27 декабря 2001 года с небольшим опозданием были официально объявлены победители конкурса "Русский Пресс-релиз 2001", проведенного в течении последнего месяца редакцией журнала .
Формула конкурса была стандартной для случая литературных премий: формировался лонг-лист из работ, удовлетворявших объявленным формальным условиям, затем из него отбирался шорт-лист, а из его участников и определялись победители - путем голосованием за пятерку лидеров по мнению каждого из судей.
Единственным отличием от традиционной процедуры было обязательное самовыдвижение работ. В частности, организаторам не удалось получить согласие на участие в конкурсе его , в котором он заявлял об отказе от своей доли владения в нескольких сетевых СМИ.
Конкурс судили 20 заранее представленных экспертов. Для работы жюри был создан подписной лист рассылки. Можно отметить, что на этапе подачи работ члены жюри без энтузиазма отнеслись к идее заранее обсудить критерии оценки работ. Зато при обсуждении конкретных пресс-релизов разгорелись дискуссии на тему таких критериев, не уступающие обсуждениям номинантов сетевых литературных конкурсов.
Одним из спорных моментов конкурса стал, в частности, курьезно-скандальный пресс-релиз Михаила Армалинского "Тайные записки" А.С.Пушкина". Как раз благодаря этому тексту многолетняя борьба Михаила Армалинского (Пельцмана), выдающего свою повесть за дневники Пушкина, увенчалась некоторым успехом. Его пресс-релиз прошел через ИТАР-ТАСС, и со ссылкой на это агентство распространился по ряду СМИ, включая и сетевые (например, ""). Правила конкурса запрещали описывать несуществующее событие. Однако Армалинский в своей конкурсной работе анонсировал презентацию книги - событие реальное. Сама книга - также реальна. А лишь автор ее - "нереальный".
Кроме всего прочего, Михаил Армалинский еще в середине девяностых годов получил прозвание "спаммера всея Руси", что могло прибавить субъективности при голосовании и подвигло одного из членов жюри Сергея Аксенова () к несерьезному высказыванию о том, что "надо вручить Армелинскому приз "Мумия возвращается".
Согласно словарному определению, пресс-релиз - это "официальное заявление для прессы" (Словарь иностранных слов). И наиболее очевидная позиция состоит в том, что оценивать нужно прежде всего способность пресс-релиза попасть в максимальное количество СМИ с минимальными сокращениями. Однако в ходе конкурса принималось во внимание множество факторов - от наличия орфографических ошибок или стилевых замечаний до значимости информационного повода и агрессивности работы в целом.
Как всегда, одним из наиболее последовательных и внятных судий оказался Александр Малюков, имеющий большой опыт модерации , проводимых под эгидой ЕЖЕ-движения. К примеру, про текст он отметил: "Перечитав текст дважды я обнаружил его стилистическую целостность... Пиар построен четко, информация подана в должном объеме. Из такого пресс-релиза не сложно сделать анонс, нарезать баннерных слоганов, вынести несколько призывных предложений в заголовок новостной ленты".
Тем не менее, все судьи несомненно использовали свои собственные, зачастую субъективные критерии оценки, и в результате победил пресс-релиз, который силен по всем своим показателям.
Одна из призовых работ будет опубликована в бумажном журнале "". Главный редактор этого журнала Александр Ефремов склонен предполагать, что им как раз окажется занявший второй место эротический , руководителя пресс-службы "", "Ольга Мартынова прикоснулась к Рамблеру". Ну а победителем конкурса стало "Роман в письмах". И только третье место занял деловой пресс-релиз Татьяны Скиба .
Кроме обычных материальных призов, типа PDA Palm Pilot за первое место от Clickz.ru или сканнера от фирмы Sema.ru за второе место, были вручены несколько тематических профессональных призов, в частности, "Сертификат на размещение рекламы в рассылках Сабскрайб.ру" - от , один год бесплатного хостинга от интернет-провайдера "" и подборка из пяти книг от интернет-магазина : учебники "Торговая марка: как создать имя, которое принесет миллионы", "Бизнес-сленг для новых русских", "Международный маркетинг", "Основы маркетинга" и воспоминания лучшего отечественного поэта-песенника Михаила Танича "Играла музыка в саду".
Можно также отметить, что, памятуя о печальном опыте некоторых сетевых конкурсов, сотрудникам компаний участников жюри было запрещено участвовать в конкурсе как под собственным именем, так и под псевдонимами.
Организатор конкурса, главный редактор Clikz.ru Игорь Ворошилов дал короткое интервью "Нетоскопу".
- Почему так мало рекламировался конкурс?
- На самом деле, не так уж и мало. Было откручено 2 миллиона показов в нескольких баннерных сетях. Прошли публикации в нескольких СМИ. Была реклама в специализированных рассылках Сабскрайб.ру.
Первоначально он планировался как локальный конкурс между проектами, с которыми Clickz.ru находится в деловых отношениях. Кроме того, оргкомитет располагал лишь экспериментальной идеей, которую мы хотели опробовать. Вот она и опробована, на мой взгляд, вполне успешно. Первый блин оказался не комом.
- Хочется ли повторить этот конкурс в будущем году?
- Обязательно повторим. Естественно, будут учтены и исправлены ошибки конкурса "РПР-2001". Будет расширен состав жюри - прежде всего, в сторону увеличения числа судей - профессионалов-журналистов офлайновой прессы. Ну и реклама мероприятия будет масштабнее.