Нетоскоп/Профиль недели/05.07.2001 http://www.netoscope.ru/profile/2001/07/05/2693.html Настик Грызунова: "Сетью мы обязаны бородатым хиппи из Беркли" Наталья Хайтина nataly@netoscope.ru 5.07.2001 3 июля Настик Грызунова написала последний, 250 выпуск "Невода", обзорной рубрики "Русского журнала". Параллельно с "Неводом" Настик вела и продолжает вести интернет-темы в "Гранях.ру". До этого была колонка в "Вестях.ру", многочисленные публикации в других СМИ. Без преувеличения, Настик Грызунова - один из лучших журналистов в России, пишущих о Сети. |
||
- В статьях ты всегда подписываешься как Настик. Как ты вообще записана в
паспорте?
- Анастасия Борисовна Грызунова.
- Везде ли тебе удавалось подписываться именем Настик или какие-то
издания были против?
- В "
- В своих статьях ты уделяешь много внимания различным аспектам
законодательства, проблемам авторского права и т.п. Какие темы являются для
тебе любимыми? Очерти их круг.
- Авторское право, проблемы законодательства,
Это с одной стороны. С другой - как Интернет меняет мозг. Я понимаю, что
говорю, вероятно, банальные вещи, но все же - на самом деле, мы не знаем, с чем
столкнулись. Легко и приятно говорить о том, как это что-то использовать - и
это, наверное, тоже тема для дискуссий. Просто не очень интересно как-то. У
меня был некоторый опыт работы в экологических организациях, и чему-то я там,
видимо, научилась, как ни сопротивлялась. Есть прямой резон, прежде чем
использовать среду, попытаться что-то про нее научиться понимать. А если учесть,
что эта среда - система, основные компоненты которой - человеческие мозги, то
придется понимать, что происходит с человеческими мозгами, вписанными в эту
систему. Как минимум. Я туманно выражаюсь, поскольку я только getting there - как и все,
вероятно.
- В каких экологических организациях и акциях ты принимала участие?
- Я работала в
- Принимала ли ты участие в каких-либо акциях протеста в Интернете?
- Нет. Мне теперь не очень близок это жанр. Иногда происходит нечто, что выводит
меня из меня настолько, что мне хочется высказать что-нибудь виновнику
происходящего, но, как правило, я в эти моменты в таком бешенстве, что ничего
конструктивного сказать не могу, только материться, а это довольно беспомощно.
Участие в акциях протеста требует спокойствия и красноречия.
- Ты работала когда-нибудь в офлайновом издании?
- Я работала в "
- Чем отличается работа в онлайновых и офлайновых СМИ?
- Онлайн более гибок, конечно же. Технически: не стоит проблема жестких объемов текста, к
примеру. Идеологически: множественность возможных мест публикации. Кроме того, когда текст сдается
в сетевое издание, нет ощущения, что ты с ним расстался навсегда. То есть - не
знаю, как сказать - сохраняется некоторая связь с ним, что ли. Бумажный текст -
все равно что в камне выдолбленный, эдикты Ашоки такие. Если он плох, о нем
лучше забыть, потому что изменить его нельзя. Если он хорош, о нем тоже лучше
забыть, потому что он бесполезен. Большинство форматов в Сети предполагает
возможность как минимум развития темы - и, соответственно, исправления ошибок,
если это необходимо. За что, собственно, особенно любимы "
Разговоры о
большей оперативности сетевых СМИ не очень убедительны. Во всяком случае, когда
"
- Ты любишь работать в коллективе или удаленно? Что ты вообще думаешь об
утопических прожектах, согласно которым скоро вся работа станет дистанционной?
- Я четыре года с небольшим перерывом работаю удаленно. Подозреваю, что мои
работодатели не сильно довольны результатом. При этом, поскольку я отсутствую,
а технологии нам предоставляют массу возможностей для игры в прятки, построить
меня они не в состоянии. То есть они пытаются, и я честно пытаюсь себя
построить тоже - но это не всегда эффективно.
- За какую первую работу в Интернете ты получила деньги?
- "Журнал.ру" мне пытался что-то платить несколько последних месяцев работы там.
- В каких интернет-компаниях после "Журнала.ру" ты последовательно
работала?
- "Журнал.Ру" - какой-то фриланс - вебмастер конкурса
"Тенета-Ринет'98" - "
- О "Гранях". Какую нишу они занимают?
- Я полагаю, это издание для вменяемых людей, которые не в состоянии читать
"
- Кто читает "Грани"?
- Вменяемые люди, наверное. Для меня это всегда загадочный вопрос. Я никогда не
понимаю, кто читает то, что мы пишем.
- Издание финансируется Борисом Березовским. Как работается под олигархами?
- Я занимаюсь своим делом и пишу о том, что меня интересует. И очень благодарна
"Граням" за то, что у меня есть такая возможность.
- С какого года ты в Интернете?
- С 1993.
- Чем ты собиралась заниматься в жизни до Интернета?
- Этнографией еврейских общин. Я решила, что это не нужно понимать, а надо просто
запомнить, потому что объяснить это обстоятельство я не в состоянии. Кроме
того, я все равно до переквалификации не успела сделать в этой области ничего
полезного.
- Есть ли у тебя личные интернет-проекты, домашняя страница?
- У меня не хватает времени на личные проекты. Домашней страницы тоже нет. Мне
нечего сообщить о себе миру.
- Ты не пишешь в
- Нет. Он меня раздражает. Наблюдение нескольких десятков умных людей, которые
вдруг все одновременно начинают раздеваться, наводит меня на мысль о газовой
камере. Что-то в этом есть нездоровое. То есть, сама система, идея изящна и
прекрасна. Но участвовать - благодарю покорно. Я там вывешиваю заголовки
новостей за день - результаты мониторинга, который делаю для "Ленты.ру".
- Ты предпочитаешь писать о западной Сети. Почему? От любви к кабинетной работе
(не нужно общаться вживую, а только анализировать западные источники)? Или от
того, что считаешь русский интернет-рынок пока эфемерным?
- Во-первых, меня не интересует рынок - меня интересует Интернет. Во-вторых, я
понимаю, что происходящее сегодня на Западе повторится здесь года через
два-три. Никакой национальной специфики я в упор не вижу - только некоторое
запаздывание, вполне объяснимое. Принято считать, что для русской Сети игра в
бисер характерна больше, чем для западной. Что вполне вероятно. В таком случае,
"Буратинки", к примеру, - русский национальный проект.
Что-то такое есть в этом подходе и этом выделении себя из общей массы по
национальному признаку от соборности и народности все же. Мне никогда не
приходилось сталкиваться с самоосознанием Интернета в Великобритании как
"британского Интернета" или во Франции - как "французского" (при всем
параноидальном стремлении Франции защититься от вторжения иностранной
культуры). Уж не говоря о Соединенных Штатах. Французским антифашистам для
того, чтобы добиться исполнения их внутренних французских законов о запрете на
распространение нацистской символики, приходится подавать в суд на американцев.
Чтобы суд официально постановил, что французский юзер не имеет права видеть
американские аукционы. Осмысленность действий как антифашистов, так и судьи под
большим вопросом, но речь не об этом. Степень взаимопроникновения через вот
такие пробоины - отношение к нацизму, например - осознается ими настолько, что
они пытаются ограничить ее через суд. И судья пытается обязать сделать что-то
такое американскую корпорацию - со ссылками на французское законодательство,
естественно. Но снова не в этом дело - среда такова, что те, кому приходится
принимать решения, как бедному Гомезу, видимо, кажется, что все подотчетны всем
- обратная сторона исчезновения границ. Не говоря о том, что в Штатах, скажем,
непостижимо понятие "массачусеттский Интернет". То есть я не вижу аналогов ни
"русскому Интернету" - за исключением разве что Китая, - ни тем более
какому-нибудь "ростовскому Интернету". Чудовищная местечковость такая:
территориальная общность ощущается острее, чем полное отсутствие границ. Что у
людей в головах? Чувство такое, что если Уфе, скажем, отрубить доступ ко всем
ресурсам, кроме уфимских, она не осознает потери. Поскольку ее community у нее
все же останется.
Кроме того, происходящее на Западе прямо влияет на Сеть в России - хотя бы
потому, что она учится на западном опыте, а происходящее здесь на Запад не
влияет никаким образом. Как китайские законодательные изыски только и способны,
что потрясти китайских диссидентов и заставить слегка понервничать членов ВТО.
Это, вероятно, и есть западничество в крайнем его проявлении. Запад -
космическое пространство. А здесь - гетто.
- Никогда не было желания писать для западных изданий?
- Разные школы. Западный журналист, если он профи, должен жестко вписываться в
формат. Не уверена, что я это умею.
- Какие журналисты являются для тебя авторитетом?
- Журналисты, которые репортеры, обычно не впечатляют. Аналитики: Джон Дворак,
способный понять всех на свете Дэн Гиллмор, Тим О'Рейлли, Кен Олетта, Дэвид
Плотникофф бывает очень хорош и вменяем, неимоверно прекрасна практически вся
команда The Register. Смешно, да? Никого, кто писал бы по-русски.
- В каком издании ты хотела бы работать?
-
- Если бы тебе предложили сделать свое издание, что бы ты сделала?
- Журнал "Контркультура", наверное. То есть, конечно, не так, тем более что
"Контркультура" жива и прекрасна, но близко к тому.
- Смотришь ли ты телевизор? Как ты относишься к телевизору как к медиа?
- Я не смотрю телевизор. У меня его нет. И я его не люблю - он меня зомбирует. В
нем картинки мелькают и всегда кто-то бубнит. Я перед телевизором стремительно
тупею, как при игре в Minesweeper.
- Как тебе легче читается - с экрана или с бумаги?
- Сейчас с экрана, пожалуй. Но это в основном потому, что когда я с книгой, я
чувствую себя виноватой из-за того, что отлыниваю от работы. А перед монитором
сохраняется иллюзия того, что я делом занята.
- Интернет - сумасшедшая среда для работы и жизни. Дети вписываются в нее не
очень. Как изменилась твоя жизнь с появлением ребенка?
- С появлением ребенка Интернет для меня стал основным средством сообщения с
окружающей средой.
- Какими вырастут наши дети, родившиеся во время компьютеров и Интернета?
- Компьютеры тут не очень при чем, наверное. Железки и железки. Интернет -
меняет, да. На самом деле, я не знаю. Но, может быть, с Сетью у них не будет
ощущения, что они заперты. Что то, что они видят, они будут видеть всю жизнь,
без вариантов, без возможности что-либо изменить.
- Мне всегда страшно спрашивать интернетчиков, чем они занимаются кроме
Интернета. Потому как обычно ничем. Тем не менее - чем ты занимаешься кроме
Интернета?
- Я, кажется, тоже не удивлю разнообразием. У меня случаются какие-то спазмы,
когда я пытаюсь переводить что-то, но это происходит медленно и неправильно,
поскольку небесные власти, кажется, лично для меня отменили свободное время.
- Есть ли у тебя какие-то особые предпочтения в железках, в технике?
- Неа, никаких. Компьютер должен работать. У меня есть теоретическое
представление о том, что пора переходить на UNIX, наконец, но пока нет месяца
относительно свободного времени, чтобы к нему привыкнуть.
- Совсем недавно ты перестала писать "
- Я пока не знаю, кто будет автор. То есть я знаю, что происходят какие-то
переговоры и прочие жесты в этой связи, но вряд ли правильно о них сейчас
говорить. Единственное, в чем я совершенно уверена - что он будет хорош и
внятен.
С "Русским журналом" - не знаю. Как сложится. Я люблю "Неткультуру" - в смысле,
"но мне нравятся звери в твоем зоопарке", - но что-то подсказывает нам, что
этот зоопарк скоро превратится в оккупированную территорию. Зоопарк в
Манчжурии, короче.
"Невода" - не жалко. Я его пишу два с половиной года. Он, может быть, в
последнее время был функционален и кому-то полезен, но мне самой от него
никакого толку. Я на нем больше ничему не учусь. Поэтому скучно.
- Ты собираешься и дальше заниматься Интернетом?
- По всей вероятности. Тексты генерить.
Обсудить в форуме (Сообщений : 20)
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ |
Copyright © 2000-2002 Нетоскоп www.netoscope.ru |