В понедельник Генпрокуратура Украины признала смерть Георгия Гонгадзе, руководителя онлайнового издания "Украинская правда". На это потребовалось более трех месяцев - обезглавленный труп журналиста был найден в середине ноября 2000 года.
За эти три месяца экспертиза тела проводилась несколько раз - как российскими, так и украинскими экспертами. Однажды уже был сделан вывод, что найденное тело принадлежит Георгию Гонгадзе на 99,6 процентов. Украинской прокуратуре этих цифр оказалось недостаточно для того, чтобы признать мать и жену журналиста потерпевшими, а самого Георгия Гонгадзе - покойным.
Новое решение Генпрокуратуры появилось после того, как был допрошен российский эксперт, проводивший экспертизу останков тела. После этого допроса цифра, обозначающая вероятность того, что найденное тело принадлежит пропавшему журналисту, стала равна 99,9 процентам.
Возможно, на решение Генпрокуратуры повлияла и политическая ситуация на Украине. История с пропавшим журналистом стала своеобразным толчком для акции "Украина без Кучмы". Противники нынешнего президента Украины нашли повод для войны против него после обнародованных аудиозаписей разговоров, сделанных в кабинете Леонида Кучмы. На этих пленках, подлинность которых Генпрокуратура также вынуждена была признать, записан голос президента, отдающего приказ "что-нибудь сделать с этим Гонгадзе".
"Украинская правда" подчеркивает, что все происходящее "ставит диагноз режиму", а последнее решение лишает украинскую СБ возможности "рассылать по СМИ анонимки с утверждениями, что Гонгадзе уехал в Чехию вместе с Мельниченко". Также статус потерпевших дает возможность матери и вдове Георгия Гонгадзе - Лесе и Мирославе Гонгадзе - предъявлять доказательства, заявлять ходатайства и иметь своего представителя по уголовному делу.
"Мы будем требовать от следствия проведение дополнительных экспертиз", - сообщает Андрей Федур, ставший адвокатом Леси и Мирославы Гонгадзе. По его словам, они будут настаивать на новых экспертизах ДНК и судебно-медицинской экспертизе тела для установления причины смерти. Обязательным условием адвокат назвал то, что образцы тканей должны быть взяты в присутствии его и Леси Гонгадзе.
Теперь главной целью в этом деле должен стать поиск убийц Георгия Гонгадзе. Формально поиск невозможно было начать, пока человек не признан мертвым. "Пять месяцев было потрачено на то, чтобы Леся Гонгадзе могла воспользоваться своими правами, - подчеркивает Андрей Федур. - При том, что в этом деле важен каждый день".