Сегодня в разделе «Профиль недели» не лицо, не персона, а целая студия. «Студия Артемия Лебедева», которая отмечает 3 октября 2000 года пятилетний юбилей.
«Студия Артемия Лебедева» - первая студия веб-дизайна в России. Основали ее три человека - Артемий Лебедев, Денис Шохин и Константин Моршнев. Все учредители до сих пор активно работают в своем предприятии. Арт-директором, управляющим и самым главным программистом. Константин Моршнев, правда, сейчас в Штатах - повышает квалификацию.
«Студия Артемия Лебедева» не только первая, она же - самая известная, занимающая первое место в разделе «Дизайн» рейтинга Rambler's Top100, имеющая один из самых узнаваемых брэндов в Рунете, диктующая моду в веб-дизайне и прочая, прочая, прочая. С другой стороны, она является излюбленным объектом придирок, насмешек и ругательств всех дизайнеров и недизайнеров страны. Про Лебедева постоянно говорят, что он отжил свое, перестал делать красивые вещи, не делал их никогда, не умеет рисовать, гонит туфту на заказ, обдирает заказчиков, делает все не в срок и является плохим менеджером. В целом, нормальный результат для людей, которые 5 лет что-то делали. И старались делать хорошо.
В теперь уже многолюдной студии царит диктат. Диктат Лебедева, за которым всегда остается последнее слово во всем, что касается дизайна, структуры, идеологии и грамматики. И диктат Шохина, который распоряжается рабочим и нерабочим временем всех сотрудников.
В «Студии» стильно и уютно. Таблички и плакаты преимущественно советских времен - давняя лебедевская привязанность. В кабинете самого Лебедева - небольшая библиотека, кальян и надувная мягкая мебель. На большом зеркале в коридоре - предупредительная надпись «Ты сегодня выглядишь ужасно», а если вам приспичит в туалет, то будьте осторожны: «М» - это «мадамский», а «Ж» - «жентльменский». Гостей студии, которые приходят сюда впервые, принято снимать на Polaroid, а снимки развешивать на специальной стеночке. Лучше всего приходить в студию к обеду, плавно переходящему в ужин. Готовят тут отменно, и совсем по-домашнему. Все условия для настоящих трудоголиков, которые согласно «Основному закону» студии имеют право на еду и добавку, а также сон в студии, для чего существует специализированный диванчик, и я подозреваю, не один. Также работники имеют право на 16-часовой рабочий день, шестидневную рабочую неделю и право оставаться работать ночью. За это «студия вправе требовать от каждого сотрудника профессионализма всегда, везде и во всем».
За 5 лет студия разрослась, из нее выделилось несколько самостоятельных направлений. И было принято решение наконец-то назвать все это холдингом. Так возникла Art.Lebedev Group. Кроме «Студии Артемия Лебедева» в холдинг вошли еще 3 студии - TeleType, iman и Artografika, а также компания RotaBanner. Планируется, что «Студия Артемия Лебедева» будет заниматься теперь только штучными проектами. Не больше 10 сайтов в год. Артемию Лебедеву хочется, чтобы появление каждого сайта становилось событием. И на сайт ходили бы, как на долгожданную кинокартину известного режиссера. Все остальное будут делать другие подразделения. TeleType, например, работает по схеме аутсорсинга. Компания расположена в Москве. А вот исполнители - в регионах. Под каждый проект подбирается специальная команда из банка данных TeleType. Специалисты покупаются на непродолжительное время. Так как клиенты московские, а рабочая сила - из регионов, и платят ей почасовку, проекты получаются не слишком дорогие. Но на работах TeleType фирменный лебедевский штрих-код ставиться не будет. Лейбл будут беречь для эксклюзивных работ.
В iman выделились художники, специализирующиеся на рисовании больших картинок полиграфического качества. Идеолог и арт-директор iman - Алексей Соловьев. Его творческое наследие хранится здесь.
Artografika родилась почти тогда же, когда и «Студия Лебедева». Компания специализируется на неинтернетовском дизайне. Логотипы, фирменный стиль и пр. RotaBanner изготавливает все для кручения баннеров, как внешнего, так и внутреннего. Во всех компаниях холдинга сейчас работает примерно 60 человек. До конца года руководство холдинга планирует увеличить это количество до 100.
История про мозги
В преддверии пятилетнего юбилея на первой странице сайта Design.ru появилась картинка с мозгами в баночке. Что эти мозги символизируют, в общем, почти понятно. А вот чего стоил этот не самый затейливый креатив фотографам, которые эти мозги фотографировали, - мало кто знает. Итак - душераздирающая юбилейная история.
Готовые картинки с мозгами, безусловно, не удовлетворяли настоящих профессионалов, мастеров своего дела. Мозги попытались найти в столице, но местные музеи свои экспонаты для странных креативщиков давать не хотели. Неожиданно отдать один из экспонатов в студию согласился Музей естествознания города Харькова (в Харькове расположен один из лебедевских филиалов). Ничтоже сумняшеся фотографы Лена Карин и Олег Шишков поехали на Украину за мозгами. Однако оказалось, что экспонат, им предназначенный, - это порезанные мозги. А хотелось цельных, нетронутых. Выход из положения нашел старший научный сотрудник Музея естествознания, таксидермист (не от слова "такси", таксидермист - это чучельник) Владимир Павлович Криволапов, проникнувшийся состраданием к жертвам творческого подхода. Он отвел фотографов на кафедру анатомии Харьковского медицинского университета, где заведующий кафедрой, академик Виктор Михайлович Лупырь сказал, что достать мозги - не проблема. Он позвонил в анатомичку и сказал примерно следующее: «Миша, тут дизайнеры пришли. Им мозги нужны человеческие, только мытые. Сделай, пожалуйста». Первый же его вопрос к нашим героям был по существу: «Вы кулечек приготовили?» Дальше он уже сообщал, что там в анатомичке много мозгов в бочке, что можно отобрать, какие понравятся, и взять несколько. В этом месте москвичи уже почти сникли, поняв, во что они влипли. Пришлось таксидермисту Владимиру Павловичу стать их ангелом-хранителем и ассистентом, так как к отбору мозгов из бочки и к их дальнейшей обработке фотографы внутренне готовы не были.
Поскольку мозги дизайнерам достались не музейные, на повестке дня обозначилась еще одна проблема - достать баночку для мозгов. Это оказалось сделать сложнее, чем найти сами мозги. Через 3 дня, когда баночка счастливо воссоединилась со своим содержимым, приступили к съемкам. За столь долгое время с мозгами посланники Лебедева уже почти освоились. Во всяком случае, поворачивать их в баночке для лучшего ракурса могли без содрогания. Стали отпускать и уместные к такому случаю шуточки про утечку мозгов из самостийной. Нет, нет, мозги в столицу не повезли - вернули в родную бочку. Ну, а результат - налицо. Вернее, лица-то там и нет. А мозги получились красивые.
Юбилей - дело хлопотное. В идеале именинник должен сидеть и ждать поздравлений и подарков. Но пятилетнюю привычку к работе за короткое время не обуздаешь. Сегодня, 3 октября, работники студии направили себе коллективное поздравление. А специально для агентства «Нетоскоп» самые известные лица «Студии Артемия Лебедева» дали небольшие праздничные интервью.
Артемий Лебедев - арт-директор
- Пять лет - это много или мало?
- Пять лет - это половина жизни всего русского Интернета, начиная с первых дней его зачатия. Так что это, по-моему, много.
- Как соотносятся работа с заказчиками и искусство?
- Заказчики и искусство соотносятся прекрасно, поскольку я вообще не признаю некоммерческого искусства. Я - коммерческий дизайнер, и признаю только то, что сделано для продажи, а значит - для людей. Потому что не продается то, что сделано не для людей. Это мое кредо, я его никогда не менял. И даже то, что я называю некоммерческими проектами, привлекает, на самом деле, огромную аудиторию. Значит, это коммерческое искусство, просто оно оформлено без рекламы.
- Какие бывают заказчики?
- У нас заказчики бывают только профессиональные и хорошие, потому что мы не работаем с другими. Человек, который приходит и спрашивает, что такое баннер, сколько вы возьмете с меня долларов или рублей за килобайт и есть ли у вас прайс-лист - это человек, с которым мы никогда не работаем. Мы не тратим времени на его обучение, мы ждем, пока он сам научится и придет к нам уже с пониманием того, что ему нужно.
- Ваши любимые заказчики?
- Первый любимый заказчик - "Мобил ТелеКом", который дал полную свободу самовыражения, разумеется, в наших рамках понимания того, что такое коммерческий дизайн. В результате дизайн "Мобил ТелеКом" - самый часто воруемый дизайн в мире из российских. Я не знаю всех примеров, но в "Галерее клонирования" лежит порядка 10 примеров, как российских, так и зарубежных. Я думаю, что дизайн "Микрософта" крадут чаще по причине большей аудитории, но для сайта пейджинговой компании и вообще для отрасли, которая через несколько лет перестанет существовать, это большая популярность. И большая популярность именно этого дизайна, который уже даже с моей точки зрения устарел, потому что я перешел сейчас на другие представления о том, что такое дизайн.
- Сколько адресов сменила "Студия Артемия Лебедева"?
- В 97 году мы поменяли 3 адреса. Всего 4 раза переезжали, не считая моей собственной гостиной, в которой все начиналось.
- Как все начиналось?
- У меня всегда стоял дома компьютер, еще до того, как я узнал о существовании Интернета. До него я пользовался BBS. У меня был большой опыт - я участвовал в создании первой в России макинтошной BBS. Со многими людьми я познакомился еще там. На этой BBS мы встретились, кстати, с моим партнером по компании Денисом Шохиным. Появление Интернета привело к логическому развитию этой деятельности. Потому что если в то время к BBS могли одновременно подключиться два человека и друг с другом теоретически пообщаться, то Интернет давал возможность общаться с неограниченным количеством людей. И то, что я делал, я мог показывать с тех пор не только подписчикам конкретной BBS, а всем людям, которых я мог соблазнить зайти на свою страницу. Аудитория - это то, чего мне не хватало, все остальное я знал до Интернета.
- "Студия Артемия Лебедева" прочно ассоциируется с тобой и твоей фамилией. Что такое "Студия Артемия Лебедева" кроме самого Лебедева?
- На самом деле, концепция, которую знают все люди, с которыми я работаю, и которую очень плохо поддерживают люди со стороны, заключается в том, что это не студия меня, или моего дизайна, или моих амбиций. Это студия самых лучших профессионалов. Именно поэтому здесь работают кроме меня еще четыре дизайнера, каждый из которых гораздо сильнее и лучше, чем я. Другие области менее интересны широкой публике, но такие же профессионалы у нас в области менеджмента, в области рекламы, в области программирования. И вообще, людей, которые хоть в чем-то мне уступают, я на работу не беру. Если человек глупее, или менее профессионален, или знает меньше, чем я, в своей области, то он мне не нужен. Потому что у меня нет задачи создавать компанию, чтобы самоутверждаться, у меня есть задача, чтобы компания самоутверждалась.
- Что бы ты хотел пожелать студии?
- Студии я хотел бы пожелать пережить меня на много лет.
- В каком смысле?
- В том смысле, что я, в общем, готов к тому факту, что студия захочет меня уволить, или сделать формальным отцом-основателем, отправить меня на пенсию. Я буду счастлив.
Николай Данилов (Норвежский Лесной) - руководитель пресс-службы
- Широкая публика уже давно не знает, почему тебя зовут Норвежский Лесной. Повторишь для широкой публики?
- Норвежский Лесной - это такая порода кошек. Типа русской голубой. У меня давным-давно была одна знакомая кошатница. В доме всегда прыгало полдюжины кошек. Так вот - я как-то появился на пороге с букетиком фиалок, а она обернулась и говорит: "О! Прямо норвежский лесной".
- Лебедев недавно пытался взять на работу нескольких топ-менеджеров. Даже машины пообещал. В числе предложений была вакансия PR-менеджера. Однако, насколько я понимаю, PR-менеджером в итоге сделали тебя?
- Норвежский Лесной как был "текстовым редактором" (у меня так должность на визитке указана) в "Студии Лебедева", так и остался. Сижу, редактирую сайты, придумываю всякие замечательные штуки, копирайтерствую по чуть-чуть. А Николай Данилов стал руководителем пресс-службы холдинга Art. Lebedev Group.
- А Николаю Данилову машину дали?
- Про машины. Во-первых, я их не люблю. И вообще - пусть хотя бы одним идиотом на дороге будет меньше. А вторая серьезная причина - мой дом находится через дорогу от студии. На расстоянии одной сигареты.
- Давно ты знаешь Лебедева?
- С Лебедевым лично я познакомился за час до того, как увидел его сайт - www.tema.ru. Это было в редакции Журнала.ру. Тема, кажется, тогда как раз зашел и принес сделанный им для журнала логотип. Потом он меня пригласил в бумажный журнал "Интернет". Потом у меня как-то ночью закончились сигареты, а он сидел в аське (студия тогда находилась рядом с Моссоветом, то есть еще ближе к моему дому). В общем, пришел стрельнуть пачку синего "Житана". В результате мы с ним начали рисовать картинки - они живут на ввв.тема.ру/работы. Сегодня, кстати, нарисовали еще несколько штук - скоро выложим. То есть познакомились мы года 4 назад, кажется...
- А какой был Лебедев молодой?
- Волосатый. Даже, пожалуй, немного патлатый. Яркий, образованный, начитанный. И всегда - очень уважительный к собеседникам. Кстати, есть одна очень интересная штука. Дело в том, что живой (то есть традиционный, конвенциональный) Носик в тысячу раз интереснее Носика, знакомого читателю по своим статьям. То же и с Темой. Вообще, в Сети самое вкусное и интересное - люди.
- Почему ты ушел от Носика к Лебедеву? Или почему Лебедев забрал тебя у Носика?
- Почему Лебедев забрал - это к Лебедеву. Этого я не знаю. Наверное, я умный, талантливый и пишу хорошо. От Носика уходить тоже не хотелось. Но ночной режим работы (а я тогда полгода выполнял функции ночного выпускающего редактора Ленты.ру) - это довольно сложно физически. Но я Носика продолжаю любить. Когда чего-нибудь взрывается на Тверской, я тут же выбегаю на улицу с сотовым и даю репортаж с места событий в "Ленту".
Рома Воронежский - дизайнер-миниатюрист
- Расскажи, как и почему ты ушел от Чубайса к Лебедеву.
- Семь с половиной лет я был чиновником. У меня была масса свободного времени.
Зарплата была немаленькая (как мне тогда казалось). Работа была стабильная,
стабильней некуда. (РАО ЕЭС - последнее, что умрет в нашей стране.) Я даже
был холост. Дважды за семь лет. Моя должность называлась "специалист первой
категории". (Не хватало слова "диетический".) После прихода Чубайса мне
предложили стать Единственным Великим и Ужасным Веб-мастером всея ЕЭС. Я уже
внутренне к этому готовился, как вдруг...
Дело было вечером. Я валялся на диване, Ирка сидела в своей комнате и
стучала по клавиатуре. Не знаю, что меня дернуло в тот момент подойти к своему
компьютеру и почитать почту. Конечно, рано или поздно я бы это сделал, но почему надо
было вставать с дивана и плестись к столу именно в этот момент - остается
загадкой.
Так вот, сел я и стал изучать прибывшую корреспонденцию. Письмо от лорда
Мерроу, доклад сэра Чарльза Харди, меморандум из Белграда, сведения о
русско-германских хлебных пошлинах, письмо из Мадрида, донесение от лорда Флауэрса... Боже мой! Что это?
From: "Artemy Lebedev" tema@tema.ru
To:
Subject: про старушек
Date: Sat, 27 Feb 1999 19:25:10 +0400
Ром, привет.
Слушай, мне пришла в голову не совсем нормальная идея. Ты не хочешь работать
в
моей студии? Энергии у нас не меньше, чем в РАО, а денег больше :-)
Работа с графикой, в основном.
Что думаешь?
Art. Lebedev
tema@tema.ru
http://www.samiznaetekto.ru
Я сходил к Ирке (не возражаешь? не возражаю), вернулся, ответил, встретился
С Лебедевым и Шохиным и произнес многозначительную фразу (как сейчас помню): "Не могу назвать ни одной причины, по которой я должен был бы отказаться".
Лебедев с Шохиным ударили по рукам и засмеялись тем смехом, который
обыкновенно
принято называть "дьявольским".
Собственно, это все.
- Какую иконку ты мечтаешь нарисовать? И вообще - почему ты стал дизайнером-миниатюристом?
- Я мечтаю нарисовать такую иконку, чтобы люди, глядя на нее, плакали,
смеялись, плясали, пели и водили хороводы вокруг нее.
Дизайнером-миниатюристом меня назвал Лебедев. Наверное, он рассуждал так:
Если человек умеет рисовать по пикселам, то он - миниатюрист. А может, Тема и
другое что имел в виду. Может, он пошутил.
А я на самом деле никаким миниатюристом становиться и не собирался. Просто
иконки у меня хорошо получаются. Надеюсь, не только иконки.
- Что в заказчиках тебе нравится больше всего?
- Ум. Скромность. Глаза. Иногда ноги. Фраза "Мне вот эта картинка не нравится, но дизайнер ты, а не я, поэтому я со спокойной душой полагаюсь на твой вкус, в конце концов, я плачу тебе за это деньги".
- Твой любимый цвет?
- А мне, представь, нравится не какой-нибудь отдельный цвет, а сам факт существования цветов. Здорово, что цвета есть. И разные такие. Отлично!