В конце прошлой недели, 16 ноября, в Апелляционной палате Роспатента состоялось первое слушание по делу о правомерности регистрации товарного знака "Webmaster", зарегистрированого ЗАО "Информика" в 1997 году. Петербургская компания "Веб-Mастер" потребовала признать регистрацию товарного знака "Webmaster" недействительной.
"В мае 1999 года к нам и еще двум фирмам, нашим московским тезкам - Web.Master! и Webmaster Agency - обратился директор ЗАО "Информика" Андрей Василевский с предложением о приобретении товарного знака webmaster за 4 тысячи 900 долларов, - говорит генеральный директор компании "Веб-Mастер" Андрей Рябых. - В случае нашего нежелания выкупить данный товарный знак нам было предложено сменить название или купить лицензию на неэксклюзивное использование".
Апелляция была подана именно петербургской компанией "Веб-Mастер". Дело начал вести вице-президент Ассоциации патентоведов Санкт-Петербурга Валерий Мордвинов, который занимался признанием недействительным товарного знака "Internet".
Свое требование признать регистрацию товарного знака "Webmaster" недействительной Валерий Мордвинов аргументировал тем, что обозначение "Webmaster" стало общепринятым международным термином и вошло во всеобщее употребление.
Интересы "Информики" защищал патентный поверенный А.В.Сергеев. Он заявил, что, в частности, обозначение "Webmaster" не может считаться термином в точном смысле этого слова, поскольку его значение достаточно размыто - им могут обозначаться, к примеру, должность, профессия веб-дизайнера, профессия администратора сервера. Также на заседании в Роспатенте было отмечено, что в странах Западной Европы существует опыт регистрации аналогичного и сходных товарных знаков.
"Спорный" товарный знак был зарегистрирован "Информикой" для рекламы своих услуг в области интернет-дизайна и хостинга. В настоящее же время, как отмечается в пресс-релизе, распространяемом компанией, компания оказание этих услуг практически свернула и выставила знак на продажу на своем сайте Marks.ru.
Следует отметить, что на этом сайте предложены к продаже товарные знаки, значение которых еще более общеупотребительно. В свое время у этой компании товарный знак приобрела сеть магазинов под названием "Копейка". В настоящее время предлагаются такие товарные знаки, как "Пятак", "Алтын", "Молочные реки", "Дракон", "Свет в окошке".
По итогам разбирательства Апелляционная Палата Роспатента отклонила возражение против регистрации товарного знака. Это означает, что пока "Webmaster" остается собственностью "Информики".
По мнению Андрея Рябых, возможно, это случилось по причине того, что им не удалось правильно сформулировать свои претензии. "Одни юристы считают, что признать регистрацию товарного знака "Webmaster" по причине общепринятости очень легко, - отметил Андрей Рябых. - Другие считают, что это не так, и дешевле будет купить. Мы решили неделю подумать, взвесить все за и против и уже потом принимать какие-то решения".
При этом компания "Информика" подчеркивает, что сохранение прав на товарный знак "Webmaster" никак не препятствует использованию слова webmaster для обозначения профессий, должностей или в качестве части электронного адреса. Об этом, как подчеркивается в официальном пресс-релизе компании, "ошибочно утверждалось в заявлениях, приложенных к жалобе истца".