Компания Iridium Satellite представила в Федеральное управление авиации ( FAA) США предложения по использованию своей спутниковой телекоммуникационной сети для отслеживания переговоров пилотов пассажирских самолетов и параметров полета в реальном времени.
Предложения поданы компанией в рамках объявленной FAA программы повышения безопасности аэропортов и самолетов. По мнению Iridium, слежение за соамолетами со спутников позволит эффективнее противодействовать террористам при захватах самолетов. Располагая информацией о том, что происходит на борту в данный момент, можно оперативно принимать решения. Если же катастрофа произошла, проанализировать ее можно, не дожидаясь поисков и черного ящика. Расшифровка его записей часто занимает месяцы, а иногда вообще невозможна. К тому же черный ящик хранит запись переговоров и телеметрии только последних 30 минут полета.
Iridium собирается ретранслировать в реальном времени переговоры и данные с самолетов в центры управления воздушным движением. Низкоорбитальная спутниковая группировка Iridium сейчас состоит из 66 спутников, обеспечивающих мобильную телефонную связь в любой точке планеты. Система имеет полностью космическое базирование, то есть обеспечивает связь без наземной инфраструктуры.
Сами по себе спутники не могут перехватывать сигналы штатных авиационных средств радиосвязи. Для этого каждый самолет необходимо снабдить дополнительным оборудованием. Стоимость одного комплекта примерно 50.000 долларов. Плюс придется платить около 200 долларов за трафик, обеспечивающий 4-часовую запись полета. Однако компания считает, что это несильно повлияет на стоимость билетов, если пассажиров достаточно много.
С самого начала проект Iridium испытывал большие трудности с окупаемостью. Из-за высокой себестоимости применяемого вида связи тарифы оказываются недоступными для широких масс, и спрос на такую мобильную связь достаточно ограничен. Поэтому компания заинтересована в корпоративных и правительственных заказах.
Для снижения расходов Iridium предлагает не производить постоянную запись, а включать ее по сигналу тревоги для конкретного лайнера. Сигнал может поступить как с пунктов управления воздушным движением, так и с самого борта. Его могут подать члены экипажа, или же он включится автоматически, если параметры полета начнут резко отклоняться от заданных.