Нетоскоп/Новости/20.08.2001 http://www.netoscope.ru/news/2001/08/20/3201.html Gallup SPb: Рунетчики оказались благополучными лжецами Наталья Геда 20.08.2001 21:45 |
||
Компания
Полевой этап исследования проводился в период с 6 августа по 16 августа 2001 года методом интерактивного опроса. Пользователи заполняли анкету, размещенную на корпоративном сайте компании. Приглашение для респондентов заполнить анкету размещалось на страницах сайтов-участников в форме баннеров или текстовых ссылок. В проекте согласилось принять участие 42 сайта, в том числе
Проведенное исследование интересно тем, что в нем впервые учитывались не только социально-демографические характеристики пользовательской аудитории Рунета, но и психологические показатели, такие, как "уровень психологического благополучия", "субъективная оценка жизни", "жажда жизни" и "порядок ценностей". Эти показатели выводились на основании "Шкалы депрессии Бэка" и показателях, использованных в исследовании "Diagnoza spoleczna 2000" в части «Индивидуальное качество жизни».
Демографические характеристики, полученные в ходе исследования, принципиально не расходятся с аналогичными показателями других исследований аудитории Рунета. Преобладают мужчины (56,4 процента), молодые люди (половина опрошенных моложе 25 лет), с доходами выше среднего (68 процентов). Специалисты с высшим образованием, студенты и персонал офиса составляют две третьих опрошенных.
Зато среди данных о психологических характеристиках рунетчиков есть немало любопытных фактов.
Перед началом исследования была выдвинута гипотеза, что уровень психологического благополучия интернетчиков каким-то образом связан с их тематическими предпочтениями. В ходе исследования эта гипотеза не подтвердилась. Единственным достойным рассмотрения фактором оказалось то, что аудитория сайтов в тематической категории "здоровье" отличается самым высоким среди опрошенных показателем депрессивности.
Тематические предпочтения респондентов скорее связаны с демографическими характеристиками. Так, среди сайтов-участников в ходе опроса были выявлены "типично-мужские" (Компьютеры и Интернет, Музыка и MP3, Бизнес), "типично-женские" (Здоровье, Астрология и Гороскопы), и "общие" (Новости, Развлечения). Так же выявлены группы сайтов, аудитория которых имеет доход "значительно выше среднего" (Бизнес, Новости, Здоровье), "средний" (Компьютеры и Интернет), "средний и низкий" (Развлечения, Музыка и MP3).
Уровень психологического благополучия опрошенных возрастает прямо пропорционально уровню доходов и оказывается наиболее высоким у самой состоятельной группы опрошенных, то есть у владельцев и совладельцев собственных фирм и руководителей высшего / среднего звена. Низший уровень психологического благополучия и жажды жизни имеют безработные и те, у которых доходы в семье на одного человека, составляют значительно меньше, чем 2000 рублей в месяц. Наиболее депрессивной из всех групп респондентов оказались домохозяйки.
"Порядок ценностей" представителей российского интернета таков: оказывается, наивысшей ценностью для них является здоровье (для 51 процент опрошенных). Второе и третье место занимают удачный брак и деньги, причем женщины (особенно домохозяйки) выше ценят первый, а студенты, владельцы и совладельцы фирм и управляющий персонал компаний - последнее. Меньше всего рунетчики ценят честность, причем женщины - респондентки ценят ее в два раза меньше, чем мужчины. Эта нравственная категория востребована только в профессиональной группе учителей и научных работников.
Так же выяснилось, что пол, возраст и образование почти не связаны с уровнем психологического благополучия. В общем все респонденты оценивали свою жизнь как довольно хорошую или удачную (4-5 баллов по 7-бальной шкале), а свою жажду жизни на 7 баллов (на 9 возможных). Самые «взрослые» участники опроса ниже всех ощущали жажду жизни и в меньшей степени были довольны ею.
"По жизни" интернетчики наиболее удовлетворены детьми, отношениями с друзьями, и "состоянием морали в личном окружении" (!). А меньше всего - своими достижениями в жизни, финансовым положением в семье и обстановкой в стране.
Copyright © 2000-2002 Нетоскоп www.netoscope.ru |