Международный гроссмейстер из Челябинска Евгений Свешников намерен добиться решения о признании предметами интеллектуальной собственности сыгранных им партий. Причина - внесение этих партий в компьютерную базу данных Chess Assistant без согласия автора.
"Нынешнее положение, когда законы об авторском праве не распространяются на шахматные партии, приводит к тому, что большинство шахматистов нищают, в то время как компьютерщики наживаются за наш счет", - считает Евгений Свешников, возглавляющий комиссию по интеллектуальной собственности в международной шахматной федерации ФИДЕ.
Chess Assistant является продуктом московской компании "ИнформСистемы" и известен не только в России. К примеру, в игровой зоне официального сайта ФИДЕ (в работе которой принимает участие и Свешников) каждый игрок сразу же по завершении очередной партии может получить онлайн-комментарий этой игры, выполненный Chess Assistant 5.1.
Последняя версия Chess Assistant 6.0 включает в себя 1 миллион 520 тысяч шахматных партий, библиотеку экспертных оценок (более 130 тысяч оцененных позиций и 170 тысяч ходов) и еще много понятной только шахматистам информации. Стоимость одного компакт-диска, который распространяется в том числе и через сайт "ИнформСистем", на сегодня составляет минимум 30 долларов.
"Я оцениваю все полторы тысячи своих партий всего в полтора доллара, но хочу исключить посредников из шахматного диалога между сильнейшими игроками и миллионами любителей", - сообщает инициатор судебного процесса, подчеркивая, что его интересует не получение материальной компенсации, а принципиальное решение суда.
Евгений Свешников также заручился поддержкой более ста ведущих игроков мира, чьи партии без их ведома также используются в различных компьютерных базах данных. Как предполагает "Время новостей", если истцу удастся через суд приравнять шахматные партии к музыкальным или литературным произведениям, то создателям компьютерных программ и авторам книг придется в корне пересмотреть свои отношения с несколькими тысячами шахматистов.
Процесс, в случае его успешного для шахматиста окончания, может серьезно повлиять на развитие шахматной теории. Хотя предположение о том, что любого шахматиста, применившего, к примеру, какую-нибудь защиту Алехина, можно будет привлечь к ответственности за плагиат, являются скорее уж гиперболой. А вот практика отчислений за использование сыгранных партий в обучающих и игровых программах вполне может стать реальной.
Судебный процесс проходит в Московском городском суде и должен завершиться до конца июля.