Крупнейший интернет-провайдер AOL объявил во вторник о своем присоединении к проекту единой идентификации пользователей Liberty Alliance. Проект продвигается корпорацией Sun как альтернатива аналогичной системе Microsoft Passport и уже привлек убедительное количество крупных участников.
В сентябре Microsoft предложила всем компаниям присоединиться к развиваемой ею системе идентификации Passport. Предполагается, что пользователь сможет обращаться к сервисам компаний-участников системы, используя единые идентификационные данные. Microsoft считает, что получившаяся глобальная система идентификации будет иметь вид так называемой "надежной сети" (trusted network), подобной банковским ATM-сетям.
Инициатива Microsoft вызвала у компаний живой энтузиазм, но совсем не в том направлении, в котором ей бы хотелось. В течение нескольких дней конкурент Microsoft, корпорация Sun, успела договориться с множеством компаний об участии в альтернативной системе, и спустя всего неделю после предложений Microsoft объявила об открытии проекта Liberty Alliance. К проекту сразу присоединились 33 крупные компании, среди которых American Airlines, Apache Software Foundation, Bank of America, Cisco Systems, eBay, General Motors, Nokia, NTT DoCoMo, RealNetworks, RSA Security, VeriSign, Vodafone и другие.
Ошарашенная таким напором, Microsoft поначалу тоже чуть было не примкнула к столь внезапно возникшей, но внушительной группе, возглавляемой заклятым конкурентом. Однако опомнилась и вступила в схватку, назвав идеи Sun "сумасшествием". Одним из главных критических аргументов Microsoft как раз и было то обстоятельство, что к Liberty Alliance не торопится присоединиться AOL.
Однако крупнейший провайдер Америки обманул всех. Присоединяться он не торопился, а чтобы не отстать от жизни, стал разрабатывать собственную систему единой идентификации, которую назвал "Волшебный ковер" (Magic Carpet). И вот после двух месяцев раздумий и экспериментов компания решила пойти за Sun. На этот раз решение AOL никого не удивило, поскольку стремление Microsoft объять собой все рынки привело к всеобщей нелюбви к этому гиганту.
Официально основным аргументом своего выбора AOL назвала децентрализованную концепцию Liberty Alliance, которая позволит корпорации параллельно продолжать развитие собственного "Волшебного ковра".
Централизация является самым существенным различием в подходах к организации систем идентификации Passport и Liberty Alliance. Вопрос состоит в том, где хранить все данные на пользователей. Концепция Sun предусматривает наличие собственной базы у каждой компании-участника. Microsoft же хочет, чтобы все хранилось только в базе Passport.
Понятно, что при таком раскладе желание AOL сохранить свой собственный "коврик" не сочетается с механизмом Passport. При вступлении в Liberty Alliance глава AOL Барри Шулер пообещал, что Magic Carpet будет полностью совместим с единой идентификационной системой Альянса.
Passport пока ограничивается только самой Microsoft и ее ближайшими сервис-партнерами: American Express, ClickCommerce, eBay, Expedia и Groove. Правда, American Express, чтобы ничего не пропустить, сразу вслед за AOL вступила и в Liberty Alliance.
В системе Passport, несмотря на такую околокорпоративную ограниченность, уже имеется 165 миллионов пользователей. И их становиться все больше за счет хитростей Microsoft. Например, пользователи почтового сервиса Hotmail автоматически присоединяются к системе, а тем, кто рискнул установить Windows XP, предлагается присоединиться самим, причем столь "любезно", что трудно отказаться.
Похоже, что при складывающемся мировом разделении обязанностей для охвата всех служб и ресурсов пользователю достаточно будет иметь два пароля и два логина.