В текстах поэтов, совершивших или готовых совершить самоубийство, содержатся определенные лингвистические паттерны, которые являются индикаторами самоубийственных наклонностей авторов. Таков вывод психологов, проанализировавших на компьютере 156 стихотворений девяти поэтов-самоубийц и 135 стихотворений других девяти поэтов, которые умерли другим способом, сообщает Reuters.
"Главный результат состоит в том, что мы можем определять сдвиги в психическом здоровье людей на основе языка, который они используют", - говорит Джеймс Пеннибейкер, профессор психологии из университета Техаса который проводил данное исследование вместе со студентом пеннсильванского университета Шенноном Уистли Стирманом.
Исследуемая группа поэтов-самоубийц включала Сергея Есенина и Владимира Маяковского, а также ряд известных американских и британских поэтов. Среди поэтов, умерших не от своей руки, исследовались Пастернак и Мандельштам.
Компьютерное исследование показало, что поэты с самоубийственными наклонностями чаще употребляют слова и выражения, свидетельствующие об их оторванности от общества и повышенном внимании к собственным персонам. В частности, они значительно чаще употребляют местоимения первого лица "я", "мне" и "мой", и гораздо реже - "мы".
Поэты-самоубийцы также отличаются тем, что перед смертью все меньше употребляют в стихах "коммуникативные" слова (например, разные формы глаголов "говорить", "слушать" или "делить").
В то же время количество слов, именующих как отрицательные, так и положительные эмоции ("любовь", "ненависть") не особенно отличается для самоубийц и для других поэтов.
По мнению исследователей, вычисленные паттерны могут использоваться как "лингвистические предсказатели самоубийств" при исследовании текстов еще живых поэтов.