20 ноября на сайте BelarusMedia.com, едва ли не единственного белорусского интернет-СМИ, посвященного Интернету, появилось сообщение о том, что проект выставлен на продажу.
Продается все: домен, брэнд, публикации, материалы, архивы, библиотеки, разрешения, базы данных, списки подписчиков, программные модули и технологии, опубликованные и неопубликованные материалы подпроектов: студии, провайдеры, персоналии, база данных по ресурсам белорусского Интернета (около 2000 наименований), заготовки для новых статей, база зарегистрированных пользователей (около 200 записей).
Об официальном открытии агентства BelarusMedia было объявлено совсем недавно, в январе 2001 года. Теперь за недостатком финансирования проект вынужден прекратить свое сущестование.
О судьбе проекта и о причинах его закрытия рассказал "Нетоскопу" руководитель BelarusMedia Олег Тишков.
- Как создавалось издание, сколько человек его делало?
- В августе 2000 года я и мой партнер Юрий Бушило начали искать постоянное место работы. Прежде мы работали "дистанционно" на своих домашних компьютерах над проектом POISK.com. Я выбрал СП "Бевалекс", одно из крупнейших компьютерных предприятий республики, вполне осознанно, поскольку давно был знаком с его владельцем, ведь еще в далеком 1993 году тогдашний "Бевалекс" выступил соучредителем ЗАО "Tishkoff Publisher".
Следует отдать должное Михаилу Давидовичу Красницкому, как раз в то время занявшему должность генерального директора компании - он всегда оказывал нам поддержку и верил в нас.
В начале сентября 2000 года открылся сайт belarusmedia.com. С самого начала его главной специализацией были новости и события белорусского Интернета. Начинали мы вдвоем: я был журналистом, редактором, менеджером, Юрий программистом. На переломе 2000-2001 годов к нам присоединились еще двое молодых людей: Таня Лашук молодая журналистка и Андрей Серяков дизайнер, но они не являлись штатными единицами. Фактически над проектом работало 2,5 человека.
- А кто финансировал проект?
СП "Бевалекс". Были организованы два рабочих места, предоставлен доступ в Интернет, установлен небольшой, но стабильный ФОТ. Первоначально планировалось получать доход от платной подписки, но я скоро понял нереальность подобных расчетов, исходя из предоставленных в мое распоряжение материальных и человеческих ресурсов.
К началу 2001 году я осмотрелся, и где-то с февраля мы стали всерьез разрабатывать систему статистики (рабочее название Media Counter). По истечении времени стало понятно: невозможно двум специалистам разработать и вывести на уровень окупаемости такого рода проект. Осенью я попытался найти внешних инвесторов, но неудачно это и стало главной причиной ухода из "Бевалекса". А жаль, мне показалось, что мы нашли несколько идеологических решений в столь темной области Интернета (можете почитать цикл статей "Изучение статистических отчетов на примере сайта belarusmedia.com").
Я не думаю, что "Бевалекс" только потерял на этом проекте. Но в конце концов решил избавиться от непрофильного направления.
- Как определялась продажная цена проекта? Есть ли покупатели?
- Я предложил цену проекта в 5 тысяч долларов США исходя из его места и роли, а также нереализованных возможностей. Эта сумма может измениться в зависимости от ряда условий. Нужно ли говорить, что в этой цене есть мой (как и других членов команды) процент?
Особенность проекта состоит в том, что он не был привязан ни к одной структуре, а его главному редактору не приходилось удовлетворять разного рода интересы и пожелания учредителей и друзей. "Бевалекс" давал мне свободу, ограничивая лишь в одном "политике".
А покупателей пока нет.
- Как вы вообще оцениваете ситуацию с интернет-СМИ в Байнете?
- Другого подобного сайта с самой разнообразной и содержательной информацией о белорусском Интернете вы не найдете. Конечно, на страницах компьютерных изданий присутствуют профильные материалы, но они эпизодичны, чрезмерно популярны и грешат несамостоятельностью (читай: перепечатки и компиляции).
Белорусским авторам больше удается техническая "проза", нежели что-то глубокое и "отвлеченное". Вообще, все более и более осваивая профессию журналиста (первая предпринимательство), я не перестаю удивляться тому, как эта привилегированная каста людей исполняет свои непосредственные обязанности. Теперь вы понимаете, почему часть белорусского Интернета "горячо приветствует закрытие BelarusMedia" я говорю то, что думаю и успел не одному человеку наступить на любимый мозоль.
Про единственное стопроцентное белорусское издание об Интернете могу сказать коротко: продукт внутреннего пользования. Сайт себе сделать не могут уже полгода.
Есть еще ТВ-передача "Виртуальный мир" коротенькая, но милая.
- А почему продажа началась накануне вашего форума?
- Действительно, 20 ноября появилось сообщение "Проект BelarusMedia.com выставлен на торги", а спустя 9 дней открылся Третий белорусский Интернет-Форум by2001. Это случайное совпадение. Рано или поздно BelarusMedia должна была выйти из-под опеки коммерческой организации.
- Что, по-вашему, будет с проектом дальше?
- Что будет? Возможно, кто-либо в России или за рубежом оценит наш сайт и захочет его поддержать. Другой, более вероятный путь: начать акцию "Поддержи BelarusMedia спаси Байнет от информационного вакуума". Почему бы рядовым пользователям Интернета самим не поучаствовать в судьбе проекта, ведь для них все делалось?