На конференции "Электронная коммерция", которая проходит в эти дни в Санкт-Петербурге, сразу несколько компаний заявили о своих проектах и планах в области интернетизации фармацевтического бизнеса.
В начале 1999 года компанией "МФД-ИнфоЦентр" был создан сайт "Инфохимия", представляющий из себя базу данных предприятий. Около года назад фонд "Евразия" провел тендер на дальнейшую разработку этого ресурса. Его выиграла "МФД-ИнфоЦентр". Перед тем, как приступить к работе, специалисты центра провели исследование среди предприятий химической и фармацевтической промышленности, чтобы выяснить степень готовности предприятий этого профиля к интернетизации и выяснить, хотят ли они двигаться в этом направлении. В исследовании приняли участие 59 компаний, из которых 40 представляли регионы.
По результатам исследования, которое было проведено в марте текущего года, 30 процентов компаний химико-фармацевтической отрасли уже пользуются Интернетом, 43 процента имеют или собираются создать свой сайт. 30 процентов опрошенных предприятий используют для рекламы e-mail-рассылку, а 43 процента размещают свою рекламу на интернет-ресурсах. Таким образом, "МФД-ИнфоЦентр" удостоверилась, что степень готовности отрасли к работе через Интернет весьма высока.
Специалисты компании провели многочисленные консультации с представителями первой фармацевтической десятки. Готовность новой "Инфохимии", которую "МФД-ИнфоЦентр" предполагает запустить в ближайшее время, оценивается сейчас в 90 процентов. Это будет многофункциональный торговый коммуникатор. На нем планируется представлять отраслевую информацию о рынке и каталог продукции, генерируемый участниками системы. Система будет позволять участникам вести учет заказов, учет номенклатуры и количества товара на складе, отслеживать стадии исполнения контракта, автоматизировать документооборот и т.д.
Количество субъектов фармацевтического рынка России, по данным компании "Инвакорп фарма", сейчас следующее:
Иностранные фирмы-поставщики - 150
Отечественные предприятия-производители - 300
Дистрибьюторы - 4000
Розничные аптеки - 16000
Мелкие пункты продаж - 50000
Итого - 70450
Потенциал рынка "единых систем заказов" только в Москве "МФД-ИнфоЦентр" оценивает в 150 тысяч долларов в месяц. Компания не рассчитывает стать монополистом на этом рынке. Ольга Ринк, выступавшая с докладом, отметила, что заинтересованность в их системе проявляют, в основном, компании среднего звена. Крупные игроки предпочитают иметь собственные базы данных и системы заказов. "Инфохимия" видит потенциальных участников своей системы именно в среднем звене, а лидирующую роль предполагает сыграть, в первую очередь, в регионах. По прогнозам "МФД", количество участников "Инфохимии" через год составит десятки поставщиков и сотни аптек.
Серьезные планы по созданию вертикального портала в области медицины и здравоохранения не впервые оглашает компания Remedicus Russia. В конце сентября на сайте Remedicus.ru созданы три входа - для различных групп посетителей. Один раздел содержит популярную информацию, второй - профессиональную, а третий - бизнес-информацию. На сегодняшний момент бизнес-часть на Remedicus, скорее, информационная, но заявка на B2B этой компанией тоже сделана. В разработке - система транзакций, интернет-магазины по торговле фармацевтическими товарами, площадки для межкорпоративного взаимодействия.
Среди проектов той же направленности стоит отметить также Pharmazone.ru - совместный проект A.Partners и Intermatrix Group, не упомянутый в рамках конференции. Запуск проекта планировался на октябрь, но пока портал еще не работает.
Так что фармацевтический рынок в Интернете делят пока заочно. Посмотрим, что произойдет после полнофункционального запуска всех многообещающих проектов.
Пока же успешно существует и работает сеть торговли товарами медицинского назначения регионального значения. Это сайт www.apteka.spb.ru, созданный и поддерживаемый компанией "Спецтек". Примерно половина оптовых фирм из 100 существующих в Санкт-Петербурге публикуют на этом сайте свои прайс-листы. Система работает на платной основе и пользуется устойчивой популярностью на рынке Северо-Запада.