Во вторник Universal Music Group выпустила в продажу первый в США музыкальный компакт-диск с защитой от копирования. Им стал саундтрек "More Music" из фильма "Fast & Furious".
Вся защита состоит в том, что CD предназначен только для бытовых плееров и не проигрывается на компьютере. Предполагается, что широкие массы любителей музыки не смогут так запросто делать копии на другие носители и распространять их через сети обмена файлами.
Профессиональных пиратов это, конечно, не остановит, но чтобы организовать копирование защищенных дисков в домашних условиях, придется немного понапрягаться в техническом плане. Для западных пользователей это непривычно. Они предпочитают протестовать, писать письма и устраивать демарши.
Universal Music принадлежит французской медиа-корпорации Vivendi Universal, которая грозилась начать выпуск защищенных дисков еще в октябре. Сейчас Universal Music стала третьей крупной музыкальной компанией, решившей таким рискованным способом побороться за соблюдение авторских прав.
На противоположной стороне баррикад оказались и вполне законопослушные граждане (пусть даже их мало), которые и не собирались ничего копировать и распространять. Им лишь хотелось без проблем воспроизводить купленные диски на любых устройствах, будь то компьютер или плеер. Ну а те, кто не против и покопировать, считают, что имеют право в личных целях использовать законно приобретенные музыкальные альбомы по собственному усмотрению.
Первой на эксперименты на людях решилась Sony Music. В июле в Чехии и Словакии она продала несколько тысяч CD, защищенных от копирования системой "Кактус" израильской компании Midbar Tech. Пиратские копии с таких дисков могли даже приводить к порче акустического оборудования. В сентябре Sony внедрила новую защиту key2audio в один из последних альбомов Майкла Джексона.
В том же месяце немецкий медиа-концерн Bertelsman приобрел у Midbar Tech лицензию на "Кактус", и в ноябре внедрил ее в Англии в альбом британской поп-звезды Натали Имбрульи "Остров белых лилий" ("White Lillies Island"). Правда, принадлежащая Bertelsman музыкальная компания BMG забыла проставить на дисках предупреждения о защите. В таком случае законы о защите прав потребителей считают продукты с недекларированными ограничениями просто запорченными.
Кроме того, небольшой процент дисков отказались читать некоторые модели и бытовых плееров. Жалобы и возврат дисков в магазины вынудили BMG отозвать выпущенную партию, а те, что продали, обменять на незащищенные.
Vivendi не конкретизировала название и технические детали своей защиты. Известно только, что она делает пиратские копии запорченными. "Кактус" действует так же.