Министр связи и информатизации РФ Леонид Рейман считает, что введение повременного учета стоимости телефонных разговоров не отразится на стоимости доступа в Интернет. Об этом он говорил в среду на пресс-конференции в рамках конгресса "Развитие телекоммуникаций и построение информационного общества."
Одним из путей решения проблем, которые возникают у пользователей Интернета при введении повременной оплаты телефонной связи, может быть вариант создания альтернативных сетей, специально для интернет-трафика. Подобные пилотные проекты, по словам министра, уже действуют в больших городах.
По оценке Минсвязи, Интернетом в настоящее время пользуется 1,7 процентов жителей России. Однако, в то время, как в Москве и Санкт-Петербурге ведутся дискуссии только о возможности введения повременки, во многих регионах она уже введена. По словам Леонида Реймана, повременка действует уже в 200 населенных пунктах России. Среди них такие города, как Воронеж, Пермь, Ярославль, Псков, Казань.
Никаких реальных государственных проектов по облегчению жизни интернетчиков в этих городах не замечено. Многие региональные провайдеры пытаются как-то компенсировать расходы интернет-пользователей, снижая цены на собственные услуги. К примеру, казанский провайдер "МЭЛТ" с 1 января 2001 года - с момента ввода повременки - снизил цены до 0,35-0,48 долларов в час в зависимости от времени суток и ввел дополнительные экономичные планы. При этом стоимость минуты телефонного соединения в Казани равна 6 копейкам, а час, соответственно, обходится в 3,6 рубля (примерно 0,13 доллара).
По словам администратора проекта Kazan.ru Дмитрия Ромахина, сам факт введения повременки сказался на активности пользователей не сразу. "Только через полтора месяца, когда первые счета пришли, у меня примерно на 10 процентов в день посещаемость упала, - отметил он. - И думаю, еще раз упадет, когда вторые счета придут - народ у нас тормозной, не сразу врубается". При этом, как отметил Дмитрий Ромахин, время, проводимое в Сети пользователями, снизилось, а общий трафик упал примерно на 30 процентов.
Ситуацию в регионах спасает только то, что большинство пользователей выходят в Сеть с рабочих мест. К примеру, в Хабаровске число таких пользователей равно 30 процентам от общего числа, при том, что 55 процентов пользуются Интернетом у своих друзей или в точках общественного доступа.
"На посещаемость нашего сайта введение повременки никак не отразилось, - подчеркнул Гленн Казаков, руководитель группы интернет-проектов ОАО "Казанская кондитерская фабрика "Заря", - поскольку в основном к нам ходят корпоративные пользователи".
Но проблема, по мнению Гленна Казакова, концептуально кроется в другом. "Чем хуже у вас качество телефонной связи, тем медленнее качается информация по модему, - подчеркивает он, - тем дольше вам приходится сидеть в Интернете, тем больше вы в конечном итоге платите. Получается, что ГТС заинтересована в снижении качества связи для получения больших денег".
Одним из выходов - и для пользователей, и для провайдеров - является так называемый call-back, когда пользователь звонит провайдеру и просит, чтоб его подключили к Сети. Затем провайдер перезванивает по оставленному телефону и соединяется с модемом пользователя. При такой схеме все расходы на телефонную связь ложатся на провайдера.
Большинство казанских провайдеров объявили о такой схеме работы, но пока не ввели ее по различным причинам. При том, что, как правило, ни один провайдер не занимается только предоставлением доступа в Интернет. Упомянутый выше "МЭЛТ" занимается также недвижимостью. Еще один казанский провайдер, компания "КомТат", прокладывает собственные каналы, подключая к Сети близлежащие мелкие города. Компания "Татинком" занимается торговлей компьютерами и сотовыми телефонами.
Единственная казанская компания, которая позволяет своим пользователям не платить за телефон при подключении к Сети, - "Интелсет". Но она сама по себе является телефонной компанией и имеет собственную телефонную сеть. Поэтому ее абоненты платят только за соединение с Интернетом.
Примерно такая же картина складывается и в других регионах, где повременка уже введена. Как подчеркнул в своем выступлении Леонид Рейман, опыт показывает, что доходы операторов связи при повременной оплате повышаются в среднем на 15-20 процентов, потому как 10 процентов населения платит телефонистам значительно больше, чем раньше.