21 октября уже в третий раз проводился "День блокады Эшелона" (Jam Echelon Day), онлайновая общественная акция против американской системы прослушивания "Эшелон". Организаторы акции оценивают результаты кампании этого года как "воодушевляющие". Главное достижение - кибер-акция привлекла к этой проблеме внимание широкой общественности.
Организаторы призывали сетевую общественность 21 октября писать своим друзьям письма, в которых бы содержались отдельные, а еще лучше - все ключевые слова, на которые реагирует "Эшелон" (список прилагался). Еще лучше, по их мнению, было бы рассылать подобные письма каждый день, а не только 21 октября, чтобы те, кто пытаются мониторить Интернет, захлебнулись бы в потоке бесполезной информации и были уже не в состоянии найти то, что действительно ищут.
В список "опасных" слов входят не только очевидные варианты ("ненависть", "терроризм", "безопасность", Агентство национальной безопасности), но и более неожиданные слова, например, "Уильям Гейтс", "Unix" и даже "секс". В списке также присутствуют названия ключевых американских IT-компаний, например, AT&T или Sun.
По мнению многочисленных экспертов, "Эшелон" фильтрует информацию не по ключевым словам из словаря "опасных" слов, а по более сложным паттернам и эвристикам. Поэтому простая рассылка списка из 845 слов даже тысячами пользователей, скорее всего, ни к чему не приведет.
Однако организаторы еще до начала акции признавали, что цель полностью завалить и заблокировать Эшелон вряд ли достижима. Тем не менее, они считали и считают саму попытку борьбы весьма достойным делом, а поставленную цель - высокой и благородной.
В интервью ZDNet организаторы акции признали, что "даже если бы каждый пользователь в Европе 21 числа отослал бы письмо, содержащее весь список ключевых слов, то "Эшелон" вряд ли почувствовал бы хоть что-нибудь". "Правда состоит в том, - заявил один из организаторов, Майкл Теттерин, - что деятельность "Эшелона" осуществляется таким образом, что мы вряд ли вообще способны нанести ему серьезный ущерб".
Напомним, что в мае Комиссия Европарламента пришла к выводу, что "Эшелон" действительно существует и что, возможно, система осуществляет мониторинг не только противников, но и друзей, то есть в целях не только военных, но и коммерческих.
Оценить реальное воздействие на "Эшелон" в день его блокады - трудно, если вообще возможно. Поэтому единственная оценка, которую могут дать организаторы своей деятельности - это субъектиная оценка того, сколь сильно было в результате привлечено внимание сетевой общественности к этой проблеме. С этой точки зрения, организаторы оценивают результаты, как "воодушевляющие".
За последние шесть месяцев создано 50 зеркал главного "антиэшелонного" сайта - www.cipherwar.com. Призывы к сетевой общественности доступны сейчас на 11 различных языках.