Нетоскоп/Профиль недели/06.04.2001 http://www.netoscope.ru/profile/2001/04/06/1978.html Алексей Лебедев: "VRML - это танцующий медведь" Наталья Хайтина nataly@netoscope.ru 6.04.2001 Алексей Лебедев - младший брат Артемия Лебедева - живет и работает в Соединенных Штатах. Является одним из соучредителей компании Viewpoint, специализирующейся на трехмерных технологиях и являющейся ведущей в своей области. В свободное от работы время разрабатывает самоизменяющийся язык программирования. |
||
- Почему Америка, а не Россия или, к примеру, не Ирландия?
- Ну, это просто. Когда я был маленький, мои родители поехали в Америку преподавать. Мы жили с братом в штате Мэриленд в городке Таусон. Через год он уехал в Россию к друзьям жить один, а я с родителями в Принстон, Нью-Джерси. Так я здесь и остался. Теперь родители давно уже в Москве, а я стал, так сказать, американцем. Живу в Нью-Йорке.
- Если я правильно понимаю, ты - младше Артемия. Так? Сколько тебе сейчас лет?
- Двадцать четыре.
- Со скольки лет ты в Штатах?
- С 12, кажется. Полжизни. Я уже получил гражданство, и в последний раз (в августе) ездил в Россию по русской визе.
- Где учился?
- Формально я проучился 1 год в университете. Я даже школы не заканчивал. Весь этот 12-й американский класс я проработал в
Давай расскажу, как я стал этим заниматься. Я был таким гуманитарным мальчиком, пока не попал в Америку. В 57-й московской школе пошел по гуманитарной ветке. Но в Штатах русская литература никому не нужна. То есть я сам считаю, что она внутренне обогащает и все такое, но это в Америке не профессия. Что можно делать с этими знаниями? Говорить студентам "посмотрите, как красиво написано, давайте проанализируем"? Мне хотелось что-нибудь сделать, и я стал самостоятельно учить программирование и английский одновременно. Через год я продал своей школе обучательную программу и купил на эти деньги винчестер на 40 мегабайт. Я совсем не делового склада человек, не думайте, что я тут пропагандирую капитализм. Итак, затем я, привязанный, естественно, к родителям, переехал в Принстон. Там я познакомился с Мигдалом, который стал моим учителем и во многом меня сформировал (Александр Мигдал - директор по науке и вице-президент компании Viewpoint, доктор философии и физико-математических наук. До эмиграции в Америку работал руководителем лаборатории компьютерной физики при Академии наук СССР и старшим научным сотрудником в Институте Теоритической физики им. Ландау. - Ред.). Мы теперь одна семья, я женат на его дочери Ане уже 4 года.
- Пару слов о Мигдале.
- Он очень выдающийся человек. В Союзе он был физиком-теоретиком. У него была постоянная работа в принстонском университете. Когда мы с ним открыли компанию, он бросил унивеситет. Тут неудивительно, что и я бросил свое "высшее" образование. Высшее, кстати, преувеличение. Университет дает всего лишь выше среднего.
- То есть компания была основана тобой и Мигдалом? В каком году?
- Да. Фирму мы организовали в 1995-м. она называлась Real-Time Geometry.
- Чем занималась эта компания?
- Мы сделали прибор, который скользил лазером по объектам и воспроизводил их рельеф (трехмерную форму) и цвет в компьютере. Трехмерный сканер. Прибор был переносной (то есть не стационарный), он щепил лазерный луч на несколько, чтобы сканировать быстрее. Мы его лицензировали фирме
- Metastream вы делали уже в составе MetaTools?
- Да. Поэтому "мета". Но это делали все одни люди...
- Сколько человек составляло ядро команды?
- Мигдал, Миша Петров (он придумал сканер), Витя Пасхавер, Вадим Абаджев, я. Еще много народу помогало. Чтобы понять, что такое Metastream, я расскажу с чем мы столкнулись. Ну - получаем мы данные из нашего сканера. Это как картинки из обычного сканера, только вместо пикселей треугольники. И их очень много. Как если бы сканер выдавал картинки 5000 на 5000. Они медленно рисуются и занимают много места. А тогда никто не мог уменьшать размер трехмерных картинок. То есть "Image Size...", как в "Фотошопе", такого не было. Так что мы стали придумывать этот трехмерный Image Size. и придумали так. Создаем несколько картинок: 10 на 10, потом 20 на 20, 40 на 40 и так далее. И, грубо говоря, записываем в файл. Так что такой файл можно посылать по Интернету. Это как Progressive jpeg, только лучше. Если у вас монитор 640 на 480, то вы автоматически получате все картинки вплоть до 500 на 500, а 1000 на 1000 уже нет вам это не нужно, вы все равно не увидите разницы. Это называется "streaming" и "scalability". Нас потом
- Что именно?
- Вот эти вот "scalability" и "streaming". В DirectX Media 6, по-моему. После этого мы стали с фирмой
- Расскажи о своих впечатлениях от Microsoft. А то у нас его принято в основном поносить.
- Я ездил несколько раз работать в Microsoft. Это очень интересная фирма. Microsoft - это очень много маленьких компаний под одной крышей. Они все должны работать в одном направлении. То есть там свой маленький мир, налоги платятся только один раз, что делает его экономически эффективным. Но они все конкурируют друг с другом. А менеджерами туда нанимают умных людей. Это там серьезная профессия. Для людей Microsoft - это что-то единое и целое. Но это - как страна. Там 20 тысяч человек работает. Там есть политика, законы, преступники, монастыри, дума. Могу рассказать историю...
- Давай.
- Мы туда привезли новую версию нашей программы, и они стали вносить изменения в свою систему. Человек, которому это было поручено, был проглочен "Микрософтом" вместе со своей маленькой компанией, которая делала что-то для UNIX▓а. Но он так и продолжал жить в своем мире, так как он все еще был окружен друзьями и коллегами. Так вот. Этот человек распечатал старый список файлов, затем новый. Потом он прошелся с карандашом и пометил на бумажке, куда в старый список вставить новые файлы, чтобы все было по алфавиту. Потом он запустил такую программу "vi", которая была написана 30 лет назад. Там о мышке вообще неизвестно, чтобы двигать курсором, надо жать "h", "j", "k", "l" и так далее. То есть древняя забытая программа. И он ей пользовался, он на ней все делал. И никто ему не говорил ни слова. Но конечно он был один такой. А мораль в том, что в "Микрософте" не важно, красиво ты сделал или нет, там важно только, работает это к сроку или нет.
- Мы остановились на Metaflash.
- Metaflash. Его до сих пор продает Minolta. А мы стали делать третий сканер
- А под каким именем его продает Minolta?
- Называется Minolta Metaflash 3D1500, и там маленькими буквами "by Metacreations". Мы так тогда назывались. Кстати, все то, чем славились фирмы MetaTools и Fractal, которые в сумме дали
- MetaCreations это какие годы?
- MetaCreations = MetaTools + Fractal. Это 97-2000 годы.
- MetaTools - это ваша команда? Так?
- Тут все очень запутанно. Была Real-Time Geometry. Ее купила MetaTools. Затем MetaTools купила Fractal и Specular и переименовалась в MetaCreations. Затем все, кроме той части, что была Real-Time Geometry, отвяло, и то, что осталось, было названо MetaStream в апреле 2000-го. Тут надо отдать должное нашему президенту, которого зовут Боб Райс (Bob Rice). Он ушел в 95-м году из адвокатской фирмы Milbank Tweed в Real- Time Geometry.А потом MetaStream приобрел фирму Viewpoint Digital и сам переименовался в
- Вернемся к сканерам. Чем второй отличался от первого, и третий от второго?
- Metaflash, второй сканер, интересен тем, что его можно держать в руках. Это как обычной цифровой фотоаппарат, только со специальной вспышкой, и делает два кадра за раз. Он вместо лазера проецирует на объект цветные полоски. Потом картинки, в формате JPEG, перекачиваются в компьютер, и получается модель.
- Какие цветные полоски?
- Когда вы нажимаете кнопку спуска, делается два кадра. Первый - просто фотография. Потом перед вспышкой выскакивает подпружиненный слайд с цветными полосками, и во второй фотографии объект выходит полосатый. Сравнивая первый кадр со вторым наша программа понимает, где полоски, а по искривлению полосок можно понять рельеф объекта. Потом объект фотографируется со всех сторон, и
все эти рельефы "склеиваются" в одну трехмерную модель, опять-таки нашей программой. Потом мы решили делать автоматический сканер, чтобы не надо было ходить вокруг объекта и снимать его со всех сторон. Наш последний проект - это 3D Photo Studio. Вы ставите объект на вращающуюся тарелку, нажимаете кнопку и получаете модель. Этои новый сканер запрограммировали Ника Шелехова, Саша Рукоданов и Вадим Абаджев.
- Metastream 2 - это уже только программа? Или тоже программно-аппаратный комплекс?
- Да, это интернетная программа, при помощи которой люди смотрят трехмерные модели в браузере. А Metastream 3, который теперь называется VET (Viewpoint Experience Technology), - это уже американская команда написала. Мы тут, конечно, стараемся вместе работать, но у нас разные группы.
- С помощью этой программы делаете проекты только вы или и другие разработчики тоже?
- У нас много "партнеров", например,
- Трехмерность в Интернете, безусловно, будет развиваться. Имеет ли шанс ваша программа стать номером один для пользователей, желающих смотреть на трехмерные модели в браузерах? Кто ваши конкуренты?
- У нас реальных конкурентов нет.
- А VRML?
- VRML - это танцующий медведь. Всех поражает не то, как он танцует, а то, что он танцует вообще. Если вы играли в игры вроде Quake или Half-Life, вы не сможете даже смотреть на VRML. В этом бизнесе нельзя прожить, раздавая товар бесплатно. Что бы там не говорили, про то, как замечательно все получать бесплатно, самый лучший товар всегда стоит денег, и много.
- А как же бесплатные интернет-браузеры?
- А они не бесплатные на самом деле. Это как бесплатная улица за окном - из ваших
налогов платится зарплата дворнику, чтобы он ее подметал. Так же вы получаете Internet Explorer, купив Windows.
- Есть еще Netscape и Opera.
-
- Зато сцены на VRML занимают очень мало места. По этому параметру ваша технология конкурентноспособна?
-
- С объектами ясно. А трехмерные сцены вы делаете?
- В VRML▓е вы открываете "сцену", которая занимает все окно браузера. Вы погружаетесь в виртуальный мир. Вопрос: почему эта сцена важнее всяких двумерных картинок и текста? Вам дают навигационные режимы - ходить, летать, вращать, наклонять, двигать в плоскостях XY, XZ, YZ. Вам дают менять "view angle" камеры, все шесть степеней свободы. И эти степени свободы не дают вам сделать ни шагу, не провалившись через пол. Вот ответ на ваш вопрос. Сцены - это слишком сложно для пользователя.
- Кто ваши самые крупные и/или самые интересные заказчики?
-
- Как вы позиционируете свой продукт? Для чего он и для кого?
- Мы показываем в Интернете товар. Совмещая трехмерие с другими популярными технологиями вроде JPEG и Flash, и HTML. Наша цель в том, чтобы вам легче было оценить товар перед покупкой - повертеть его, поиграть с цветами и конфигурациями.
- Как ты прогнозируешь развитие трехмерных технологий в Интернете?
- Неизбежно, как цветной телевизор. Темпы роста? Неизвестно. Но можно сказать, что поперло. У нас уже недостаточно народу, чтобы делать все заказы, так что мы отдаем работу другим фирмам, которые при помощи 3D photo studio и 3D studio Max делают модели.
- Каково нынешнее состояние вашей компании в связи с повсеместным кризисом высокотехнологичных компаний? Планируете ли вы выход на IPO?
- Мы уже на рынке.
- Когда технологии Viewpoint можно будет обнаружить на каком-либо российском сайте?
- Не знаю. Со временем, надеюсь.
- Какие у тебя отношения с братом? Вы конкурируете между собой? Следишь
ли ты за тем, что делает Артемий? Как ты оцениваешь его деятельность в российском Интернете?
- Под конкуренцией вы имеете в виду соперничество братьев? Мы нашли себе в наших областях более серьезных конкурентов! Мы скорее сотрудничаем. Я иногда консультирую его в вопросах программирования. Прислушиваюсь к его мнению по дизайну. Насчет его деятельности - Тема оказал огромное влияние на русский Интернет. Примерами своих сайтов он несомненно поднял стандарт дизайна. Он пытается заставить дизайнеров думать.
- Интересует ли тебя личная известность?
- Меня больше интересует репутация, чем известность. Репутация - это оценка доверия. Если известно, что ты не воруешь, тебе скорее доверят деньги. Известность же плодит ожидание. Когда встречаешь знаменитость, ждешь чего-то такого - сам не знаешь чего. Поэтому известность меня не интересует.
- Как относится
- Я думаю, что она только рада. Кто бы ее иначе научил пользоваться ICQ?
- Чего бы тебе хотелось еще добиться в жизни?
- Хотелось бы поучаствовать в развитии искусственного интелекта, сделать вклад. Мне кажется, что очень важно научиться писать программы, которые меняют не только картинки или текст, а в том числе себя. Такая автоматизация позволит программам эволюционировать, улучшаться со временем. Я думаю, что ограничения человеческого ума не позволяют ему запрограммировать искусственный интелект напрямую. Но можно запрограммировать правила, по которым через некоторое время этот интеллект возникнет. Поэтому в свободное от работы время я разрабатываю самоизменяющийся язык программирования
- В свои 24 года ты очень много сделал. На что тебя хватает кроме
работы? Чем ты занимаешься в свободное от трехмерия время?
- Я активно занимаюсь борьбой Brazilian Jiu-Jitsu. Делаю свой язык программирования и хожу на лекции в Нью-Йоркский университет, чтобы освоить компилирование и прочее. Иногда ввинчиваю лампочки в театре, где сейчас выступает моя жена Аня. На каникулах мы с ней ныряем с аквалангами и ездим с горок на лыжах.
- Может, сделаешь для нас свое трехмерное изображение? :)
- Для этого мне нужно будет час сидеть неподвижно на вращающейся тарелке. :)
Обсудить в форуме (Сообщений : 2)
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ |
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ |
Copyright © 2000-2002 Нетоскоп www.netoscope.ru |