
Клиенты подали в суд на PayPal за закрытие счетов (17)
Корейцы завалили сервер Олимпийского комитета США (6)
На "Газете.ру" решают судьбу российской олимпийской сборной (10)
"Коммерсант" опубликовал Топ-100 IT-менеджеров (11)
Новый сайт "За стеклом" сделал Павел Черкашин (13)
К 2020 году роботы получат гражданские права (10)
Физматшкола 239 компьютеризирована на пиратские деньги (22)
Японцы пытались сорвать сахалинский референдум (219)
Сергей Покровский: "Первые русские хакеры были работниками НИИ" (101)


Разделы

     Соня Соколова: "Была бы я настоящим музыкальным критиком..."
Сергей Парфенов
sergey@konditer.com


20.12.2001

версия для печати

Соня Соколова - это "Звуки.ру". "Звуки.ру" - это Соня Соколова. Хотя время от времени ее наблюдают в достаточно далеких от музыки компаниях, таких, к примеру, как "Рамблер", где она работает сейчас. Но настоящее предназначение Сони - все-таки делать самый лучший музыкальный сервер.

Сони - это такие зверьки. По всей видимости, они много спят. Именно из-за этого зверя Соня в мультике про "Алису в стране чудес" так похожа на мышь. "Только я не мышевидная, а садовая", - уточнила Соня Соколова. Кучу ссылок на фотографии различных сонь Соня Соколова скинула мне через некоторое время после нашей беседы. Про сонь она мне рассказала много интересного. Например, что они - "замечательные, всеядные и склонные к полноте, как и я". А еще про то, что они каннибалы. "Зимой сони дрыхнут в дупле, они осенью в него запасы складывают. Зимой они по очереди просыпаются и подъедают запасы, а если запасы кончились, то одна соня может совершено спокойно съесть другую".

- У меня есть один давно мучающий меня вопрос - где-то прочитал, что ты была признана самой wwwредной дамой. Что это за история?

- Никто меня не "признавал", кроме меня самой. В 1999 году я опубликовала в старой "Газете.ру" так называемые "wwwредные Советы" - нахальный закос под Остера. 15 советов по использованию Интернета в неприглядных целях. В предисловии к этим советам я честно рассказала, что характер у меня не сахар. Ну и пошла писать губерния.

- А ссылочка жива на эти "закосы под Остера"?

- Конечно - www.gazeta.msk.ru/nl/, третья ссылка сверху. Их так часто цитируют, что я стала воспринимать их как народное творчество. Еще какие-то пародии в библиотеке Мошкова валяются.

- А как ты, Соня, вознамерилась делать сайт о музыке, откуда взялась эта идея?

- А это не я его вознамерилась делать. Автор, идеолог и полноправный владелец "Звуков" - Пашка, мой муж. Он у нас толпу не любит и на тусовках не бывает. Поэтому его мало кто знает в лицо. На "Звуках" четкое разделение ролей: я - public figure, Пашка - гений и серый кардинал.

- Твой "серый кардинал" в таком случае с чего решил делать сайт о музыке?

- А это ты у него спроси. Любит он ее, наверно.

- Но у него нет какой-то изначальной связи с музыкой - образования специального, опыта работы музыкантом?

- Нет, он ее любит совершенно бескорыстно. У Пашки был, во-первых, энтузиазм и партнер в лице провайдера "Ринет", а во-вторых, старый друг - Олег Коврига, директор и единоличный владелец компании "Отделение Выход". Первые диски в каталог были получены от него и от компании SNC. Репертуар тогда был наиболее близок отечественному интернетчику: сплошные Башлачев да Янка Дягилева.

Потом на сервере появилась я и всерьез взялась за превращение сайта в альтернативное СМИ. Такой у меня тогда был бзик: я пришла в Сеть из радиобизнеса и была совершенно поражена возможностям, которые открывались перед создателями сайтов. Мне думалось: вот она, долгожданная свобода, сейчас я оттянусь, не кивая на дядю!

Сервер рос. Количество партнеров увеличивалось в геометрической прогрессии. Мы пошли в офлайн.

- Это куда и зачем?

- Это к тому, что скоро сервера стало не хватать. И мы начали делать фестивали, передачи, обзоры в прессе. В конце концов нас стало так много, что стало не хватать на все направления. Хорошо еще, что у нас команда отличная, мобильная и обучаемая. А "Ринет" предоставлял хостинг и погашал часть наших расходов. Правда, мы люди нетребовательные, мобильников и шоферов у нас не было, да и собственный офис тоже был непозволительной роскошью. Но для маленького провайдера эти траты - почти героизм.

- А где вы сидели, если у вас офиса не было?

- У нас был один стол в "Ринете". Это был "приемный" стол. И за ним сидела я. А Пашка работал дома. В принципе, это было даже неплохо - несколько маститых продюсеров думало, что это у нас такой штат большой.

Вообще говоря, если бы не то обстоятельство, что я была бесстрашной, а точнее, непуганой ослицей и открывала ногами те двери, в которые бы сейчас даже не постучалась лишний раз, многое тогда просто не получилось бы. Народ мне потом рассказывал, как все обалдевали, когда в офис вваливалась девушка из ниоткуда и говорила: "Все уже давно ломанулись в Интернет, а вы до сих пор не знаете, что это такое. Не стыдно вам, такому большому лейблу, пользоваться устаревшими формами промоушена?"

- И как реагировали "большие лейблы" на твою наглость?

- Они удивлялись, но недолго. В конце концов мы с ними подружились. Со многими дружим до сих пор, остальные либо перестали быть большими, либо по-прежнему уповают на то, что им все сделают из головных офисов, и работают с нами только по отдельным проектам.

- Откуда взялось это название - "Звуки"?

- Нам казалось, что мы его придумали. Потом выяснилось, что в Сети раньше уже были "Звуки" - у Ицковича был такой раздел в "Журнале.ру". Музыкальный. И в нем работал Лешка Крижевский, который позже стал одним из самых тонких и наблюдательных обозревателей на "Звуках".

- Так вы это название просто стырили?!

- Нет, конечно. Я просто не знала об их существовании. Крижевский говорит, что он не в обиде. Говорит, это преемственость такая.

- А с чего начинали?

- Первые 2 года мы всерьез делали русский аналог All Music Guide. Но сейчас мы уже отошли от этой концепции - на All Music нет звука и новостей, и народ там не общается. Так что года два уже как можно сказать, что "Звуки" - это некая оригинальная такая вещь.

- Чем, по-твоему, отличаются наши сайты о музыке от западных?

- Я, к сожалению, не могу говорить обо всех музыкальных сайтах. В сравнении с западными порталами наши - более пристрастны и более безответственно относятся к своему контенту. Это касается всего - и прав, и текстов.

- И именно поэтому на "Звуках" есть звук, а на All Music Guide - нет?

- Мы - другая история. Мы с самого начала решили, что будем делать только легальный сервер. Еще в 97-м году были разработаны договоры и схемы работы с музыкантами и лейблами.

- А кого ты сейчас видишь в качестве конкурента в Рунете?

- Нет у нас конкурентов в Рунете. С пиратами мы сами конкурировать не будем, а других легальных сайтов такого масштаба и качества просто нет. Это нахально звучит, но это правда.

Периодически приходят отдельные граждане, гордо кричат что-то в духе "а мы вас сделаем!" - и через полгода-год закрываются. Да и свое существование в Cети они обычно начинают с того, что запускают на наш сайт робота с целью прокопировать базу. Потом даже жаль с ними расставаться: они все-таки стимулируют прогресс, создают ощущение, что жизнь кипит...

Однако есть в Cети и сервера, которые мы любим и поддерживаем во всех их начинаниях: guitar.ru, pesni.ru, mmv.ru. Это - замечательные ребята.

- Кстати про замечательных ребят - чем закончилось судебное дело с РМП?

- А оно не закончилось, оно потихоньку продвигается. И мы сечас не просто надеемся на победу в этом деле - мы его выиграем. Хотя с легализацией музыки в Сети пока дело обстоит неважно, но определенные подвижки в этом направлении имеются. Жаль только, что попытки урегулирования ситуации с правами в настоящее время никак не координируются между всеми участниками процесса.

- Сейчас в Сети все просто носятся с идеей сотрудничества с офлайном - это как бы новая такая идея, которая должна спасти Интернет от вымирания. Получается, что вы сотрудничать с офлайном начали не просто давно, а чуть ли не раньше всех, так?

- Именно. На первую годовщину "Звуков" мы сделали музыкальный фестиваль, к этому моменту уже регулярно шли "Новости Music.ru" на радио "Ракурс". Короче, жизнь била ключом, и продолжает бить по-прежнему. Традиция офлайновых тусовок оказалась живучей - в этом году была уже четвертая, и планируется еще несколько. Правда, мы пока не решили, какое помещение нам больше подходит для этих целей.

- Вы, кстати, кажется, первыми начали рекламироваться на ТВ - помню, Music.ru упоминался еще в "Программе А", которой ныне и не существует даже.

- Тоже верно. Даже забавно - кругом мы, оказывается, получились такие Папанины-Сусанины. Ну а сейчас офлайн - это естественная форма развития для интернет-проектов. Ведь интернет-рынок весьма компактен и растет медленнее, чем амбиции интернетчиков. Вся аудитория, которая нам интересна, осталась по ту сторону экрана, и в ближайшие несколько лет эта ситуация изменится крайне незначительно.

- Ты вот так просто говоришь: сделали фестиваль, передачу на радио, как будто это просто так - пошел и сделал. На основании чего все это делалось, чем вы заинтересовывали людей? Сейчас-то все ищут способа заработать, а вы тогда тоже так зарабатывали?

- Мы тогда, да и сейчас, на этом не зарабатывали. Если случался заработок - радовались. Но делали, опять же, для души. К примеру, на первый фестиваль вывезли "Вопли Вiдоплясова", которые тогда пребывали на твердом клубном уровне, на втором "Оберманекен" засветился. С музыкантами мы находимся, чаще всего, не в деловых отношениях, а в дружеских. Поэтому нам всегда было важно, чтобы интересно было не только нам слушать, но и им - играть.

- А на что тогда жили-то, вот что интересно?

- А я же говорю, "Звуки" - это не предмет заработка. У Павла - студия (Uradesign.ru), у меня - "Лента"-"Вести"-"Поле"-"Рамблер", остановки по требованию. Мы, конечно же, что-то зарабатываем. На рекламе, на изготовлении промо-сайтов, на разработках промо-кампаний для музыкальных лейблов и музыкантов. Но сайты, понятное дело, не "Звуки", а студия делает.

- По таким людям, как вы с Пашей, можно отслеживать историю. Насколько я знаю, в разные периоды ты работала с совершенно разными людьми и в разных проектах. Сколько их было-то хоть, помнишь?

- Начальство - помню. А вот сотрудников... Хотя у меня примета - если с человеком уже работала, то рано или поздно буду работать еще. Понимаешь, я же только на "Звуках" делаю всю контентную часть - работаю с авторами, музыкантами, статьи пишу. А обычно мое поле деятельности - маркетинг, медиапланирование, имидж проекта, ну, креатив еще. Поэтому эти проекты нельзя в полном смысле слова назвать "моими".

- А чем отличалась работа в Music.ru и Pole.ru от работы уже в отдельных "Звуках"?

- О, это просто. Это - сладкое слово Швабода. А ее никогда не бывает много. Ведь, если оценивать субъективно, на "Поле" и "Музыке" я была просто наемным менеджером, а "Звуки" - это все-таки полностью свой, родной и любимый проект. На "Поле" и "Музыке" мне всегда кто-то диктовал, какой должна быть политика моего издания и с кем по каким правилам работать. А сейчас мы с Пашкой чудесно разделили полномочия - я не лезу в его программирование, а он в мой контент. По-моему, отлично получается!

- То есть сказать, что работа в "Поле" - это удачное время, когда за то, что тебе нравилось делать и так, еще и деньги платили, нельзя?

- Нет. Там была прекрасная команда, часть этих людей - наши с Пашкой старые друзья. Но там было еще, к сожалению, руководство, и сильно угнетало отсутствие смысла в происходящем. Это ведь, скажем, для тебя руководство находится в зоне "невидимого фронта". А на самом деле оно - реальность, данная в ощущению топ-менеджменту.

- Соня, вот у тебя много мест работы, то есть на жизнь ты зарабатываешь не "Звуками". А какова тогда все-таки цель твоей работы в "Звуках"?

- Корыстная цель, или Main Aim?

- А они не совпадают?

- Нет. Корыстная цель - слушать хорошую музыку и знакомиться с новыми интересными людьми и явлениями. На концерты ходить опять-таки. Main Aim - делать лучший на свете сервак. Без дураков.

- Сколько времени в сутки ты проводишь за монитором?

- Когда я не сплю, не сижу на концерте, не занимаюсь любовью или домашними делами, а также не еду в метро, он обычно у меня перед глазами.

- То есть Соня Соколова вне Интернета - это сны, концерты ну и всякие женские заботы, да?

- Соня вне Интернета - это Соня в умственно-мозговой спячке.

- А случалось ли, Соня, такое, что ты испытывала полную к Интернету и компьютерам ненависть?

- Это не я к ним, это они ко мне, наверно, испытывают ненависть за все, что я с ними делаю. Сначала, когда я не знала, что они полезные и живые, я их просто пугалась. Потом, когда завела свой, постоянно ссорилась с ним. Втыкала в него разные штуки вверх ногами и удивлялась, почему это они у меня не работают. Представляешь, однажды клавиатуру в разъем от мышки подключила. А еще раз CD засунула в дисковод от пятидюймовки. Думаю, это рекорд, достойный фигурировать в книге рекордов Гиннеса.

- Но ты быстро с компьютером освоилась все же?

- Не-а. До сих пор иногда что-то глючит и не работает. Пашку жалко - это же он меня обучал, на его глазах все происходило.

- То есть ты оказалась не очень талантливой ученицей?

- Я редкая бездарь, если честно. Правильно говорят отдельные граждане, что меня к Сети на пушечный выстрел подпускать нельзя. Компьютеры это знают, и заранее начинают виснуть, чтобы я их не трогала. Представляешь, недавно прихожу в чужой офис на переговоры - так там комп едва меня увидел, тут же свернул все окна и закуклился. На всякий случай, наверно. Хотя я его и пальцем не тронула, честное слово.

- Вернемся к музыке. Какую ты слушаешь музыку вне "Звуков"?

- Всяческую, под настроение. Сейчас, к примеру, слушаю Muse. Под них идеально работается. Есть и любимые музыканты - Лори Андерсон и Питер Гэбриел.

- А наших кого слушаешь?

- Никого не люблю. От всех устала в равной степени. Хотя нет - Машнина люблю.

- А какие ты, Соня, читаешь книги и каких авторов любишь?

- Не знаю, читаю какие-то. У меня на столе книжный компот - фантастика и спецпресса вперемежку с Гюнтером Грассом. А вот авторов любимых нет, конечно. Я же филолог-литературовед по профессии. Наверное, была бы я настоящим музыкальным критиком, я бы тебе и музыкантов любимых назвать затруднилась.

- А посещаешь ли ты, Соня, музыкальные сайты?

- Один - посещаю. Угадай, какой?

- Я угадал, думаю. Но пусть это будет нашим маленьким секретом. Но за это скажи мне про свой любимый цвет.

- А на "Звуки" посмотри. Мой любимый цвет, мой любимый размер.

- Вот если бы ты ответила иначе, я бы спросил - почему не зеленый. Но спрошу теперь так - а почему зеленый?

- Потому что он оказывает тормозящее воздействие на психику, как объяснил бы тебе психолог Владимир Харченко. Только он не зеленый - он такой хитрый, небо пополам с травой.

Обсудить в форуме (Сообщений : 65)

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
"Рамблер" начал всеобщее голосование раньше срока - 29.11.01
На "живом" концерте "Звуков.ру" выступят журналисты газеты "Сегодня" - 25.04.01
Российскую звукозапись mp3 не напугают - 23.02.01
"Русский музыкальный портал" сменил имя, чтобы уйти от суда - 25.12.00
Zvuki.ru отстегивают первые денежки за MP3 - 31.10.00
Zvuki.ru распугали пиратов и начали создавать свой MP3-архив - 24.10.00
Страшные "Звуки" пугают пиратов - 17.10.00
Zvuki.ru подали в суд на "Русский музыкальный портал" - 04.10.00
Zvuki.ru покидают "Поле" - 04.09.00




ПРЕСС-РЕЛИЗЫ
Yellow NewsPillow
Возрождение легендарной NewsPillow

АИСТ
Стартует дилерская программа ASP-сервиса SiteManager для веб-студий

Caravan
Караван отменяет все регистрационные платежи на виртуальном хостинге и на размещение физических серверов (Colocation)

Экспресс-Интернет
Система управления сайтом для Веб-студий, а не для Владельцев сайтов. Экспресс-Интернет.

"Логика Бизнеса"
Мария Каменнова вошла в TOP-100 отечественной ИТ-индустрии

Copyright © 2000-2002 Нетоскоп
Информация о сайте

Hosted by uCoz