Во вторник интернет-магазин Amazon.com опубликовал финансовый отчет, согласно которому впервые за шесть лет своего существования предприятие получило чистую квартальную прибыль.
Согласно отчету, чистая прибыль магазина из расчета по GAAP составила в четвертом квартале прошлого года пять миллионов долларов. В четвертом квартале 2000 года Amazon потерпел убытки на сумму в 545 миллионов долларов.
Amazon.com является самым известным предприятием в области электронной коммерции. В течение шести с лишним лет акционеры магазина живут лишь надеждами на будущие прибыли. Общая сумма капитализации магазина составляет 4,6 миллиарда долларов, в свое время, правда, капитализация компании составляла все 20 миллиардов долларов. Только за 2000-й год компания потеряла 80 процентов своей рыночной стоимости. За все время существования убытки магазина составили 2,8 миллиарда.
На фоне таких вложений и таких убытков чистая прибыль в размере пяти миллионов выглядит смехотворно. Тем не менее, инвесторы очень обрадовались: акции Amаzon, неуклонно снижавшиеся в последнее время, выросли сразу на 24 процента, достигнув цены в 12,6 доллара.
Самое же главное в этом отчете то, что прибыль хоть и маленькая, но заранее обещанная в начале прошлого года глава и основатель компании Джеф Безос пообещал, что к концу года Amazon станет прибыльным.
Правда, есть одно "но". Столь хорошими финансовыми показателями, как полагают аналитики, Amazon обязан, прежде всего, девальвации евро. Еще одним фактором успеха стала гибкая система скидок, выработанная магазином и позволившая серьезно увеличить объем продаж. Другим фактором увеличения продаж стала бесплатная доставка заказов общей стоимостью более 99 долларов.
Как выразился в интервью CNet по этому поводу сам Джеф Безос, существует "два вида торговцев - одни усердно работают над тем, чтобы сделать цены выше, другие усердно трудятся над тем, чтобы сделать их ниже". И тот, и другой путь, по словам Безоса, может принести прибыль, но Amazon выбрал вторую модель развития.
Все это и привело к доходам, значительно превысившим те, которые предрекали аналитики, полагавшие, что отчет по прибылям Amazon.com выдаст на основе так называемых фомальных показателей, то есть без учета текущих расходов компании, включающих расходы на приобретения и платежи по долгам.
Чистая формальная прибыль компании в четвертом квартале 2001 года составила 35 миллионов долларов, за тот же период прошлого года компания понесла формальные убытки на сумму в 90 миллионов долларов.
Продажи магазина выросли в 2001 году на 13 процентов и составили 3,12 миллиарда долларов.
Особенно сильно улучшили свои показатели заграничные отделения компании в Германии, Великобритании, Франции и Японии там рост продаж составил 81 процент, по сравнению с прошлым годом.
Таким образом, стратегия компании на медленное и постепенное приближение к заветной цели, путем постоянного расширения объема продаж и услуг, начинает приносить свои плоды.